Презентация к мастер — классу по теме Проблемные ситуации на уроках математики
Составитель: Е.П.Фасахова, учитель математики Как же создавать проблемные ситуации? Цель “Мастер-класса”: показать развитие творческой активности учащихся через создание проблемных ситуаций на уроке. «Линейные уравнения с одной переменной» (3Х + 7) х 2 – 3 = 17 6Х + 14 – 3 = 17 6Х = 17 – 14 – 3 6Х = 0 Х = 0 При проверке ответ не сходится.«Обманные задачи»: 1. Больший угол треугольника равен 50°. Найдите остальные углы. 2. Две стороны треугольника перпендикулярны третьей. Определите вид треугольника. «У меня не получается» «Линейная функция»Обычная форма задания: функция задана формулой У = ?найдите значение функции при Х = 0, 7, -5, 1.Занимательная форма задания:“угадать” формулу, записанную на карточке x 0,7 -5,1 y «Формулы сокращённого умножения» Преступники украли в банке большую сумму денег. Их поймали, но похищенную сумму установить не удалось. Преступники категорически отказываются назвать её, утверждая, что записали это число в виде степени и зашифровали не только основание, но и её показатель. Экспертам удалось узнать основание степени. Это число 597. Но каким был показатель не говорят. После очередного допроса преступники сказали, что показатель степени является корнем уравнения ( 2y +1)2 – 4y2 =9 y = 25972 = (600 – 3)2 =6002 -2 * 600 * 3 + 32 = 360000 – 3600 + 9 =356409 «Периметр прямоугольника» Семья Димы летом переехала в новый дом. Им отвели земельный участок прямоугольной формы. Ширина – 15 м, а длина – 22 м.Папа решил поставить изгородь. Он попросил Диму сосчитать сколько потребуется штакетника, для изгороди, если на 1 погонный м. изгороди требуется 10 штук? Сколько денег потратит семья, если каждый десяток стоит 50 рублей.«Площадь прямоугольника»На прошлом уроке ребята мы измеряли длину и ширину нашего класса и по формуле, нашли его периметр. Р=( а+в)х2=(8+9)х2=34м. Помните!Посмотрите, пожалуйста, на пол. Краска сносилась, много чёрных полос. Вам нравится? Мне тоже не нравится. Я думаю, что летом нам нужно обязательно покрасить пол. Давайте с вами посчитаем, сколько денег понадобится на покраску пола в классе, если 1 банка краски стоит 320 рублей и её хватает, чтобы покрасить 35 кв.м. «Координатная плоскость» Вычисляем (2 * 5)І= 2І *5І = 100 (3 * 4)І= 3І * 4І = 9 * 16 = 144 (5 : 6)І = 5І : 6І = 25 : 36 (3 + 4)І = 3І + 4І = 9 + 16 = 25 Попробуйте сосчитать по-другому.( 3 + 4)І =7І = 49 Пример. 7 кл. Тема «Решение задач»На заправке села Кузнецовка две цистерны. В начале посевной обе цистерны заполнены. В 1 было 59 т бензина, а во 2 - 44 т. Через сколько дней в цистернах останется одинаковое количество горючего, если ежедневно из 1 цистерны ежедневно расходуется 5т, а из 2 - 2 т.Решают с помощью уравнения (алгебраический)59 – 5х = 44 – 2хА вот вчера четвероклассник Стас, который не умеет решать такие уравнения, тоже смог её решить.Проблемная ситуация: какой способ он предложил (арифметический) 5 кл. Тема «Измерение углов»8 кл. «Теорема Пифагора» 6 кл. «Признаки делимости» Способствует развитию познавательной активности, осознанности знаний, предупреждает появление формализма, бездумности. Обеспечивает более прочное усвоение знаний; Развивает аналитическое мышление. Способствует сделать учебную деятельность для учащихся более привлекательной, основанной на постоянных трудностях. Ориентирует на комплексное использование знаний. Приучает учащихся сталкиваться с противоречиями, разбираться в них, искать решение. Значительно большие расходы времени на изучение учебного материала; Недостаточная эффективность их при решении задач формирования практических умений и навыков, особенно трудового характера, где показ и подражание имеют большое значениеСлабая эффективность их при усвоении принципиально новых разделов учебного материала, где не может быть применен принцип апперцепции (опоры на прежний опыт); При изучении сложных тем, где крайне необходимо объяснение учителем, а самостоятельный поиск оказывается недоступным для большинства школьников. Подводить к противоречию с уже известным и предлагать самим находить способ разрешения.Побуждать делать сравнения, обобщения, выводы.Создавать ситуации включения, используя задания, связанные с их жизненным опытом.Использовать задачи с заведомо допущенными ошибками.Предлагать практические исследовательские задания.Отыскивать различные способы решения одной и той же задачи.Излагать различные точки зрения на один и тот же вопрос.Учить составлять задачи по статистическим данным своего населённого пункта.