Конспект урока внеклассного чтения на тему Картины родной природы в произведениях русских поэтов (9 класс)


Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Дивеевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат VIII вида»
607328 Нижегородская область, Дивеевский район, п.Сатис, улица Московская, дом 42
Урок внеклассного чтения.
Тема: «Картины родной природы в произведениях русских поэтов».
9 класс
Учитель письма и развития речи:
Андреева Елена Васильевна
2012 – 2013 учебный год
Тип урока – комбинированный
Цель урока: Познакомить обучающихся с произведениями русских поэтов о природе.
Задачи:
образовательная:
•углубление и расширение знаний обучающихся о произведениях русских поэтов;
коррекционно – развивающие:
•формирование активного восприятия материала урока, через объяснение нового материала;
•способствовать развитию зрительной памяти, через наглядныйматериал урока.
•коррекция и развитие связной устной речи; через выполнение
заданий и сообщений по новой теме.
воспитательные:
•воспитывать интерес к урокам внеклассного чтения.
•воспитывать любовь, бережное отношение к окружающей природе.
Оборудование и материалы: репродукция «Февральская лазурь» И.Грабарь, стихи А.Пушкина, С.Есенина, А.Фета, Ф.Тютчева и других, рисунки учащихся на тему «В царстве зимы», музыка «Времена года» П.Чайковского, Вивальди «Времена года», трафареты снежинок, презентация к уроку, проектор, экран, ноутбук. План урока
1. Организация начала урока. (2мин.)
2. Сообщение темы и цели урока. (3 мин.)
3. Изучение нового материала. (20 мин.)
4. Физкультминутка. (3 мин.)
5. Закрепление изученного материала. (10 мин)
6. Подведение итогов урока. (2 мин.)

Ход урока:
1.Организация начала урока.
Цель: настроить обучающихся на работу на уроке.
Учитель:
Здравствуйте те, кто весел сегодня,
Здравствуйте те, кто грустит.
Здравствуйте те, кто общается с радостью,
Здравствуйте те, кто молчит.
Улыбнитесь, пожалуйста, те,
кто готов работать сегодня с полной отдачей...
2. Сообщение темы и цели урока.
Цель: активизировать деятельность обучающихся на уроке.
Сегодня мы совершим увлекательное путешествие. А куда, догадайтесь сами. Прочитайте загадку, отгадайте.
Слайд 1. (загадка, затем появляется картинка)
Тройка, тройка прилетела Скакуны в той тройке белы, А в санях сидит царица Белокоса, белолица, Как махнула рукавом, Все покрылось серебром.
-Как догадались, что это зима?
- Мы совершим путешествие в мир красок и звуков зимы. А вы любите зиму? За что?
3. Изучение нового материала.
Цель: организовать познавательную деятельность обучающихся,
Зима прекрасное время года. Она приходит очень тихо. Как в сказке за одну ночь построит свой сказочный алмазный дворец. Проснешься утром и вдруг видишь: земля покрылась белыми блёстками, снег белый, мягкий. Трудно поверить, что он холодный, иногда кажется, что он розовый и теплый. Сверкают поляны, словно алмазными бусинками осыпал их и разукрасил добрый волшебник. Нигде нет такой зимы, как у нас.
Слайд 2. (играет музыка Чайковского, меняются картинки с изображением зимних пейзажей)
1.Поэты о зиме.
Многие поэты и писатели восхищались красотой русской зимы и писали свои лучшие произведения об этом прекрасном времени года. Зиму они называли ласковыми именами.
- Вспомним какими.
Слайд 3. (появляются строки из стихов, дети читают, тут же портреты поэтов)
1)«Чародейкою зимою
Околдован, лес стоит…» Тютчев.
2)И вот сама
Идет волшебница зима…Пушкин
3)Здравствуй, гостья-зима,
Просим милости к нам…Никитин
4)Блеснул мороз и рады мы
Проказам матушки зимы…
Зимой все засыпает в природе, затихает жизнь в ожидании весеннего чуда. Кажется, что зима – самое однообразное время года, но это совсем не так. Под обманчиво-белой снежной маской кипит непокоренная жизнь, чудесная сказка зимнего леса.
Вы готовились к этому уроку. Какие задания были у вас?
Стихотворение «Чародейкою зимою…» читает…. Слайд 4 зимний лес, музыка.
- Кто написал это стихотворение?
Да, поэт Тютчев (портрет) как истинный знаток красоты природы не мог пройти мимо этого зимнего чуда.
Дивный пейзаж, окрашенный в ликующие краски яcного зимнего дня, всегда поднимает настроение . следующее стихотворение, которое сейчас прозвучит именно об этом. Оно о человеческом счастье, покое, умиротворенности. Пушкинское творение несет чувство полноты жизни, ощущение всей прелести наступившего утра.
«Зимнее утро» читает……слайд 5 музыка, картина
Вы уже сказали, что любите зиму. Зима – это любимое время года для многих детей. Почему? (лыжи, коньки, санки, игра в снежки, постройка снежной крепости)
Следующее стихотворение прочитаем выразительно.
3 – читают выразительно.
Слайд 6 картина к стихотворению.
Брылева Т. ЗИМА
Белизна в просторном поле.
Серебром искрится снег.
Белый лес стоит в неволе.
Заковало глади рек.
Покорились стуже зимней
Синева небес, луга.
На деревьях тонкий иней,
Расписные кружева.
Не сидится нынче дома.
На лыжню, да и в лесок.
Пусть развеется истома
От летящей прыти ног.
ЗИМНИЙЛЕС
Тёмный лес принакрылся периной,
В тёплом войлоке спит до весны.
В бусах жемчуга ветки осины
Белоснежной сплошной седины.
Снег на солнце блестит, перламутром,
Словно радуга смотрит с небес.
От серёжек берёзовых утром
Ветер высеял будущий лес.
4. Физкультминутка.
Цель: соблюдение охранительного режима.
2.Художник о зиме.
Русская зима воспета в стихах, музыке, мы слышали замечательную зимнюю музыку, стихи которые вы читали. Матушку-зиму мы видим и на полотнах живописцев. На их полотнах изображены картины русской природы, зимние пейзажи.
Художник И.Грабарь (портрет) приглашает нас полюбоваться красотой русской берёзы, её великолепием. Всмотритесь в картину. Слайд 7.
- какое впечатление произвела она?
- Картина называется «Февральская лазурь», почему?
Слышали ли вы такое слово лазурь? Что оно означает?
Лазурь – это светло-синий цвет с сиреневым оттенком.
Когда бывает такое небо?
Что нам помогает понять, что день на картине изображен солнечный?
(сверкают стволы берез, на них отблеск солнца)
Какое стихотворение вам вспомнилось, глядя на картину? (Белая береза.Есенин)
Почему художник выбрал берёзу? (берёза символ нашей Родины)
Множество снежинок украсили ветви этих берез. Я предлагаю вам украсить класс нашими снежинками. Раскрасьте снежинку так, какой вы её себе представляете. Слайд 8(музыка, картинка). Затем снежинки крепятся на доску.
Наши снежинки выражают хорошее настроение.
Мы побывали в роли читателей, слушателей, сейчас посмотрим, как вы изобразили свое зимнее настроение. (дети выходят с рисунком и рассказывают по нему о зиме).
5. Закрепление.
Цель: закрепление знаний по новой теме
Народное творчество о зиме.
Вы делали подборку пословиц и поговорок о зиме, прочитайте их.
6. Подведение итогов урока.
Цель: подвести итог, отметить работу обучающихся на уроке.
Да, русской красавице зиме, волшебнице зиме посвящено много изумительных стихов, великолепных картин, замечательной музыки, в чем мы сегодня убедились во время путешествия к зиме. Эти произведения зовут нас в каждодневной суете остановится, прислушаться и увидеть, какая красота, прелесть зимней сказки окружает нас. Чудесное рядом и мир прекрасен. Урок закончен, спасибо за работу.Дети выбирают смайлики, оценивая свою работу на уроке.