выступление на ПЦК на темуСистема работы педагогов над темами самообразования(теория)
Система работы педагогов над темами самообразования
Тип материала: Обобщение опыта
Одним из направлений методической работы учреждения является организация повышения квалификации педагогов.
В нашем центре практикуются разнообразные формы работы с педагогами, способствующие повышению их квалификации, в том числе обучение на курсах, самообразование, участие в методической работе учреждения, района. Безусловно, все это оказывает влияние на развитие профессионализма педагогов.
Первой ступенью совершенствования профессионального мастерства педагога является самообразование.
Самообразование — многокомпонентная личностно и профессионально значимая самостоятельная познавательная деятельность педагога, включающая в себя общеобразовательное, предметное, психолого-педагогическое и методическое самообразование.
Уровни самообразовательной деятельности
•Адаптивный
•Проблемно-поисковый
•Инновационный
Цели самообразования педагога
•Расширение общепедагогических и психологических знаний с целью обогащения и совершенствования методов обучения и воспитания.
•Углубление знаний по разным методикам.
•Овладение достижениями педагогической науки, передовой педагогической практики.
•Повышение общекультурного уровня педагога.
Технология самообразования
1.Общение с высококлассными педагогами.
2.Решение конкретной задачи, имеющей практический характер.
3.Критический обзор периодической печати.
4.Индивидуальный план самообразования.
Несмотря на то, что определены уровни, цели, технологии самообразования, организованное самообразование продолжает оставаться наиболее труднореализуемой задачей. Решая проблему организации самообразования в учреждении, мы искали такие формы, методы и критерии взаимодействия с кадрами, которые ставили бы каждого педагога перед необходимостью повышения своих теоретических и практических знаний, умений и навыков. Такая цель вывела нас на разработку положения о работе педагогов над темами самообразования. Основой такой работы становится формирование педагогом индивидуального плана самообразования.
Положение о работе педагогов над темами самообразования утверждается на педагогическом совете.
В нем определены общие положения:
-настоящее положение регулирует деятельность педагогических работников над темами самообразования, которая является одной из основных форм работы повышения квалификации;
-работа педагогов над темами самообразования является обязательной.
Цель работы над темами самообразования — систематическое повышение педагогами своего профессионального уровня.
Исходя из цели мы поставили перед собой следующие задачи:
1) совершенствование теоретических знаний, педагогического мастерства участников образовательного процесса;
2) овладение новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей;
3) изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта, новейших достижений педагогической, психологической и других специальных наук, новых педагогических технологий,
4) развитие в центре инновационных процессов.
Кроме того, положением определяется порядок работы над темой самообразования:
1.Выбор темы и сроков работы.
2.Составление индивидуального плана.
3.Отслеживание педагогом работы по теме.
4.Результаты работы и формы его представления.
5.Работа методиста по учету тем самообразования.
Остановимся подробнее на каждом пункте.
1. Выбор темы и установление сроков работы.
Тема самообразования формируется, исходя из методической темы центра, затруднений педагогов, специфики их индивидуальных интересов.
Срок работы над темой определяется индивидуально и может составлять от двух до пяти лет.
2. Составления индивидуального плана.
Существуют разные варианты написания индивидуального плана самообразования. На методическом объединении мы познакомили педагогов с примерным планом работы над темой.
Примерный план работы педагога над темой
Этапы
Содержание работы
Сроки
I.Диагностический Анализ затруднений.
Постановка проблемы.
Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта.
I год работы над темой.
II.Прогностический Определение цели и задач работы над темой.
Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.
Прогнозирование результатов.
I год работы над темой.
III. Практический
Внедрение ППО, системы мер, направленных на решение проблемы.
Формирование методического комплекса.
Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов.
Корректировка работы.
II год; (III), (IV).
IV. Обобщающий
Подведение итогов.
Оформление результатов работы по теме самообразования.
Представление материалов.
III год, (IV), (V).
V. Внедренческий
Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы. Распространение.
В ходе дальнейшей педагогической деятельности.
А затем был выработан единый индивидуальный план самообразования.
Каждый педагог имеет индивидуальный план работы над темой, в котором определена тема самообразовательной деятельности, затем ставит цель и формулирует задачи самообразования, с указанием сроков их выполнения. На этой основе составляется индивидуальный план.
Индивидуальный план самообразования
Должность __________________________________________________
МОУ ДОД «Бокситогорский центр дополнительного образования детей»
ФИО _______________________________________________________
Образование (когда и какое учебное заведение окончил) ___________
Специальность по диплому ____________________________________
Когда обучался на курсах повышения квалификации ______________
Тема учреждения ____________________________________________
Индивидуальная тема _________________________________________
Когда начата работа над темой _________________________________
Когда предполагается закончить работу над темой ________________
Цель самообразования по теме _________________________________
Задачи самообразования ______________________________________
Основные вопросы, намечаемые для изучения. Этапы проработки материала _____________________________________________________
Какой предполагается результат и форма его представления. ________
3. Отслеживание педагогом работы по теме.
В помощь педагогу для отслеживания работы над темой подготовлены следующие формы:
Приложение №6
Банк данных литературы по теме
«______________________________________________________»
№ п/п
НазваниеСистема работы педагогов над темами самообразования
07 декабря 201109:27
Ирина ОвчинниковаСоавторы: Овчинникова Ирина ВладимировнаТип материала: Обобщение опытаОдним из направлений методической работы учреждения является организация повышения квалификации педагогов.В нашем центре практикуются разнообразные формы работы с педагогами, способствующие повышению их квалификации, в том числе обучение на курсах, самообразование, участие в методической работе учреждения, района. Безусловно, все это оказывает влияние на развитие профессионализма педагогов.Первой ступенью совершенствования профессионального мастерства педагога является самообразование.Самообразование — многокомпонентная личностно и профессионально значимая самостоятельная познавательная деятельность педагога, включающая в себя общеобразовательное, предметное, психолого-педагогическое и методическое самообразование. Уровни самообразовательной деятельности•Адаптивный•Проблемно-поисковый•Инновационный Цели самообразования педагога•Расширение общепедагогических и психологических знаний с целью обогащения и совершенствования методов обучения и воспитания.•Углубление знаний по разным методикам.•Овладение достижениями педагогической науки, передовой педагогической практики.•Повышение общекультурного уровня педагога. Технология самообразования1.Общение с высококлассными педагогами.2.Решение конкретной задачи, имеющей практический характер.3.Критический обзор периодической печати.4.Индивидуальный план самообразования.Несмотря на то, что определены уровни, цели, технологии самообразования, организованное самообразование продолжает оставаться наиболее труднореализуемой задачей. Решая проблему организации самообразования в учреждении, мы искали такие формы, методы и критерии взаимодействия с кадрами, которые ставили бы каждого педагога перед необходимостью повышения своих теоретических и практических знаний, умений и навыков. Такая цель вывела нас на разработку положения о работе педагогов над темами самообразования. Основой такой работы становится формирование педагогом индивидуального плана самообразования. Положение о работе педагогов над темами самообразования утверждается на педагогическом совете.В нем определены общие положения:-настоящее положение регулирует деятельность педагогических работников над темами самообразования, которая является одной из основных форм работы повышения квалификации;-работа педагогов над темами самообразования является обязательной. Цель работы над темами самообразования — систематическое повышение педагогами своего профессионального уровня.Исходя из цели мы поставили перед собой следующие задачи: 1) совершенствование теоретических знаний, педагогического мастерства участников образовательного процесса;2) овладение новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей;3) изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта, новейших достижений педагогической, психологической и других специальных наук, новых педагогических технологий,4) развитие в центре инновационных процессов. Кроме того, положением определяется порядок работы над темой самообразования:1.Выбор темы и сроков работы.2.Составление индивидуального плана.3.Отслеживание педагогом работы по теме.4.Результаты работы и формы его представления.5.Работа методиста по учету тем самообразования. Остановимся подробнее на каждом пункте. 1. Выбор темы и установление сроков работы.Тема самообразования формируется, исходя из методической темы центра, затруднений педагогов, специфики их индивидуальных интересов. Срок работы над темой определяется индивидуально и может составлять от двух до пяти лет. 2. Составления индивидуального плана.Существуют разные варианты написания индивидуального плана самообразования. На методическом объединении мы познакомили педагогов с примерным планом работы над темой. Примерный план работы педагога над темой
Этапы Содержание работы Сроки
I.Диагностический Анализ затруднений.Постановка проблемы.Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта. I год работы над темой.
II.Прогностический Определение цели и задач работы над темой.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.Прогнозирование результатов. I год работы над темой.
III. Практический Внедрение ППО, системы мер, направленных на решение проблемы.Формирование методического комплекса.Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов.Корректировка работы. II год; (III), (IV).
IV. Обобщающий Подведение итогов.Оформление результатов работы по теме самообразования.Представление материалов. III год, (IV), (V).
V. Внедренческий Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы. Распространение. В ходе дальнейшей педагогической деятельности.
А затем был выработан единый индивидуальный план самообразования.Каждый педагог имеет индивидуальный план работы над темой, в котором определена тема самообразовательной деятельности, затем ставит цель и формулирует задачи самообразования, с указанием сроков их выполнения. На этой основе составляется индивидуальный план. Индивидуальный план самообразованияДолжность __________________________________________________МОУ ДОД «Бокситогорский центр дополнительного образования детей»ФИО _______________________________________________________Образование (когда и какое учебное заведение окончил) ___________Специальность по диплому ____________________________________ Когда обучался на курсах повышения квалификации ______________Тема учреждения ____________________________________________Индивидуальная тема _________________________________________Когда начата работа над темой _________________________________Когда предполагается закончить работу над темой ________________Цель самообразования по теме _________________________________Задачи самообразования ______________________________________Основные вопросы, намечаемые для изучения. Этапы проработки материала _____________________________________________________Какой предполагается результат и форма его представления. ________ 3. Отслеживание педагогом работы по теме. В помощь педагогу для отслеживания работы над темой подготовлены следующие формы:Приложение №6 Банк данных литературы по теме «______________________________________________________»
№ п/п Название Автор Издательство Год выпуска
Посещение методических мероприятий
№ п/п Мероприятие Тема мероприятия Дата проведения Что из услышанного вынес для себя
К методическим мероприятиям относятся открытые занятия, заседания методического объединения, семинары, педагогические и методические советы, конференции, форумы, курсы повышения квалификации и др. Ежегодно педагоги сдают отчеты по работе над темой по самообразованию, согласно примерному плану Примерный план отчета по работе над темой самообразования за _________________ учебный годДолжность ______________________________________________МОУ ДОД «Бокситогорский центр дополнительного образования детей»ФИО ___________________________________________________Индивидуальная тема _____________________________________Год работы над темой _____________________________________Деятельность по реализации темы___________________________ (Изучил литературу; познакомился с опытом работы такого-то педагога; посетил открытые занятия, заседания МО, семинары; прошел обучение на курсах повышения квалификации; разработал программу, подготовил научно-методическую разработку, дидактический материал, методические пособия; выступил с сообщением, докладом, подготовил реферат, статьи в журнале). По окончании работы над темой самообразования сдаётся итоговый отчёт. Итоговый отчет по самообразованию Должность ______________________________________________МОУ ДОД «Бокситогорский центр дополнительного образования детей»ФИО ___________________________________________________Тема учреждения _________________________________________Индивидуальная тема _____________________________________Срок и период работы над темой ____________________________Цель самообразования по теме _____________________________Задачи самообразования ___________________________________Прошел обучение на курсах повышения квалификации _________Изучена литература _______________________________________Посещено открытых занятий, заседаний МО, РМО, семинаров и других мероприятий_______________________________________Наработанный материал ___________________________________Форма представления материалов __________________________ 4. Результаты работы и формы его представления.Результат работы по теме самообразования может быть представлен в форме:— доклада,— реферата,— статьи в журнале,— программы,— дидактического материала,— методического пособия,— научно-методической разработки.Кроме того, в процессе работы над темой самообразования и по ее завершению педагог представляет наработанный материал. Формы представления могут быть различны:— выступления (отчет) на заседании МО, МС, педсовета;— теоретический, методический и практический семинар;— практикум;— тренинг;— мастер — класс;— открытое занятие.Весь наработанный материал сдается в методический кабинет и является доступным для использования другими педагогами. 5. Работа методиста по учету тем самообразованияМетодист центра ведет учет тем самообразования, курирует деятельность педагогов по их реализации, консультирует, оказывает необходимую методическую помощь.Для отслеживания работы педагогов над темой методист ежегодно по их отчетам заполняет следующую таблицу.
№ п/п ФИО педагога Должность Тема самообразования Год работы над темой Деятельность по реализации темы
Введение графы "Год работы над темой" позволяет отследить, на каком этапе работы над темой находится педагог, и, если требуется, оказать соответствующую методическую помощь, определить виды деятельности в реализации темы в течение конкретного учебного года.Изменения в таблицу вносятся ежегодно. Такая система работы позволяет выявить передовой педагогический опыт, обобщить его и выбрать формы распространения. Наиболее значимый опыт работы педагога может быть рекомендован к распространению на различных уровнях.В ходе данной работы мы еще раз убедились, что самообразование расширяет и углубляет знания, способствует осмыслению передового опыта на более высоком теоретическом уровне. Вся наша работа должна быть организована так, чтобы самообразование стало потребностью для каждого педагога.
Автор
Издательство
Год
выпуска
Посещение методических мероприятий
№ п/п
Мероприятие
Тема
мероприятия
Дата
проведения
Что из услышанного вынес для себя
К методическим мероприятиям относятся открытые занятия, заседания методического объединения, семинары, педагогические и методические советы, конференции, форумы, курсы повышения квалификации и др.
Ежегодно педагоги сдают отчеты по работе над темой по самообразованию, согласно примерному плану
Примерный план отчета по работе
над темой самообразования
за _________________ учебный год
Должность ______________________________________________
МОУ ДОД «Бокситогорский центр дополнительного образования детей»
ФИО ___________________________________________________
Индивидуальная тема _____________________________________
Год работы над темой _____________________________________
Деятельность по реализации темы___________________________
(Изучил литературу; познакомился с опытом работы такого-то педагога; посетил открытые занятия, заседания МО, семинары; прошел обучение на курсах повышения квалификации; разработал программу, подготовил научно-методическую разработку, дидактический материал, методические пособия; выступил с сообщением, докладом, подготовил реферат, статьи в журнале). По окончании работы над темой самообразования сдаётся итоговый отчёт.
Итоговый отчет по самообразованию
Должность ______________________________________________
МОУ ДОД «Бокситогорский центр дополнительного образования детей»
ФИО ___________________________________________________
Тема учреждения _________________________________________
Индивидуальная тема _____________________________________
Срок и период работы над темой ____________________________
Цель самообразования по теме _____________________________
Задачи самообразования ___________________________________
Прошел обучение на курсах повышения квалификации _________
Изучена литература _______________________________________
Посещено открытых занятий, заседаний МО, РМО, семинаров и других мероприятий_______________________________________
Наработанный материал ___________________________________
Форма представления материалов __________________________
4. Результаты работы и формы его представления.
Результат работы по теме самообразования может быть представлен в форме:
— доклада,
— реферата,
— статьи в журнале,
— программы,
— дидактического материала,
— методического пособия,
— научно-методической разработки.
Кроме того, в процессе работы над темой самообразования и по ее завершению педагог представляет наработанный материал. Формы представления могут быть различны:
— выступления (отчет) на заседании МО, МС, педсовета;
— теоретический, методический и практический семинар;
— практикум;
— тренинг;
— мастер — класс;
— открытое занятие.
Весь наработанный материал сдается в методический кабинет и является доступным для использования другими педагогами.
5. Работа методиста по учету тем самообразования
Методист центра ведет учет тем самообразования, курирует деятельность педагогов по их реализации, консультирует, оказывает необходимую методическую помощь.
Для отслеживания работы педагогов над темой методист ежегодно по их отчетам заполняет следующую таблицу.
№
п/п
ФИО
педагога
Должность
Тема
самообразования
Год работы над темой
Деятельность по реализации темы
Введение графы "Год работы над темой" позволяет отследить, на каком этапе работы над темой находится педагог, и, если требуется, оказать соответствующую методическую помощь, определить виды деятельности в реализации темы в течение конкретного учебного года.
Изменения в таблицу вносятся ежегодно. Такая система работы позволяет выявить передовой педагогический опыт, обобщить его и выбрать формы распространения.
Наиболее значимый опыт работы педагога может быть рекомендован к распространению на различных уровнях.
В ходе данной работы мы еще раз убедились, что самообразование расширяет и углубляет знания, способствует осмыслению передового опыта на более высоком теоретическом уровне. Вся наша работа должна быть организована так, чтобы самообразование стало потребностью для каждого педагога.