Доклад на тему Межпредметные связи на уроках истории и географии


Доклад учителя истории и географии Чевардиной В.В.
«Межпредметные связи на уроках истории и географии».
1. -
2. « Межпредметные связи представляют собой отражение в содержании учебных дисциплин тех диалектических взаимосвязей, которые объективно действуют в природе и познаются современными науками». (Ф.П.Соколова)
3. Технология использования межпредметных связей заключается в том, что в урок включается эпизодически материал других предметов, но при этом сохраняется самостоятельность каждого предмета со своими целями, задачами, программой. В целом сохраняется структура урока.
4. Актуальность.
Во-первых, это дает возможность, с одной стороны, показать мир в целом, преодолев дисциплинарную разобщенность научного знания;
Во-вторых, используя межпредметные связи, раскрывать многоплановость, исторического процесса, роль человеческого фактора в общественном развитии, показывать возможность исторических альтернатив.
В-третьих, опора на межпредметные связи в обучении истории позволит в ряде случаев освободиться от неоправданного дублирования материала.
Осуществление внутри и межпредметных связей в обучении истории будет проходить эффективнее при соблюдении системы методических условий:
Прежде всего, необходимо обеспечить последовательное формирование научного мировоззрения учащихся, понимание ими закономерностей общественного развития и осознанное применение теоретических знаний к анализу и оценке фактов прошлого и современности.
Кроме этого, важно знать основные типы и виды связей, которые в органическом единстве способствуют обучению, воспитанию и развитию учащихся с учетом современных требований, предъявляемых к преподаванию истории. Это хронологические связи ─ ретроспективные (предшествующие), перспективные (предваряющие), сопутствующие (синхронные), а также информационные связи ─ фактические, понятийные, теоретические.
Важная сторона деятельности преподавателя ─ его ознакомление с программами и учебниками (УМК в целом) по смежным предметам в той степени, насколько это необходимо для использования их содержания в преподавании истории.
5. Непосредственно на учебных занятиях целесообразно использовать следующие методические приемы:
Объяснение нового с опорой на ранее известный учащимся фактический или теоретический материал из предшествующих курсов истории (географии). («Представление человека о мире» 6 класс )
Прием актуализации ранее усвоенных знаний и умений, в том числе с использованием наглядности (таблиц, схем, карт и др.) («XIX век в истории человечества» и «Развитие металлургии» 9 класс)
Использование заданий на доказательство, требующих припоминания главного содержания ранее изученного материала по другим курсам и предметам («Роль ВГО» 7 класс )
Создание проблемных ситуаций на межпредметной и межкурсовой основе, постановка проблемных заданий, требующих переноса и обобщения знаний, усвоенных из смежных учебных предметов («Курилы — незаконченная страница в истории русско-японских отношений» 9,11 класс)
Проведение интегрированных уроков ( «Каменный век в истории и географии» )
Проведение межпредметных конференций, дискуссий, экскурсий.
( «Тайны Древней Греции» 5 класс)
Важно только учитывать при этом возрастные и индивидуальные особенности, уровень подготовки и постоянно поддерживать интерес к выявлению и использованию этих связей. Следует также тщательно отбирать информацию из других учебных предметов, чтобы дополнительные сведения не перегружали урок и не заслоняли содержание учебного материала по истории.
6. С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания школьников, но и закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании детей.
Межпредментные связи характеризуются, прежде всего, своей структурой, а поскольку внутренняя структура предмета является формой, мы можем выделить следующие предметы связей:
1)по составу;
2) по направлению действия;
3) по способу взаимодействия направляющих элементов;
7. Исходя из того, что состав межпредметных связей определяется содержанием учебного материала, формируемыми навыками, умениями мыслительными операциями, в первой их форме мы можем выделить следующие типы межпредметных связей:
1)содержательные;
2)операционные;
3)методические;
4)организационные.
Каждый тип первой формы подразделяется на виды межпредметных связей.
8.
Формы межпредметных связей Типы межпредметных связей Виды межпредметных связей
1. По составу - содержательные;
- операционные;
- методические;
- организационные;
- по фактам, понятиям, законам, теориям;
- по формируемым навыкам, умениям и мыслительным операциям;
- по использованию педагогических методов и приёмов;
- по формам и способам организации учебно-воспитательного процесса
2. По направлению - односторонние;
- двухсторонние;
- многосторонние - прямые, обратные или
восстановительные
3. По способу взаимодействия связообразующих элементов (многообразие вариантов в связи) - хронологические;
-хронометрические - преемственные;
- синхронные;
- перспективные;
- локальные;
- среднедействующие;
- длительно действующие
9. Все проводимые интегрированные уроки основываются на составляющей системе межпредметных связей. Такие уроки снижают утомляемость, перенапряжение студентов за счет переключения их на разнообразные виды деятельности, повышают интерес к освоению будущей специальности. Они служат развитию воображения, внимания, мышления, речи, памяти. Использование преподавателями в учебной деятельности межпредметных связей способствует более углубленному усвоению студентами учебного материала. Сотрудничество преподавателей разных дисциплин, их взаимные консультации важны для правильного применения в обучении знаний из родственных дисциплин.
10. Методика подготовки к проведению урока история+география включает в себя ряд этапов:
1. Аналитический. В первую очередь необходимо провести сравнительный анализ программ, учебников и пособий. Знакомясь с содержанием смежного предмета, важно определить степень конкретизации фактов, глубину их обобщения , предполагаемый уровень умений, а также метод познания, применяемый в данном предмете. Необходимо уметь перевести на язык истории систему формирования понятий в любом из названных предметов (картографический и статистический материал из курса географии).
Сложность интеграции связана, прежде всего, с тем, что изучение содержания курсов истории, литературы, географии и т.д. хронологически не совпадает. Но все же при желании точки соприкосновения найти можно.
2. Установочный. В рамках этого этапа преподавателям необходимо произвести отбор материала к уроку, предварительно скорректировав его тему. Здесь также есть свои сложности, в первую очередь проблема соотнесения исторического и географического содержания.
3. Предварительный. На этом последнем этапе подготовке к уроку преподавателями- предметниками должны быть сформированы группы консультантов, состоящих из наиболее сильных учеников.
Необходимость этого вытекает из самого характера подобных занятий, являющихся формой обобщения и повторения пройденного материала. Далеко не все учащиеся смогут активно использовать на уроке знания, полученные некоторое время назад, поэтому специально подготовившиеся ребята окажут учителю и своим одноклассникам неоценимую помощь.
Педагоги подбирают иллюстрации, аудио- и видеоматериалы, наглядные пособия. Ученики получают предварительные задания.
11. Трудности, связанные с подготовкой интегрированного урока, перекрываются тем результатом, который получает преподаватель
Активность ребят на таких уроках, как правило, превосходит все ожидания, и это понятно: необычная форма учебного занятия, присутствие двух учителей, нестандартная подача материала, делают урок ярким, запоминающимся, а главное- эффективным.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Используемая литература:
1. Сухаревская Е. Ю. Технология интегрированного урока. Практическое пособие для учителей / 2-е изд. — Ростов на Дону: РПИ, 2007. — С. 165–173.
2. Глинская, Е. А. Межпредметные связи в обучении / Е. А. Глинская, С. В. Титова. — 3-е изд. — Тула: Инфо, 2007. — 44 с
Формы межпредметных связей Типы межпредметных связей Виды межпредметных связей
1. По составу - содержательные;
- операционные;
- методические;
- организ-нные;
- по фактам, понятиям, законам, теориям;
- по формируемым навыкам, умениям и мыслительным операциям;
- по использованию педагогических методов и приёмов;
- по формам и способам организации учебно-воспитательного процесса
2. По направлению - односторонние;
- двухсторонние;
- многосторонние - прямые, обратные или
восстановительные
3. По способу взаимодействия связообразующих элементов (многообразие вариантов в связи) - хронологические;
-хронометрические - преемственные;
- синхронные;
- перспективные;
- локальные;
- среднедействующие;
- длительно действующие