ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КОМПЛЕКСА
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КОМПЛЕКСА «ТЕХНОЛОГИИ РАЗРАБОТКИ И ЗАЩИТЕ БАЗ ДАННЫХ»
Современные обучающиеся растут, общаются и получают образование в цифровой среде. Мы живём в обществе информационных технологий, которое заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Использование новых педагогических технологий помогут достигнуть поставленных целей образования. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее продуктивными для современного образовательного процесса, с моей точки зрения, являются интерактивный метод и метод проектов. Учебный процесс, опирающийся на использование интерактивных методов обучения, организуется с учетом включенности в процесс познания всех обучающихся группы без исключения. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад. В ходе занятия идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Организуются индивидуальная, парная и групповая работа, используется проектная работа, ролевые игры, осуществляется работа с документами и различными источниками информации. Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможность взаимной оценки и контроля. Преподаватель вместе с новыми знаниями ведет обучающихся к самостоятельному поиску. Активность преподавателя уступает место активности обучающихся, его задачей становится создание условий для их инициативы. Преподаватель отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации. Интерактивные методы могут применяться при организации следующей работы с обучающимися: организация тематических занятий, организация «обучения в сотрудничестве» при работе над учебным проектом, формирование портфолио обучающегося, организация дискуссий и обсуждений спорных вопросов, возникших в коллективе,для создания образовательных ресурсов.
Для решения воспитательных и учебных задач мною используются следующие интерактивные формы:
интерактивная экскурсия, проведение видеоконференций, мозговой штурм, фокус-группа, деловые и ролевые игры, сase-study (анализ конкретных, практических ситуаций).
Было бы ошибкой придерживаться какой-либо одной модели. Разумно сочетать эти две модели обучения для достижения эффективности и качества учебного процесса. Современная система профессионального образования в условиях рыночных отношений одним из приоритетов для успешного решения задач подготовки квалифицированных кадров выделяет принцип учета интересов обучаемого.
Совместная деятельность означает, что каждый вносит в нее свой особый вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.
Интерактивное обучение – это обучение, которое является взаимодействующим, которое основано на опыте реальной жизни, включает обмен мнениями среди обучающихся и между обучающимися и преподавателями, критически анализирует организационные системные причины возникновения проблем, развивает творческий потенциал – способности к «видению» проблемы, оригинальности, гибкости, диалектичности, легкости генерирования идей, способности к самостоятельной поисковой деятельности; эффективности применения профессиональных знаний, умений и навыков в реальной производственной практике.[ 4]
Список используемых источников
Горобец Л. Н. «Метод проекта» как педагогическая технология. http://cyberleninka.ru/article/n/metod-proekta-kak-pedagogicheskaya-tehnologiyaЕмелина М.В Интерактивное обучение в системе методической работы школы [электронный ресурс] http://festival.1september.ru/articles/313034
Мясоед, Т. А. Интерактивные технологии обучения: Спец. Семинар для учителей / Т. А. Мясоед. – М.: Академия, 2004. – 75 с.
Огудина А.Н. Актуальность интерактивных методов обучения. Http://ogudina.nntc.nnov.ru/categoryПидкасистый, П. И. Технологии игры в обучении и развитии / П. И. Пидкасистый, Ж. С. Хайдаров. – М.: Академия, 1996. – 268 с.
Склейнов Е.Л Интеграция интерактивных и интернет-технологий как новое направление информатизации образования. http://www.iiorao.ru/iio/pages/izdat/ison/publication/ison_2012/num_9_2012/Sklejnov.pdf
Суворова, Н. Интерактивное обучение: Новые подходы / Н. Суворова. – М.: Роспедагентство, 2005. – 110 с.