Выступление на педагогическом совете с докладом Развитие самостоятельности учащихся через эффективное использование методов обучения
Донецкая общеобразовательная школа I-III ступеней №63
Выступление на педагогическом совете
Подготовил :
учитель информатики Жигалова И.А.
Донецк, 2016
Основной целью изучения информатики в школе является привитие навыков сознательного и рационального использования компьютерных технологий в своей учебной деятельности, формирование творческой личности, развитие памяти, внимания, мышления, воображения, мотива, подготовка учащихся к жизни в информационном обществе. Для достижения этих целей необходимо использовать новые педагогические технологии, разнообразить формы урока. Использование различных видов самостоятельных работ помогает преподавателю повысить уровень знаний учащихся, активизировать познавательную деятельность, разнообразить работу с учащимися, как при изучении нового материала, так и закреплении уже изученного. Для раскрытия основных видов самостоятельных работ рассмотрим разновидность классификации по характеру познавательной деятельности. Приведу примеры на каждый тип самостоятельных работ, которые использую в своей работе.
Работы репродуктивного типа.а) Воспроизводящие работы. Выполнение этих работ основано на восстановлении в памяти ранее изученного материала, который необходим для понимания нового материала. Например, задание по созданию базы данных «Страны». Необходимо открыть созданную БД и сделать сортировку стран по степени возрастания количества населения, площади. Хотя этот вид работы носит репродуктивный характер, он не является легким: учащимся необходимо вспомнить ряд понятий, привести их в систему и подготовить новую БД. Это требует умственной работы и высокой учебной активности.б) Тренировочные работы. Этот вид предусматривает не только простое воспроизведение изучаемого материала, но и применение ранее усвоенных знаний в новых ситуациях. Такие работы можно применять перед изложением нового материала, а также в процессе закрепления. Например, применение формул в МО Excel при выполнении вычислений. Выполнение подобной работы способствует углублению знаний и более успешному формированию умений и навыков, связанных с изучением конкретных тем. в) Обзорные работы. Это задания на упорядочение и систематизацию изучаемых сведений. Их применение целесообразно на заключительном этапе закрепления материала. Учащимся можно дать задание на составление презентации-справочника по пройденной теме. Составление презентации способствует осмыслению характера взаимосвязи понятий, поэтому подобные упражнения особенно важны. г) Проверочные работы. Их цель – всесторонняя проверка качества усвоения знаний. При выполнении этих заданий у учащихся формируются навыки самоконтроля. Эти навыки важны и для развития таких процессов памяти, как произвольное воспроизведение. Такие работы помогают учителю осуществлять оптимальное управление процессом обучения. Например, задание – создать БД «Ученики», содержащую следующие поля: Фамилия, Имя, класс, дата рождения, адрес. Другой пример, создать тест для друга по определённой теме. Это презентация с вопросами и вариантами ответов.
Работы познавательно-поискового типа:а) Подготовительные работы. При их выполнении учащиеся, пользуются имеющимися сведениями, при этом убеждаются в неполноте своих знаний по изученной теме. Это приводит их к необходимости более глубокого ознакомления с новым материалом. Например, работа с таблицами MO Excel. Задания от простых таблиц переходят к формулам с абсолютными и относительными ссылками, выполнению логических выражений, работа с функциями.Осмысление учащимися противоречий между имеющимися у них знаниями и новыми требованиями к решению учебно-познавательных задач имеет большое значение для развития познавательных интересов. б) Констатирующие работы. Подобные работы связаны с описанием новых фактов и явлений по их внешним признакам: наблюдения над природными явлениями и общественной жизнью, изучение дидактического материала и т.д. Самостоятельная работа констатирующего вида дисциплинирует учащихся, развивает у них произвольное внимание и совершенствует навыки целесообразного восприятия. Она используется как в изложении, так и в процессе закрепления. Например, задания по созданию презентации на тему по биологии - «Редкие животные», по географии – «Страны мира», по физике – «Магнетизм».в) Экспериментально-поисковые работы. Данные упражнения представляют собой основанные на исследовательских методах науки учебные задания, при выполнении которых учащиеся выделяют существенные признаки понятий, устанавливают причинно-следственные зависимости, «открывают» законы и т.д. Например, при работе с дисками ученикам даётся задание определить, какое количество информации можно записать на гибкий магнитный диск, жесткий диск и CD-ROM диск. Выполнив задание, ученики приходят к выводу, что количество помещаемой на разные носители информации неодинаково. Другой пример, необходимо рассчитать средний балл успеваемости в 8 классах по декадам за четверть, построить диаграмму успеваемости и проанализировать результат. Сделать выводы по успеваемости в классах. Данный вид учебных занятий – эффективнейшее средство развития пытливости, любознательности. г) Логическо-поисковые работы. К их числу относятся различные задания по оперированию существенными признаками изученных понятий, используемые на заключительном этапе изложения и закрепления. Самым распространенным видом таких упражнений является задание на сопоставление сходных и отличительных признаков изучаемых явлений.После изучения темы «Системная среда Windows» учащимся предлагаются такие логические задания: «В чём заключается различие понятий папка и файл», «В чём состоит различие между именем папки и именем файла», «Можно ли, не указывая путь к файлу, просмотреть его содержимое или запустить на выполнение (ответ обосновать)». Другой пример, работая в MO Excel, из текста, содержащего информацию о странах, площади, количества населения, процентного состава национальностей, составить удобочитаемую таблицу. К логически-поисковым самостоятельным работам относятся задания на обобщение изученного по основным, проблемным вопросам. Примеры вопросов-заданий: «Можно ли на одном уровне иметь папки или файлы с одним именем», «Сколько и какие символы используются при написании имени файла или папки» и т.д. При завершении изучения темы «Освоение среды графического редактора» в 7 классе дается учащимся задание: провести классификацию компьютерной графики, выявить достоинства и недостатки. Здесь отслеживается глубина понимания материала, способность анализировать и делать выводы. Подобные работы учат отделять существенное от второстепенного и вырабатывают навыки обобщения.
2. Метод проектов в курсе информатики:В педагогической энциклопедии метод проектов определяется как «система взглядов, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся заданий - проектов». В основе использования метода проектов лежат три базовых принципа:
свобода ребенка;
взаимодействие его с группой детей;
гибкое распределение учебного времени.
На уроках информатики можно и нужно заниматься проектной деятельностью, тем самым, давая понять учащимся, что предмет «информатика» это не только знание компьютера, но и хороший помощник при овладении знаниями по другим дисциплинам. Межпредметные проекты – это подбор материала по сети Интернет, расширение собственного кругозора, а значит развитие личности. Например, создавая проект «Наша здоровая пища», учащиеся рассматривают продукты питания с точки зрения медицины, биологии, химии. Социологические опросы, составление анкет и диаграмм результатов исследования отслеживают знания табличного редактора. Положительными сторонами метода проектов являются: направленность на индивидуализацию обучения; активизацию учения; стимулирование инициативы и роста творческих возможностей.