Выступление с докладом на ШМО
Системно - деятельностный подход в обучении – основа ФГОС
Слайд 1
Вступительное слово. Слова из китайской притчи
Слайд 2-3
Название работы
Слайд 4
Основная характеристика изменившихся требований к общему образованию
Слайд 5
Из проекта стандарта общего образования
В основе построения содержания федерального государственного образовательного стандарта общего образования лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: формирование и развитие в ходе образовательного процесса качеств личности, отвечающих потребностям «знаниевого» общества, инновационной экономики, демократического строя и многонационального, поликультурного и поликонфессионального российского общества.
Слайд 6
Обучать деятельности – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства ее достижения (т.е. оптимально организовывать свою деятельность), помогать сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки (Алексей Алексеевич Леонтьев - доктор филологических наук, доктор психологических наук, профессор, академик РАО)Системно-деятельностный подход:
обеспечивает включение детей в деятельность: целеполагание и мотивация осуществляется на этапе постановки учебной задачи;
прохождение всех необходимых этапов усвоения понятий, что позволяет существенно увеличить прочность знаний.
учебные действия детей - на этапе "открытия" нового знания;
действия самоконтроля и самооценки - в ходе выполнения самостоятельной работы, которую дети проверяют здесь же в классе.
создает благоприятные условия для разноуровневого обучения и практической реализации всех дидактических принципов деятельностного подхода
Слайд 7
Основные положения технологии деятельностного метода обучения
Слайд 8
Дидактические принципы деятельностного подхода:
принцип деятельности, принцип творчества, принцип вариативности, принцип психологической комфортности, принцип минимакса, принцип целостного представления о мире.
Слайд 9
Последовательная реализация деятельностного подхода повышает эффективность образования. Об этом свидетельствует:
более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися,
возможность их самостоятельного движения в изучаемой области,
существенное повышение мотивации и интереса к учению у обучаемых,
возможность дифференцировать обучение без ущерба для усвоения единой структуры теоретических знаний,
значительно сокращается время обучения,
наблюдается прирост общекультурного и личностного потенциала обучающихся.
Слайд 10
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Слайд 11
Виды универсальных учебных действий:
1) личностные (проявлять интерес к учебному материалу; понимать значение полученных конкретных знаний в жизни человека),2) коммуникативные (высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию; уважать мнение собеседников; корректировать действия участников коллективной творческой деятельности),
3) общепознавательные (проявлять интерес к учебному материалу; понимать значение полученных конкретных знаний в жизни человека),
4) регулятивные (обучающийся научится: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения).
Слайд 12
Условия развития УУД
Слайд 13
Учитель на современном уроке: учит детей определять границы своего знания, видеть проблему и ставить проблемные вопросы; учит детей осуществлять контроль и самооценку своей деятельности в соответствии с выработанными критериями; организует учебное сотрудничество детей, совместно - распределенную деятельность при решении учебных задач; создает условия для выстраивания ребенком индивидуальной траектории изучения предмета.
Слайд 14
Основные этапы деятельности учителя при подготовке к уроку: целеполагание, планирование, организация, реализация целей и замыслов, анализ, контроль.
Слайд 15
Технологическая карта урока
Слайд 16
Календарно-тематическое планирование
Слайд 17-22
Типология урока: Урок «открытия» нового знания. Урок рефлексии. Урок общеметодологической направленности. Урок развивающего контроля.