ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ И «ЛОС» НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.

ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ И «ЛОС»
НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.

Джумина Мира Шакировна
ГККП «Технологический колледж»
методист, преподаватель математики
высшей категории
ЗКО г. Уральск

Как аксиома звучат слова Главы Государства :
«Страна , не умеющая развивать знания,
в 21 веке обречена на провал».
Система работы в модуле :
1.Тренировочный урок (проблемные, ситуационные, игровые).
2.Урок взаимопомощи (практикум решения задач, пнемонические правила на уроках математики, ЛОС-ы листы опорных сигналов «Экспресс-конспекты)».
3. Обобщающий урок (рефераты, доклады, диспуты, дидактические игры, интегрированные уроки).
4.Контроль ( Айзинг -тесты, контрольные задания, программированный контроль на рейтинговой основе).
Л.Н.Толстой писал : «Если ученик не научился в школе сам ничего творить, то и в жизни, он всегда будет только подражать, копировать».
Известный немецкий педагог Дистервег писал : «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить».
Нужно помнить утверждения психологов о том, что начало мыслительного процесса-проблемная ситуация. Сущность проблемного обучения заключается в том, что учитель не просто сообщает конечные выводы науки, но делает учащихся как бы соучастниками научного поиска:
Поставив вопрос, он вскрывает внутренние противоречия, возникающие при решении, рассуждая вслух, высказывает предложения, обсуждает их, опровергает возможные возражения, доказывает истину.
Ценность проблемного обучения заключается в следующем:
*проблемное обучение делает истину доказуемой, знание осознанным, способствует превращению их в твёрдые убеждения.
*даёт эталон научного поиска, заставляет мыслить научно, диалектически.
*повышает интерес к учёбе, способствует развитию творческого мышления.
«Решение тригонометрических, показательных, логарифмических, иррациональных уравнений различными способами». Проблемный вопрос: «Надо ли искать ОДЗ?». Исследовательская работа заполнение таблицы – задания по уровням (уровень «А», «Б», «С»).**********************
«Показательная функция у=а8888 ». Урок –исследование.
Опорные понятия с использованием электронного учебника на ИД; способы действия- методы решения уравнений, ЛОС-лист опорных сигналов, способы возбуждения интереса- создание проблемной ситуации.
ЛОС:
1.D = R
2 f в. , а >1, f у. 0< а <1
3.F всегда положительно.
4.Е = ( 0; +&).
«Тригонометрические функции углов. Теорема Пифагора».
Вид- нетрадиционный; методы – «функциональная грамотность», дебатная технология в сочетании с решением задач, «Айзенк» тесты программированного контроля, самооценка учащихся; приём- создание проблемной ситуации , соревнование; основная проблема – применяется ли Теорема Пифагора в окружающем нас мире?;
Землемеры в древнем Египте для построения прямого угла применяли «Египетский треугольник»(«бечёвку» ( верёвочку) растягивали на земле в виде треугольника со сторонами 3,4,5.
«Применение производной в физике и технике с использованием ИД и с элементами рейтинговой системы»
Вид урока – нетрадиционный; основная проблема–применяется
ли дифференциальное исчисление в описании процессов окружающего нас мира? ; многие необъяснимые события, происходящие вокруг нас были необъяснимы только потому, что существовали формально; понимание пришло после того, как появилось дифференциальное исчисление.
5.«Объём пирамиды». Форма урока- игра;
гейм: «Заморочки из бочки»(с помощью опыта получить формулу объём 3-уг.пирамиды);2-гейм:«Тёмная лошадка»(вывести алгебраически формулу);3- гейм: «Ты –мне, я тебе»(решение задач из учебника); 4-гейм: «Дальше,дальше»(дифференциональный опрос по уровневым заданиям);
5 –гейм: «Тренирующая игра «Минутка» »;
6- гейм: «Фокус «Опять пять! » ».


Пример: 13 EMBED Equation.3 1415
Пример: 13 EMBED Equation.3 1415

Пример: 1999sin2x – 1997 sinx




Программированное задание

ЗАДАНИЯ ПО УРОВНЯМ
ОТВЕТЫ

Уровень А
Уровень В
А
В

Задание 1
Задание 1



1. 13 EMBED Equation.3 1415
1. 13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
х1=2; х2= -3

2. 3х = 27
2. (2/3)х = 1,5
х = 3
х = -1

3. log6(x – 2) = 2
3. log1/7 x = - 1/2
х = 38
х = 13 EMBED Equation.3 1415

Задание 2
Задание 2



1. 13 EMBED Equation.3 1415
1. х = 13 EMBED Equation.3 1415
х = 2
х1 = 3; х2 = -2

2. 2х = 32
2. (1/7)х = 49
х = 5
х = -2

3. log7(x – 2) = 3
3. log(1/5) x = - (1/2)
х = 345
х = 13 EMBED Equation.3 1415

Задание 3
Задание 3



1. 13 EMBED Equation.3 1415
1. 13 EMBED Equation.3 1415
х = 13 EMBED Equation.3 1415
х1 = 2; х2 = -1

2. 3х = 81
2. (4/3)х = 3/4
х = 4
х = -1

3. log2x = 3
3. log(1/4)x = -1
х = 8
х = 2

Задание 4
Задание 4



1. 13 EMBED Equation.3 1415
1. 13 EMBED Equation.3 1415
х = 13 EMBED Equation.3 1415
х1 = 9; х2 = -7

2. 7х = 343
2. 4х = 16
х = 3
х = 2

3. lg x2 = 0
3. log(1/2)у = -2
х = 13 EMBED Equation.3 1415
х = 4

Задание 5
Задание 5



1. 13 EMBED Equation.3 1415
1. 13 EMBED Equation.3 1415
х = 8
х1 = 2; х2 = -1

2. 5х = 625
2. 6х-3 = 36
х = 4
х = 5

3. log5(х+5) = 0
3. log(1/3)х = -1/2
х = - 4
х = 13 EMBED Equation.3 1415



«Функциональная грамотность» умение применять предметные знания в различных жизненных ситуациях; математический материал , где моменты связаны с жизнью, сравниваются с понятиями окружающего нас мира; «пнемонические правила» значения F Sin(x) -по пальцам правой руки, F Cos(x)-по левой; проведем нумерацию пальцев обоих рук-«левая»: мизинец-0 градусов,безымянный-30гр.,средний-45гр.,указательный-60гр. большой-90 гр.; «правая»: также; значения функций этих углов всегда дробь со знаменателем «2»; пример: определить Sin 60 градусов- «алгоритм»рассуждения :
sinx – правая рука, 60 гр. –безымянный палец №3, Sin 60 гр.=!3/2.
«Решить музыкальное уравнение-найти недостающую ноту»;
«Дом, который построили мы!»-игра; «Найти пропущенные числа»»;
«Финансово-математическая игра «Карьера»»; «КВН»;
«Экспресс конспекты по математике»;
«ЛОС» №1 тема «Числовая ось»:
Направленный отрезок,
Начало отсчёта,
Масштаб.
Эффективным средством прочного и системного усвоения программы я считаю ЛОС-ы, которые помогают учащимся строить самостоятельные рассуждения; Листы Опорных Сигналов_ это настольные « шпаргалки »для учащихся, при виде ЛОС-ов у них в памяти восстанавливаются определения математических трактовок, вырисовываются схемы графиков и сложных формул, при их использовании повышается интерес к сложной науке –математике.
9.«Тела вращения.Тор. Прямой круговой цилиндр, конус».
Даю д/з: приготовить электронные конспект-лекции, презентации, исторические справки; «konos»- «сосновая шишка»; в геологии- «конус выноса»; в биологии – «конус нарастания», «семейство морских моллюсков»; в физике – «телесный угол», «конус безопасности»(громоотводы);
10. «Синусоидальный ток»- нетрадиционные , интегрированные уроки.
График синусоида и волновая диаграмма синусоидального переменного тока связаны; проблемная ситуация- построить диаграмму для определения длины волны, волновую диаграмму синусоидального переменного тока, график гармонических колебаний?.
Вся совокупность элементов педагогической деятельности объединена в пять оценочных модулей:
1.диагностика готовности преподавателей к работе в условиях образовательного пространства;
2.результаты профессиональной педагогической деятельности;
3.научно-методическая работа:
4.работа с документацией;
5.трудовая дисциплина.

Резюме:
Для функциональной грамотности молодых преподавателей, повышения социально-методической активности и качество обучения учащихся.

Root EntryEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation Native