Методические рекомендации по проведению первого занятия в объединении


Методические рекомендации
по проведению первых занятий в творческих объединениях
Очень часто к методисту с вопросами идут педагоги. Что их волнует, тревожит? У кого-то сложная педагогическая проблема, требующая скорейшего разрешения, кому-то нужна методическая консультация, а кто-то сегодня просто не в духе и ему нужен добрый совет…
Каждый педагог дополнительного образования должен ясно осознавать важность первых встреч с детьми, ибо они во многом определяют успех всей дальнейшей работы, так как складывающийся стиль отношений между всеми участниками процесса, положительный настрой на совместную работу и формирующийся нравственный климат помогут увлечь ребят предстоящей деятельностью и определяет их отношение к учебным занятиям.
Занятие является «ядерным», основополагающим элементом системы дополнительного образования. С каких бы позиций мы не рассматривали дополнительное образование, любой его аспект так или иначе нацелен на организацию и проведение эффективного занятия.
Во время проведения занятия педагог практически реализует почти все важнейшие учебно-воспитательные задачи, которые стоят перед ним: передает обучающимся новые знания, формирует у них умения и навыки, развивает их познавательные интересы и творческие способности, волю, характер и другие жизненно ценные качества личности. Создает у детей положительный настрой на занятия в творческом объединении, вызывает интерес к занятиям и стремление овладеть необходимыми знаниями и умениями. Знакомит учащихся с программой занятий, правилами работы в творческом объединении, перспективами роста учащихся. Ведет беседу по организации работы коллектива. Создает атмосферу доброжелательности, взаимопомощи и взаимной ответственности. Получает информацию о каждом ребёнке, рассказывает о себе. Помогает учащимся организовать коллективную деятельность, самоуправление, определить общественно – полезные дела.
Одна из основных задач при проведении первых занятий – выявить у ребят уровень знаний и умений, необходимых для работы в творческом объединении. С этой целью педагог может использовать различные приёмы и методики. Например, такие как тестирование, решение задач, конкурсы и соревнования, познавательные игры, практические работы, творческие задания.
В объединениях прикладного характера можно попросить ребят принести свои поделки и работы. Также можно провести индивидуальное собеседование с учащимися и их родителями.
По результатам работы по выявлению уровня знаний и умений учащихся педагогу необходимо внести изменения и дополнения в программу занятий, разработать индивидуальные задания, при необходимости организовать работу по группам (звеньям) в соответствии со степенью подготовленности детей.
План действия педагога при разработке структуры занятия представляется в следующей последовательности:
Формулировка цели и задач занятия.
Выбор модели структуры занятия.
Выделение смысловых блоков.
Формулировка познавательных задач к каждому блоку.
Планирование познавательной деятельности учащихся применительно к каждой познавательной задаче (т.е. отбор методов, методических приемов и форм организации деятельности: фронтальная, индивидуальная и коллективная).
Анализ хода занятия с точки зрения того, ведет ли он к достижению выдвинутых цели и задач.
Внесение необходимых корректив.
Следует помнить, что структура занятия тесно связана с его организацией:
Четкое продуманное педагогом распределение времени, а также своих обязанностей и обя​занностей учащихся.
Руководство и управление познавательной деятельностью всех учащихся.
Сочетание коллективной работы с групповой и индивидуальной.
Систематическая обратная связь.
Обеспечение дисциплины и порядка в течение занятия.
То есть без хорошей организации занятия никакая структура не обеспечит реализацию цели.
Уровень знаний и навыков обучающихся, педагогическое мастерство педагога оцениваются в основном во время посещения учебных занятий.
Затем педагог знакомит учащихся с их правами и обязанностями. Школьникам среднего и старшего школьного возраста можно предложить сначала самим сформулировать права и обязанности членов творческого объединения, а затем сравнить с памяткой учреждения. В беседе с младшими школьниками необходимо выяснить, как ребята понимают значение и смысл какого - либо правила или положения, отдельных слов и понятий.
Особое внимание учащихся надо обратить на соблюдение правил техники безопасности.
Ребята впервые пришли на занятие, они конечно, хотят получить информацию друг о друге, о педагоге.
Педагогу рекомендуется использовать различные формы знакомства, которые помогут создать атмосферу непринуждённости и доброжелательности, позволят увидеть в каждом ребенке лучшие качества, помогут каждому выявить способности и интересы.
Классификация методов организации занятий
в детском объединении
Методы практико-ориентированной деятельности: методы упражнения: упражнения; тренинг, тренировка; ре​петиция. Письменные работы: конспект, выписка; составление докладов, реферат.
Словесные методы обучения: лекция, объяснение; рассказ, чтение, беседа, диалог, консультация.
Графические работы: составление таблиц, схем, диа​грамм, графиков, чертежей, работа с картами, схемами.
Метод наблюдения: запись наблюдений; зарисовка, рисунки; запись на магнитную ленту звуков, голосов, сигналов; фото-, видеосъемка; проведение замеров.
Исследовательские методы: проведение опытов; лабораторные занятия; эксперименты; опытническая работа на участке.
Методы проблемного обучения: проблемное изложение материала: анализ истории научного изучения проблемы, выделение противоречий данной проблемы; эвристическая беседа: постановка проблемных вопросов; объяснение основных понятий, определений, терминов; создание проблемных ситуаций: постановка проблемного вопроса; самостоятельная постановка, формулировка и решение проблемы обучающимися: поиск и отбор аргументов, фактов, доказательств; самостоятельный поиск ответа обучающимися на поставленную проблему, поиск ответов с использованием «опор» (опорных таблиц, алгоритмов).
Методы программированного обучения: объяснение ключевых вопросов программы обучения, остальной материал обучающиеся изучают самостоятельно; самостоятельное изучение определенной части учебного материала.
Проектные и проектно-конструкторские методы обучения: разработка проектов, программ; построение гипотез; моделирование ситуации; создание новых способов решения задачи; создание моделей, конструкций, конструирование игр, конструирование из бумаги, создание творческих работ, литературных произведений; разработка сценариевспектаклей, праздников; художественное конструирование; создание произведений декоративно-прикладного искусства; проектирование (планирование) деятельности, конкретных дел.
Метод игры: игры: дидактические, развивающие, познавательные, подвижные, народные и т. д.; игры на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения; игра-конкурс, игра-путешествие, ролевая игра, деловая игра; настольные, электротехнические, компьютерные игры, игры -конструкторы.
Наглядный метод обучения: наглядные материалы: картины, рисунки, плакаты, фотографии; таблицы, схемы, чертежи, графики; демонстрационные материалы: модели, приборы, предметы; демонстрационные опыты, видеоматериалы.
Проведение занятий с использованием средств искусства: изобразительное искусство; декоративно-прик​ладное искусство; литература; музыка, хореография; пан​томима, театр, кино; радио и телевидение.
Психологические и социологические методы и приемы, используемые при проведении занятий: анке​тирование: разработка, проведение и анализ анкеты, ин​тервьюирование; психологические тесты; создание и реше​ние различных ситуаций (психология общения, социальное окружение); психологический театр; деловая игра.
Список литературы:
1.​ Иванченко, В.Н. Занятия в системе дополнительного образования детей [Текст] : учеб.-метод. пособ. для руководителей ОУДОД, методистов, педагогов-организаторов, специалистов по дополнительному образованию детей, руководителей образовательных учреждений, учителей, студентов, педагогов учебных заведений, слушателей ИПК / В.Н. Иванченко.- Ростов н /Д : Учитель,2007.-288 с.
2. Кульневич, СВ. Дополнительное образование детей: методическая служба [Текст] : практ. пособ. для руководителей ОУДОД, методистов и специалистов по дополнительному образованию детей, студентов, педагогов учебных заведений, слушателей ИПК / С,В, Кульневич, В.Н. Иванченко [и др.]; - Ростов н/Д : Учйтель^Здаз. - 324 с.
3. Лиханова, Л.Г. Социальный педагог, педагог дополнительного образования- Екатеринбург, 1998г.