Материалы к уроку по творчеству В.В.Маяковского
Мой Маяковский.
«Как делать стихи» или размышления учителя-словесника.
Новосёлова Светлана Омаровна,
учитель русского языка и литературы,
Государственное учреждение средняя школа № 17
п. Боралдай Илийского района Алматинской области
Я поэт. Этим и интересен.
В.Маяковский
Владимир Владимирович Маяковский одна из самых ярких фигур не только русского футуризма, но и всей русской поэзии. Жизнь и творчество поэта вызывает до сих пор непреходящий интерес. Сама личность Маяковского, как и его творчество, - неоднозначны.
Мое знакомство с Маяковским состоялось много лет назад, ещё в школе. В первый раз это было для меня чем-то громадным, непонятным и нескладным. Но с течением времени, читая всё новые и новые его произведения, я познакомилась с другим, совершенно новым для меня поэтом. Меня всегда удивляло и удивляет, что Маяковский не умеет чувствовать «мелко». Необыкновенная сила чувства сквозит даже в ритме его стихотворений. Если прислушаться, то вся мелодия стиха напомнит ритм исполинских шагов. Маяковский-гигант, плачущий морями «слезищами», для которого океан мал, а небо кажется «крохотным». Маяковский для меня это человек, смотрящий на мир и видящий его не так, как я. И этим он мне интересен. Поэт привлекает своей неповторимостью, несхожестью с другими, восхитительным миром диких фантазий.
Честно признаюсь, всегда переживаю, как дети воспримут стихи Маяковского. Лично меня его произведения привлекают прежде всего открытостью и откровенностью. В любом произведении слово звучит поистине «весомо, грубо, зримо». Я думаю, любой, пропустивший эти строки через себя, через свою душу, задумается: «А может мне стоит измениться? Быть может, я смогу увидеть «на блюде студня косые скулы океана» или сыграть ноктюрн «на флейте водосточных труб»?»
Урок о творчестве поэта я начинаю с вопросов: «Вы любите необычное? А почему?» Дети задумываются, дискуссируют. А я продолжаю: «Вот Владимир Маяковский и был необычным поэтом. «Слова тесны стали»,- говорил он. И придумывал своё, неповторимое: «Спокоен как пульс покойника», «Сердце несу, как собака, которая в конуру несёт перееханную поездом лапу», «Ночь излюбилась», «Скрипка издёргалась»
Обязательно на этом уроке использую интерактивную доску, так как она даёт мне уникальную возможность познакомить ребят с Маяковским. Заранее приготовлены видеоролики, на которых произведения поэта читают Евгений Киндинов, Вениамин Смехов, Сергей Безруков. Дети с удовольствием смотрят учебные фильмы с элементами хроники, фрагменты из фильма «Есенин», в котором Маяковского очень талантливо играет актёр Евгений Дятлов, слушают аудиофайлы с записями голоса самого поэта.
Всегда придумываю для ребят на уроке задания такие, чтобы максимально прочувствовалась каждая строчка поэта. Например, проанализировать названия стихотворений («Нате!», «Прозаседавшиеся», «А вы могли бы?», «Гейнеобразное», «О дряни», «Скрипка и немножко нервно» и другие), представить, о чём могут быть эти стихи. Потом знакомимся и с содержанием.
Люблю слушать объяснения ребят, в чём же необычность отрывков-образов: «Окровавленный сердца лоскут», «Вечер декабрый», Упал двенадцатый час, как с плах голова казнённого», «Дождь обрыдал тротуары», «Мама! Ваш сын прекрасно болен! У него пожар сердца», «и когда моё количество лет выпляшет до конца»
Или знакомлю ребят с отрывком из поэмы «Облако в штанах»:
Слышу:
тихо,
как больной с кровати,
спрыгнул нерв.
И вот,-
Сначала прошёлся
едва-едва,
потом забегал,
взволнованный,
чёткий.
Теперь и он, и новые два
мечутся отчаянной чечёткой.
Рухнула штукатурка в нижнем этаже.
Нервы-
большие,
маленькие,
многие! –
скачут бешеные,
и уже
у нервов подкашиваются ноги!
А теперь, после знакомства с отрывком, найдите необычные для вашего слуха слова и сравнения. Как поэту удалось передать ситуацию ожидания?
Но самое моё любимое задание: почувствовать себя в роли Владимира Маяковского. Как это? Это очень интересно! Мы будем пробовать обычное переделывать в стиле поэта.
Давайте возьмём фразу «Скучно. Думаю о доме». Так, нам скучно где? В душе. Что скука сделала с душой? Выела. Выела чем? Червем. Каким червем? Мерзким. Получаем: «Скука выела душу мерзким червем».
Теперь вторая половина фразы. Думаю чем? Головой. В голове что? Череп. Мыслей много? Значит, рой. Получаем: «В черепе роем мысли о доме».
Сравниваем первоначальную фразу и фразу, написанную по-Маяковски. Что действует сильнее? Конечно, второе!
Но это мой пример, в работе над которым руководила я. А что получилось при самостоятельной работу учащихся? Никита Павлов из этой же фразы «Скучно нам. Думаю о доме» сделал следующее: «Сердце купается в вишнёвом соке тоски. Злой разбойник острым мечом вонзает в голову мысли о доме».
Молчанов Вадим из фразы «Я люблю тебя» делает: «Тот, кого вижу каждый день в зеркале, рядом с тобой чувствует, как за рёбрами быстро сжимается красный кулак».
Чувствуется разница? Ребята с удовольствием и интересом откликаются на такую работу. Да, справляются не все. Но у некоторых получается не хуже, чем у самого Владимира Владимировича Маяковского.
Я всегда переживаю, как дети воспримут стихи Маяковского. И всегда оказывается, что переживаю зря. Он сразу становится «своим», понятным. Наверное, потому, что для каждого из нас образ Владимира Маяковского рисуется в разных оттенках и красках, и каждый находит в стихотворениях то, что готов увидеть и узнать. Владимир Владимирович хотел не просто донести до читателя поэтическую мысль, взволновать его, но и побудить к немедленному действию. Маяковский не хотел принимать ту действительность, которая его окружала, в которой «многие думающие нажраться лучше как» проживают «за оргией оргию». Он хотел, чтобы в каждом «обязательно была звезда». Маяковский верил, что его стих дойдет до потомков и они его обязательно поймут.
На мне ж с ума
сошла анатомия.
Сплошное сердце
гудит повсеместно.
В.Маяковский
Заголовок 415