Статья Аспекты формирования культуроведческой компетентности младших школьников в деятельностной парадигме образования.

Аспекты формирования культуроведческой компетентности младших школьников в деятельностной парадигме образования

Рогова Рамзия Закиевна, преподаватель
русского языка и литературы высшей
квалификационной категории
ГАПОУ «Нижнекамский педагогический
колледж»
Выдающийся педагог и мыслитель современности Ш.А. Амонашвили в одном из своих многочисленных мифов рисует следующую картину идеального первозданного мира: «Высоко в горах было глухое селение Люди в селении жили как единая семья. Младшие почитали старших, мужчины почитали женщин. В их речи не существовало слов: обида, собственность, ненависть, горе, плач, печаль, корысть, зависть, притворство. Не знали они этих и подобных слов потому, что не было у них того, что можно было бы назвать ими». Шло время. Сменялись поколения, формировалось общество со своими традициями, бытом, культурой; развивался язык. Каковы же основные факторы, обуславливающие развитие языка?
Человеческое общество в процессе своего развития стремится к высотам научных открытий, экономических достижений, нравственных побед. Но, по мнению известных философов и мыслителей, развитие цивилизации, наряду с повышением жизненного уровня, материальной культуры, рождает проблемы духовной деградации общества. А все эти проблемы находят отражение в языке, в речи, в культуре поведения членов социума.
Язык – это одновременно общественное и природное явление, поэтому существование языка вне общества немыслимо. Единство самого общества, народа возможно благодаря языку. Язык обслуживает общество, являясь единственным универсальным средством общения. Развитие языка тесно связано с развитием общества и человеческого мышления, что вместе с тем не лишает язык своеобразия и самостоятельности как определенного явления действительности. В значении знаков язык отражает и закрепляет результаты познания говорящим коллективом окружающего мира и самого человека. Язык является существенным признаком нации, народа, представляя собой наиболее концентрированное выражение народности как совокупности существенных черт, признаков, отличающих один народ от другого.
Российская Федерация – полиэтническое государство, на его территории проживают представители 160 народов. Знание русского языка, способствующего укреплению разносторонних связей, является закономерной необходимостью. Русский язык является национальным языком русского народа, средством межнационального общения народов России, государственным языком Российской Федерации. В России национально-языковая политика строится на основе максимального расширения социальных функций языков и культур народов. Цивилизованное, справедливое решение проблем языкового строительства в многоязычной республике проводится продуманной политикой Правительства Татарстана. В этой связи следует особо подчеркнуть важную роль системы образования, которая должна обеспечить тот уровень, который необходим для функционирования языков в качестве государственных, а также сохранению и развитию других языков и культур.
В развитии любого языка чрезвычайно велика роль национальной культуры. Развитие культуры и языка происходит путем взаимного обогащения. Российское общество, как и российское образование, находится на пути к формированию пространства культуры. В Законе РФ «Об образовании» методологические принципы, касающиеся вопросов культуры, сформулированы следующим образом:
- обеспечение адекватного мировому уровня общей и профессиональной культуры общества: формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени изучения картины мира;
- интеграция личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
- содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учет разнообразия мировоззренческих подходов, способствование реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.
Мы полагаем, что целенаправленная государственная политика по сохранению, развитию, обогащению и очищению языка может стать основным ориентиром в реализации принципов российского образования. Поэтому одной из главных задач нашего времени является повышение мотивации к изучению родного языка, усиление потребности в нем. Работа образовательных учреждений должна быть основана на взаимопонимании, диалоге культур, языков, где обучающиеся владеют несколькими языками и не испытывают межнациональных проблем.
Внедрение новых ФГОС способствует становлению новой системы обучения, которая предлагает и новый подход к обучению языку, называемый коммуникативно-познавательным. Он базируется на таких важнейших понятиях, как культура, общение, познание, система духовно-нравственных отношений. Основная цель курса русского языка в в начальной школе определяется как развитие личности ребенка на основе формирования учебной деятельности средствами предмета «русский язык». В соответствии с этой целью ставятся задачи:
- развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
- осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге с миром и с самим собой;
- формирование у детей чувства языка;
- воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством, совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой;
- сообщение необходимых знаний и формирование умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно , точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что формирование этических знаний и чувств, воспитание человека, способного познавать мир и сохранять его, умеющего общаться и понимать других людей, сопереживать им и поддерживать в любых жизненных ситуациях, в новой образовательной парадигме выходит на первый план.

15