Доклад по теме Практическая направленность уроков письма и чтения в коррекционной школе 8 вида


ГБОУ школа-интернат с.Ванновского
Доклад по теме
«ПРАКТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЧТЕНИЯ В 5-9 КЛАССАХ
СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ 8 ВИДА.» Подготовила: учитель письма и чтения Н.А.Артемьева
«В сотрудничестве, под руководством, с чьей-то помощью ребенок
всегда может сделать больше и решить
более трудные задачи, чем самостоятельно».
Л.С.Выготский.
Русский язык, как учебный предмет, является ведущим, т.к. от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Он служит базой общения и изучения других школьных дисциплин. В процессе обучения русскому языку обеспечивается коррекция высших психических процессов детей с ограниченными возможностями здоровья.
Обучение языку детей с ограниченными возможностями здоровья имеет практическую и коррекционную направленность. Под практической направленностью понимается, прежде всего, отбор такого учебного материала, который необходим для практической жизни, т.е. для социальной адаптации и реабилитации выпускников в обществе. Кроме того, все знания и навыки, учащиеся должны получать в процессе упражнений, что должно обеспечить активизацию их познавательной деятельности. Практическая направленность уроков письма и чтения нацелена на формирование у детей речевых навыков.Работа по развитию речи продолжается на всех других уроках русского языка (см программу).Программные задачи преподавания р.яз.1.    Научить правильно и осмысленно читать доступный пониманию текст.2.    Выработать достаточно прочные навыки письма на основе усвоения звукового состава языка, элементарных сведений по грамматике или правописанию.3.    Повысить уровень общего развития детей.4.    Научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.5.    Развивать нравственные качества.
Развивать речь детей – значит систематически работать над ее содержанием, последовательно учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над грамотным оформлением мыслей.
Особое значение для обогащения словарного запаса учащихся приобретает словарная работа на уроках русского языка и чтения.
ЭТАПЫ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ можно представить так:
семантизация слова; (значение слова)
актуализация слова;
использование слова в речи.
Активизация словаря – одно из важнейших направлений словарной работы на уроках. Поэтому задача учителя – помочь учащимся овладеть сочетаемостью и сферой применения пассивных слов, чтобы перевести их в активный словарный запас учащегося. Слова считаются активизированными, если ученик использовал его хотя бы 1 раз в речи: в рассказе, диалоге, сочинении и т.д.
В.А.Добромыслов отмечал, что школьников необходимо учить умению раскрывать «смысл слова», правильно понимать его значение, а для этого нужны знания приемов толкования.
Чем большим количеством анализаторов воспринимается слово, тем оно прочнее запоминается детьми. Поэтому нужно каждое слово провести через сознание школьника несколько раз и в разных контекстах, чтобы активное участие в усвоении слова принимали и зрение, и слух, и рука, и память, и, конечно, сознание.
Методы работы над правописанием трудных слов1.    Я записываю слово, подлежащее изучению на доске.  2.    Чтение слова учителем. 3.    Объяснение значения слова (учителем или детьми). 4.    Орфографическая работа над словом (постановка ударения, выделение трудной буквы, звукобуквенный анализ слова, деление слова на слоги и на слоги для переноса). 5.    Заучивание правописания данного слова (подбор однокоренных слов, составление словосочетания, предложения с этим словом, 6.Подбор синонимов, антонимов
Словарный запас школьников с проблемами в развитии продолжает оставаться ограниченным, в частности по лексике человеческих отношений. Усвоение слов данной тематической группы имеет огромное значение в воспитании правильных норм поведения. Эта тема не случайно выбрана мною как образец работы по обогащению речи учащихся. Известно, что для учащихся коррекционной школы важно стремиться к хорошему, доброму, но они не могут выразить познанное в словах. Этому подчас препятствует отсутствие в лексиконе детей таких слов, как доброта, чуткий, отзывчивость, преданный и т.д. Анализ учебников русского языка коррекционной школы показал, что лексика в них разнообразна по тематике: в книгах много текстов о Родине, труде, дружбе. Между тем нет таких слов, как гостеприимство, верность, милосердие, тактичный и т.д. А ведь работа с данной лексикой необходима и возможна практически на любом уроке русского, и учебник открывает для этого большие возможности.
Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является использование на уроках дидактических игр и занимательного материала, что способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, дает возможность повторить один и тот же материал разными способами. Дидактические игры способствуют развитию мышления, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе игры у детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, сосредотачиваться, проявлять инициативу.
Разнообразные игры со словом должны быть частью каждого занятия, т.к. они развивают у детей природное языковое чутье, подготавливают их к восприятию поэтических форм, которые изучаються в старших классах.
1.«Я начну, а ты продолжи…»
На доске записываю две стихотворные строки. Например,
Вот он – светлый, добрый дом,
Мы сейчас в него войдем….
2. Игра «Кто больше напишет слов?» (Ведущий называет слова, а дети записывают синонимы. Кто больше, тот выиграл. Например,
Милосердие – сострадательность, сердобольность, отзывчивость, участливость
сердечность, душевность, доброта, добросердечность, мягкосердечие
3.Игра «Наоборотки». (Я называю слово, а дети – антоним.)
4.Диктант-игра «Запиши наоборот». Эта игра учит правильно писать слова с отрицанием не.
-- Образуйте пары слов с противоположным значением, добавляя к словам отрицание не. Придумайте предложение с любой парой слов:
Чуткий, гостеприимный, внимательный, приветливый, друг.
Игра «Букву заменишь – смысл слова изменишь».
Эта игра развивает сообразительность, способность к усвоению орфографии, помогает запоминать значение многих слов, вырабатывает привычку к точному словоупотреблению.
НАПРИМЕР, С е можно быстро обойти все кругом, с и то, чего нельзя делать по отношению к слабым. (обежать – обижать)
Игра «Как назвать одним словом?»
- Заботливое отношение к кому-нибудь (внимание)
- Все положительное, хорошее; отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям (доброта).
7.Игра «Наборщики» Дети из букв слова составляют новые слова
Таким образом, предлагаемая система работы создает возможность обогащения речи детей лексикой человеческих отношений, а следовательно, обусловливает усвоение понятий, активизирует словарь учащихся коррекционной школы.
Пословицы и поговорки – традиционный дидактический набор для отработки различных умений и навыков при изучении разных разделов программы. Каким образом материал можно вписать в систему организации работы по развитию речи, речевого творчества?
Предложите детям перечень пословиц и поговорок. НАПРИМЕР:
Мал золотник, да дорог.
Язык и хлебом кормит, и дело портит.
Ты ему по секрету, а он всему свету.
Друзья познаются в беде.
Задания могут быть такими:
Прочитайте одно предложение – пословицу. Устно передай ее смысл. Сформулируй тему.
Отталкиваясь от данного предложения, «разверни» свою мысль, в устной форме (от 2-4 предложений). В письменной форме им это очень трудно.
Кроме того, можно сделать подборку пословиц и поговорок на закрепление правил, изучаемых на уроке русского языка. Например,
«Правописание имени существительного с шипящими на конце»
1.     На помощь надейся, а сам не плошай.
2.     Спящий кот мышь не поймает.
3.     Лучше горькая правда, чем красивая ложь.
4.     Хорошую речь хорошо и слушать.
«Правописание разделительного мягкого знака»
1.     Где хотенье, там и уменье.
2.     Терпенье и труд всё перетрут.
3.     Всяк кузнец своего счастья.
4.     Повторенье – мать ученья.
 
Использование на уроке загадок, тоже очень важный прием. При разгадывании загадок:
1.     формируется любовь народному творчеству, родному языку;
2.     ребёнок вводится в мир народной поэзии, получая эстетическое наслаждение;
3.     мобилизуются умственные силы, так как разгадывание является своеобразной гимнастикой;
4.     развиваются находчивость, сообразительность, быстрота реакций;
5.     расширяется кругозор, обогащается словарный запас, развивается речь;
Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к чёткой логике, рассуждению и доказательству.
Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.
Можно сделать подборку загадок при изучении определенных тем. Например,
Ь ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ.
В густом лесу под ёлками,
Осыпанный листвой,
Лежит клубок с иголками,
Колючий и живой. (Ёж)
 
Белые горошки
На зелёной ножке. (Ландыш)
 
Маленький шарик
Под лавкой шарит. (Мышь)
Хвост на дворе,
Нос в конуре.
Кто хвост повернёт,
Тот и в дом войдёт. (Ключ)
Кроме того практическую направленность на уроках письма в старших классах носит такой раздел программы, как «Связная речь». Это раздел включает в себя разные виды самостоятельной работы. Такие как:
7 класс – Составление рассказа по опорным словам, сочинение по личным наблюдениям, продолжение рассказа по данному началу, изложение с изменением лица и времени, составление текста письма, телеграммы, заметки, объявления.
8 класс , 9 класс - написание деловых бумаг (анкета, заявление, расписка, доверенность, автобиография, ) , сочинения и изложения. Этот раздел один из самых трудных, поскольку требует от учащихся выполнения работы самостоятельно, но очень важный , так как эти знаний и умения необходимы будут в дальнейшей успешной социализации учащихся.
Практическая направленность уроков чтения заключается:
- в развитие речи учащихся,
-формировании читательской культуры,
- в воспитании нравственных качеств личности учащихся.
Любое художественное произведение разбирается по плану1.    Подготовка к чтению и словарная работа: -    обращение к прошлому опыту учащихся; -    беседа или рассказ учителя в сочетании с наглядным материалом или использование ИКТ-    создание проблемной ситуации;  2.    Чтение текста учителем. 3.    Проверка первого восприятия (эмоциональный настрой учащихся). 4.    Речевая зарядка или словарная работа (трудночитаемые слова). 5.    Чтение текста учащимися (возможно с параллельным проведением словарной работы). Слова разбираются в контексте, в старших классах учащиеся пытаются сами объяснить их значение. 6.    Анализ произведения. Вопросы по содержанию текста. Чем старше дети, тем меньше информационных вопросов и больше смысловых. 7.    Деление текста на части и озаглавливание частей. 8.    Пересказ прочитанного (возможные варианты): -    по цепочке; -    с эстафетой; -    от другого лица; -    по иллюстрации или серии иллюстраций; -    по картинному плану к абзацам, к каждому предложению; -   краткий пересказ; -    выборочный; -    полный; -    пересказ по картинно-символическому плану; -    пересказ по вопросам; -    творческий пересказ. 9.    Работа над характеристикой действующих лиц. 10.    Обобщающая беседа (если работали над большим произведением или темой): -    сравниваются главы прочитанного произведения или тексты из изученной темы; -    сравниваются характеры героев; -    сравнение и разбор последовательности развития событий в разных произ-ведениях или в одном; -    выявление общей идеи; -    работа с пословицами, загадками. 11. Высказывание своих непосредственных суждений о прослушанном после чтения 26.   Рассказ о том, чем понравилось произведение, что запомнилось.  Через художественные произведения можно научить ребенка наблюдать, сострадать, любить, ненавидеть. Поэтому произведения в учебнике подобраны в соответствии с конкретной тематикой, освещающей жизнь детей и взрослых, их поступки и дела, сезонные изменения в природе и т.п., подводит учащихся к литературному чтению (7—9-й классы), т.е. к чтению произведений русских и зарубежных писателей. Уроки чтения являются действенным средством нравственного, эстетического, экологического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Именно на этих занятиях дети начинают осознавать красоту родной природы, знакомятся с историей России, с различными поступками взрослых и детей, учатся давать им оценку.
На уроках чтения значительно повышается и общее развитие учащихся, расширяются их представления о мире. А все это помогает дальнейшей успешной социализации учащихся в социуме.