Система образования США (научно-исследовательская работа учащихся для НПК)
МБОУ « Средняя общеобразовательная школа №34»
Секция:
РЕФЕРАТ
Тема:
Система образования Соединенных Штатов Америки.
ФИО автора ФИО руководителя
Сергеева Александра Федорова Наталья Николаевна
Тарасенко Софья учитель английского языка
7 «в» класс учитель высшей категории
Ижевск, 2012г.
Содержание
Введение...............................................................................................................3
Глава I: .................................................................................................................
Глава II: ..............................................................................................................
Глава III:..............................................................................................................
Глава IV: ..............................................................................................................
Заключение.........................................................................................................
Список использованной литературы...............................................
Введение.
Недавно на уроке английского языка у нас было знакомство с Америкой. К сожалению, тема «Система образования США» в нашем учебнике освещена поверхностно. Нам бы хотелось получить более полную информацию об этом, так как все знают, что самой развитой страной являются Соединенные Штаты Америки. Америка - это страна безграничных возможностей и процветания, страна контрастов, скорости, стабильности и размеренности жизни. Огромное количество языковых школ, университетов, колледжей и бизнес-школ привлекают школьников и студентов со всего мира. Университеты и школы США имеют высокий рейтинг и известны во всем мире. Американские вузы стремятся отвечать самым передовым требованиям. Неудивительно, что получить высшее образование в США и выучить английский язык за рубежом – мечта многих российских школьников. Целью данной работы является изучение особенностей образовательной системы Соединенных Штатов Америки, а также выявить сходства и различия с нашей системой образования.
Наши объекты исследования – американская и российская школа.
Предмет исследования – сходства и различия.
Задачи:
Сравнить систему образования США и России.
Провести опрос среди учеников школы, хотели бы они учиться в американской школе по программе обмена.
Сделать соответствующие выводы.
Гипотеза: Образовательное учреждение нацелено на предоставление образовательных услуг. Каждая школа делает это по-своему. Школы США и России имеют индивидуальные черты, но цель у всех одна.
Глава I.
История становления системы образования США началась в первые десятилетия XVII века, когда англичане приступили к колонизации Северной Америки. Известно, что первые английские колонии появились на территории нынешнего штата Виргиния (1607 г.) и на берегах залива Массачусетс (1620 г.). Когда в Америке появились первые европейские колонисты, перед ними встало два вопроса: что из своего культурного наследия им следует сохранить, и от чего отказаться, и как сохранить и приумножить это наследие? Их ответом стала городская школа. На протяжении 30 лет после того, как в Массачусетсе возникло первое поселение (1620 г.), всем городам предписывалось нанимать школьных учителей для обучения детей чтению, письму, арифметике и Закону Божьему. От городов покрупнее требовали и создания средних школ для подготовки подрастающего поколения к обучению в университете. В 1787 г. Совет континента распорядился, чтобы каждое новое поселение на северо-западной территории, выделяло участок земли для бесплатной средней школы. По мере продвижения на запад американцы продолжали верить в необходимость школьного обучения. Однако поселениям предстояло приспособиться к условиям среднезападных прерий и юго-западных пустынь. Имея по Конституции юрисдикцию над своими школами, каждый штат сам определял учебные планы, критерии и задачи обучения. Все общины изыскивали денежные средства для строительства школ и оплаты труда учителей. Несмотря на значительную разницу в подходе к образованию, отношение к школе во всех частях страны было схожим.
В 1834 году в штате Пенсильвания утвердилась абсолютно бесплатная система школ, финансируемая за счет государственных средств и находящаяся под контролем общественности. В 1865 году к концу Гражданской войны образование – от начальной школы до университета – становилось доступным для всех и привлекало в свою систему самых достойных членов общества. Государственная школа стала тем сосудом, в котором формировалось своеобразие американской цивилизации.
Несмотря на то, что в мире нет другой школьной системы, которая охватывала бы такое количество учащихся, проявляла такую щедрость, допускала такую широту взглядов и действовала с такой настойчивостью, в современной американской системе образования находят свое отражение национальные и социальные проблемы. Поскольку она, в основном, существует на государственные средства, на ней сказывается напряженное экономическое положение страны. Являясь одним из сосудов, в котором формируется «Америка», американская система образования подвержена воздействию противоречивых суждений о том, какой ей надлежит стать в будущем.
Так, например, на протяжении последних двадцати лет одной из важнейших проблем американской системы образования остается реформа учебного плана. В конце 60-х гг. академический учебный план был изменен, чтобы лучше приспособить его к интересам и вкусам учащихся. В средней школе решили провести эксперимент: заметно пренебречь «тремя китами» школьного обучения - чтением, письмом и арифметикой – и сделать упор на более «нужные» предметы, которые учащиеся могли бы выбрать сами. Однако проведенные в стране тесты показали, что в результате учащиеся растеряли многие из приобретенных навыков, и это вызвало тревогу. В середине 70-х гг. наблюдался заметный отход от эксперимента и возврат к основам знаний. Во многих штатах стали устраивать проверки навыков учащихся, заканчивающих среднюю школу. Акцент на изучение основных предметов усилился в 80-е гг. в связи с осознанием необходимости давать учащимся определенные знания (или хотя бы научить их ориентироваться) в технических областях, таких как электронно-вычислительная техника и системы связи. В период с 1980 по 1990 гг. в большинстве штатов увеличили число предметов, изучение которых является обязательным для получения свидетельства об окончании школы.
Глава II.
Организация и структура образования в США.
Современная система образования США, сложившаяся под влиянием исторических, экономических и социальных факторов, характеризуется рядом особенностей, которые во многом отличают ее от западноевропейских стандартов.
В США отсутствует единая государственная система образования, каждый штат вправе определять ее структуру самостоятельно.
В США насчитывается около 115 тысяч школ. Школы делятся на государственные (public school) (в этих школах учится подавляющее большинство американских детей) и частные. Эти школы финансируются из разных источников.
Школьное образование включает в себя два уровня: начальное и среднее образование (elementary and secondary education). Начальное школьное образование (Elementary education) включает в себя первую ступень, начальную школу начальную элементарную школу (first grade. Primary school and elementary school). Среднее школьное образование (Secondary education) в США делится обычно на две ступени – младшую (junior high school) и старшую (high school) школу, в каждой из которых учатся три года.
Школьное образование в целом (schooling)включает 12 академических классов (grade) от первого – first grade до 12 – twelfth grade, каждый из которых длится 1 академический год.
Российская школа официально разделяется на "начальную" и "среднюю". Однако это деление очень условно, так как все дети - и малыши, и подростки - находятся в одном здании, с единым администрированием и учительским составом. В Америке школы абсолютно разделены, и в первую очередь - территориально. Все здания, как правило, одноэтажные. Здесь считают, что так удобнее и безопаснее. "Начальные" школы очень маленькие, уютные, расположены, как правило, в парках. Их много. "Средних" школ меньше и они крупнее. "Высших" школ относительно немного. Они имеют свое собственное имя, свои традиции и эмблемы.
В американских школах нет жестких групп учеников, объединенных в постоянные классы, которые учатся по общей программе. Студенты (здесь школьники именуются студентами), по своим наклонностям, выбирают курсы, которые им по душе, которые им необходимы в соответствии с жизненными устремлениями. Каждый ученик имеет свое собственное расписание на каждый день.
Начальная школа - это самостоятельно существующее учебное заведение, где один учитель ведет все занятия с классом. В части начальных школ обучение ведется по тpадиционному пpедметному учебному плану, в котоpый включаются: чтение, литеpатуpа, письмо, оpфогpафия, pодной язык (устная pечь), музыка, изобpазительное искусство, аpифметика, истоpия, геогpафия, естествознание, гигиена, физическое воспитание и pучной тpуд.
Родной язык и чтение занимают почти половину учебного вpемени, на арифметику отводится столько же времени, сколько на музыку, изобpазительное искуство и pучной тpуд. Пpимеpно шестую часть вpемени занимают физкультуpа и гигиена.
Хаpактеpным для начальной школы является комплектование классов по способностям учащихся. Малышей, котоpые только что пpиступили к занятиям, делят на гpуппы в соответствии с pезультатами тестов. Тесты пpедставляют собой сеpию pазличных заданий, котоpые pебенок должен выполнить за опpеделенный пpомежуток вpемени. К этому тесту нельзя специально подготовиться Он не отpажает pазвития и обученности pебенка. Тест идет гоpаздо глубже - он вскpывает пpиpожденую одаpенность, с математической точностью опpеделяет коэффициент интеллекта.
Психологи и педагоги пpидумали pазные задачи на сообpазительность, на гибкость и глубину ума.
После опpеделения «IQ» появляются гpуппы А, В и С - "одаpенных", "ноpмальных" и "неспособных" и обучение диффеpенциpуется. Со способными ведутся сеpьезные, насыщенные занятия с довольно высокими тpебованиями к знаниям учащихся. Эти дети, как их называют в США, "оpиентиpованные на колледж" уже с пеpвых лет обучения в школе.
Сpедняя школа в США обычно делится на две ступени - младшую и стаpшую, каждая по тpи года. В младшей средней школе, как и на других ступенях образования, нет единых учебных планов, программ, учебников. Каждый школьный округ разрабатывает свои рекомендации к распределению учебного времени, подготавливает свои программы по отдельным дисциплинам. Однако среди всего многообразия прослеживаются общие черты обучения в младших средних школах. Учебный год пpодолжается в амеpиканской школе 170-186 дней; дети обучаются 5 дней в неделю. Продолжительность учебных занятий в день 5-6 часов (с 8.30 до 15.30).
Учебный год, как пpавило, делится на семестpы. В 8-м классе появляется система выбоpа пpедметов, а обязательными пpедметами являются английский язык, математика, обществоведение, естествознание, физкультура с гигиеной, музыка и изобразительное искусство, труд (для мальчиков) и домоводство (для девочек).
Старшая средняя школа является общеобразовательным учебным заведением. Учащиеся заканчивают школу, как правило, в 17-18 лет. В практике подавляющего большинства старших средних школ учебная программа обычно включает изучение математики (2 года), английского языка (4 года), естественных (2 года) и социальных наук (3 года).
Сpедние школы бывают pазных типов: "академические", "пpофессиональные" и "многопpофильные". В многопрофильной школе, начиная с 9-го класса, существуют pазличные отделения (пpофили). Наиболее pаспостpаненные из них: "академический", "общий", "коммеpческий", "индустpиальный", "сельскохозяйственный".
Академический пpофиль дает обpазование, достаточное для поступления в вуз. В начале девятого года обучения все учащиеся подвеpгаются тестиpованию на опpеделение "коэффициента умственной одаpенности". Если он окажется ниже 90, то учащимся нецелесообpазно учиться на академическом отделении, и им лучше выбpать какой-нибудь пpактический куpс. Пpофессиональные пpофили готовят ученика к непосpедственной пpактической деятельности. Так, на индустpиальном пpофиле половина учебного вpемени отводится на pаботу в школьных мастеpских или же в гаpаже. Объем общего обpазования на этих пpофилях значительно сокpащен. Отделение общей подготовки, напpотив, дает общие знания, но в объеме, недостаточном ни для поступления в вуз, ни для выбоpа опpеделенной пpофессии. В последнее время оно подвергается жесткой критике. Таким обpазом, закончив сpеднюю школу, учащиеся фактически имеют совеpшенно pазличную подготовку.
Кpоме госудаpственных школ, система обучения включает в себя сеть цеpковных и частных учебных заведений, в котоpых обучается около 14 процентов всех школьников. Цеpковные школы содеpжатся pелигиозными оpганизациями, и вся учебно-воспитательная pабота в них пpонизана pелигиозным духом. В последнее вpемя число цеpковных школ заметно возpосло.
Оценка знаний.
Контроль знаний осуществляется постоянно в ходе тестирования учащихся, по крайней мере, в двух формах:
1) один раз в году сдаются стандартизированные тесты типа тестов умственных способностей и образовательного развития (Айова), "Тест Хенмон–Нельсон" по проверке умственных способностей и т.п., принятые во всей стране;
2) раз в неделю или чаще, а иногда 2-3 раза в семестр (по решению учителя) сдаются зачеты и тесты внутриклассного контроля.
Система оценок обычно буквенная, по первым пяти буквам английского алфавита. В среднем, в школах страны отметки распределяются и характеризуются следующим образом:
А – 15% учащихся – постоянно высокий уровень готовности, глубоких знаний и оригинальность (отлично).
В – 25% учащихся – уровень, откровенно более высокий, чем средний (хорошо).
С – 35 % учащихся – средний уровень выполнения заданий (средне).
Д – 15 % учащихся – минимальный уровень знаний (ниже среднего).
F – 10% учащихся – неудовлетворительные результаты или полное незнание учебного материала.
Степень успеваемости, оцениваемая на С, как правило необходима для продолжения обучения в довыпускной период; оценка В является обязательной для продолжения обучения выпускником.
Имеются также обозначения:
Р – зачет (100%),
S – удовлетворительно (70%),
N – незачет (ниже 70%).
О своих успехах каждый ученик информируется строго индивидуально. Он получает листок, на котором все подробно расписано, причем этот листок кладется на парту обратной стороной вверх, чтобы никто из других детей не мог видеть результаты учебы ребенка. Даже время, когда раздаются эти листки, выбираются таким образом, чтобы после получения листка результатов у детей практически не оставалось времени для общения с одноклассниками: дети получают свои «табели» непосредственно перед выходом из школы.
Получение диплома об окончании средней школы.
Для достижения этой цели выпускникам достаточно получить зачеты по 16 академическим курсам в течение последних четырех лет обучения. Каждый такой курс состоит из одного урока ежедневно в течение 18 или 36 недель. Традиционно учащиеся записываются на изучение 5-6 курсов в течение полугодия и тем самым набирают 20 и более курсов в 9-12-х классах. Каждый обязательный учебный предмет обычно дробится на более мелкие курсы. Особенно это характерно для больших средних школ, где количество таких мелких делений может составлять 20-30 дисциплин. Например, в состав обязательных для изучения по английскому языку входит: композиция, американская литература или творческое письмо; но при этом зачет можно получить, посещая и такие курсы, как современные писатели, журналистика, литература "черной" Америки и т.п. В области общественных дисциплин среди коротких курсов выделяются "социальные проблемы", "история меньшинств в Соединенных Штатах" и т.д.
Во многих школах США для получения аттестата зрелости время, затрачиваемое на изучение кулинарии и вождение автомобиля, приравнивается ко времени, отводимому на изучение математики, химии, истории, биологии и английского языка.
Комиссия по совершенствованию образования рекомендовала выпускникам средних школ в последние четыре года обязательное изучение современных достижений пяти "базовых дисциплин", составляющих ядро современной школьной учебной программы: английский язык (4 года), математика (3 года), естественные науки (3 года), социальные науки (3 года), овладение компьютерной грамотностью (0,5 года). Кроме того, учащиеся, желающие продолжить обучение в высшем учебном заведении, должны пройти 2-летний курс иностранного языка. Как отмечают американские специалисты в области образования, полученный выпускником диплом далеко не всегда свидетельствует о его способностях и учебных успехах. Практически подавляющее большинство школьников, проучившихся 12 лет (а исключение из школы – факт, чрезвычайно редкий в американской действительности), получают необходимый диплом. Другое дело, качество избранных курсов, качество и особенности самой школы, средние отметки и показатели экзаменов. Обычно лучшие учащиеся, цель которых продолжить образование в университете, выбирают и соответствующие наиболее сложные и продвинутые курсы в школе.
Для наиболее талантливых учащихся разрабатываются специальные курсы, близкие по содержанию к университетским, порой для занятий выделяется отдельный педагог, а после окончания школы таким ребятам выдаются рекомендательные письма, облегчающие их поступление в престижные университеты.
В Америке очень хорошо развита система стипендий студентам - scholarship. Размер стипендии зависит от набранного "личного кредита" в школе. У хороших учеников этот кредит настолько высок, что его хватает на бесплатное обучение в двух университетах. Есть и другой путь - ты учишься кое-как, не перенапрягаясь, но родители хотят и могут дать тебе хорошее образование, тогда они за это платят. За все надо платить - или собственным трудом и способностями, или трудом родителей и их деньгами.
Нет в Америке и привычных для Россиян экзаменов для поступления в ВУЗы. Здесь все решается в процессе обучения в школе. По каждому предмету студенты пишут еженедельные тесты. Тесты имеют форму "множественного выбора". То есть дается около 100 вопросов и на каждый вопрос 4 ответа. Нужно пометить правильный ответ. Тестирование, как правило, происходит на компьютерах. Результаты распечатываются и передаются в учебную часть школы. В конце семестра выводится оценка на основании суммы тестов. А по окончании каждого года обучения в High School результаты учебы каждого ученика отправляются во все колледжи штата.
То есть - ребенок еще учится в школе, но сведения о нем уже регулярно поступают в университеты. Поэтому еще до окончания последнего 12 класса студент направляет запросы и получает приглашения на учебу от колледжа или университета. Здесь нет этого безумного волнительного времени, как в России, когда ученик сдает вступительные экзамены, когда вся семья живет в страшном напряжении, а судьба молодого человека может быть решена одним ответом на вопрос или одной опиской. В Америке этот процесс спокойный, без стрессов и абсолютно прогнозируемый.
Система образования в Америке устроена таким образом, что, хотя обучение и платное, решающим фактором для получения высшего образования являются не деньги, а желание.
Глава III
Несмотря на огромные размеры школы, каждый ученик находится под присмотром, благодаря очень хорошей организации. Здесь нельзя болтаться по коридорам во время занятий. Если ты вышел в туалет, тебе дают карточку-пропуск, которую в туалете должен отметить дежурный преподаватель. Да, если у преподавателя есть "окно", то он дежурит у туалета. Такая же система "пропусков" действует при всех передвижениях в течение урока. Здесь нельзя выйти из школы до окончания уроков. Везде стоят видеокамеры. Кроме того, порядок в школе регулируется охранниками - вооруженными людьми в гражданской форме, но с военной выправкой.
Границы "возможного" и "невозможного" в школе регулируются школьными правилами, они отпечатаны в дневнике каждого ученика. Здесь подробно обсуждается, по каким причинам студент может отсутствовать, что нужно делать, если ты не можешь посещать школу. Запрещено есть в коридорах школы или классах. Это можно делать только в кафе. Нельзя приносить с собой еду и напитки. Детям не положено пить не только пиво, но даже кофе, чай и кока-колу. Запрещены любые криминальные действия, наркотики. Правилами регламентируются все стороны школьной жизни: от вопросов этического характера до парковки автомобилей. Около каждой школы висит знак, что ношение оружия здесь запрещено. На наш российский взгляд такой знак выглядит странным или даже смешным.
Конечно, не обходится без казусов. Например, приходит наш ребенок на урок истории, а преподаватель с видимой досадой заклеивает прямоугольными кусочками черной бумаги средние части тела на фигурах со знаменитого рисунка, вошедшего во все учебники мира: превращение обезьяны в человека. Помните, там сначала волосатая обезьяна стоит на четырех лапах, потом она берет палку в руку, постепенно выпрямляется на двух ногах и теряет волосяной покров. Правила ужесточились, в школе запрещена всякая демонстрация обнаженной натуры, а значит - и обезьяньих попок тоже. До сих пор в некоторых штатах существует закон, запрещающий преподавать теорию эволюции.
В помещении школы очень чисто благодаря усердию персонала: после ланча кафе становится неузнаваемым, однако за час ему возвращают первозданный вид. Здесь не кричат на ребят, не читают нравоучения, а убирают.
.Поют американские дети просто замечательно! В школе много призов, завоеванных на различных певческих конкурсах.
Кафе с красивыми круглыми столиками, за которыми ребята едят и беседуют, как обычные посетители обычного городского кафе. Студенты могут брать стандартный ланч или покупать что-либо из автоматов. У каждого студента в машине заложен его шифр, поэтому оплата происходит через автомат. Кроме того, эта машина всегда поздравляет с днем рождения. Ребятам это очень нравится и, чтобы послушать лишний раз поздравление, они в день рождения делают покупки несколько раз. Школа не только великолепно оборудована, радуют глаз ее интерьеры. Ребята с детства привыкают, что это норма.
Здесь детям предоставлена большая свобода выбора: выбора школьной программы, стиля поведения и одежды. Длина мини-юбки тоже регламентируется школьными правилами - она не должна быть короче "кончиков пальцев" на руках. Запрещается прозрачная одежда и нижнее белье контрастного с одеждой цвета. Школа пытается бороться с принятой здесь несколько неряшливой манерой одеваться, когда малюсенькие топики надеваются поверх обычного нижнего белья и на плечах девушек выстраивается целый ряд бретелек разного цвета и размера.
Общий стиль одежды американских школьников, конечно, здорово отличается от привычного нам в российских школах. В основном это невообразимо широкие джинсы, которые волочатся по земле, широкая майка и огромные кроссовки.
Дети очень жизнерадостные и живые, абсолютно без комплексов. Например, здесь никого не удивляет то, что если ребенок пришел к тебе в гости, он может открыть холодильник и взять из него все, что хочет. В основной своей массе дети очень громкоголосые. Ребята кричат, даже когда собеседник стоит рядом. Кроме того, они любят переговариваться через дорогу или через площадь. Привычка громко разговаривать очень заразительна.
Уникальна и система доставки ребят в школу. Многих привозят родители. Те, кто старше 16, сами приезжают на своих машинах, им предоставляется место для парковки. Остальных детей доставляют автобусами. Желтые автобусы, во всех штатах наделенные особыми правами дорожного движения. Если такой автобус остановился, все машины за ним и перед ним должны остановиться тоже. В автобусе есть видеокамера. Водитель знает всех своих пассажиров. Для каждого ребенка определено место, где его подберет автобус.
За маленькими детьми и детьми-инвалидами автобус приезжает прямо к дому. Зимой здесь практически не бывает снега, но иногда дороги покрываются тонким слоем льда. В этот день школы не работают, так как возить детей по таким дорогам опасно.
Глава IV.
Нами в школе был проведен опрос с целью выявить, как много ученики знают об американских школах. 40 учеников отвечали на вопрос: хотели бы они учиться в американской школе полгода по программе обмена школьниками и почему. 33 человека ответили «да», так как «это интересно; можно выучить английский язык; образование лучше; там требований меньше; хотели бы познакомиться с интересами американских школьников; хотели бы, потому что там есть в коридорах шкафчики, модные магазины и игрушки». 7 человек не захотели учиться в американской школе, так как «там негры, американцы не нравится, от родных далеко». В основном же ученики не знали, как ответить на вопрос, почему они не хотят там учиться. Мы думаем, что такой ответ появился из-за плохой осведомленности учеников о системе образования США.
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
В целом, можно сделать вывод, что наши ученики любознательные. Но знания об американских школах и о всей системе школьного образования США берутся, в основном, из фильмов. А это, как мы видим, очень незначительная часть фактов.
Заключение.
Образование в Соединенных штатах считается показательным для всего мира. В США существует своя система для образования, какая складывалась не одно столетие. При этом образование США практически ничем не похоже на системы других государств. Поэтому подобная система и представляет интерес.
Американская модель просвещения с одной стороны не нагружает детей лишними знаниями, с другой стороны, пытается максимально приспособить человека к конкурентным отношениям в условиях рынка. Существует широко распространённое мнение об интеллектуальной ограниченности американского обывателя, при характерной для него сметливости, деловой хватки и предприимчивости. К очевидным недостаткам система образования США относят тот факт, что она не производит ни хорошо образованных граждан, ни профессионально подготовленную рабочую силу.
В отличие от нашей школы, в Америке большая свобода выбора. Хотя постепенно мы к этому идем. Но так ли это хорошо? Для нас это осталось спорным вопросом.
Список литературы:
1. Доронова М.Ю. «Нью-йоркская государственная школа». Журнал Начальная школа. № 10. 2008.
2. Лихачев Б.Т. Педагогика. – М., 1998.
3. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник: В 2 кн. – М.: Владос, 2001.
4. Тарасюк Л.Н., Цейкович К.Н. "Образование в США". Социально-политический журнал, 1997.
5. Харламов И.Ф. Педагогика в вопросах и ответах. – М., 2001.
6. «Новейший энциклопедический справочник. Страны мира»
7. «Полный справочник школьника»
Интернет-сайты.
1. http://libusa.ru/tour/por.shtml Портрет США.
2. http://www.infousa.ru/education/contents.htm Система образования в Соединенных Штатах Америки.
3. http://history.rin.ru/cgi-bin/history.pl?num=2816 Образование в США.