Урок обществознания на тему: «Участие граждан в политической жизни» в форме игры «Избирательный биатлон «Время выбирать»
Урок обществознания 9 класс учителя Райниковой Е.В.
Тема: «Участие граждан в политической жизни»
Игра «Избирательный биатлон «Время выбирать»
Цели:
- Повышение уровня электоральной активности молодежи;
- Обеспечение активного и осознанного участия молодежи в избирательных кампаниях;
- Повышение уровня доверия молодых граждан Ростовской области к Российской избирательной системе, институту выборов и референдумов;
-Преодоление политической апатии, формирование активной гражданской позиции;
-Информирование о деятельности Избирательной комиссии Ростовской области, территориальных избирательных комиссий, направленной на реализацию конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Задачи:
- Повышение интереса молодых граждан Ростовской области к избирательному процессу в Российской Федерации.
- Решение приоритетных задач, указанных в Основах государственной политики Российской Федерации в сфере развития правой грамотности и правосознания граждан.
- Поиск и определение новых форм и методов работы с молодежью, способствующих формированию электоральной культуры молодежи;
Порядок проведения:
1 Слово учителя
«Золотой век» в Афинах был временем расцвета демократии, т.е. власти народа. В это время все лично свободные граждане получили право участвовать в управлении государством. Главным государственным учреждением было народное собрание в котором могло участвовать все афинские граждане. Народное собрание созывалось обычно раза три в месяц, а в исключительных случаях еще чаще.
Народное собрание происходило на склоне холма Пникс, а в более раннее время на рыночной площади — агоре. Граждане проходили к месту собрания, обнесенному со всех сторон красной веревкой, и рассаживались на скамьях. На Пниксе размещалось около пяти тысяч человек. Здесь можно было увидеть именитых и богатых граждан в красиво задрапированных плащах — гиматиях, много было и трудового люда, который являлся сюда, оторвавшись от своей повседневной работы, не успев иногда переменить одежду. Крестьяне, пришедшие из сельской местности, были в войлочных шляпах, хламидах (плащах) и с посохами в руках.
Народное собрание выбирало должностных лиц, решало вопросы о войне, мире и договорах с другими государствами, обсуждало и утверждало законы, а также рассматривало другие важнейшие вопросы государственной жизни.
Но народное собрание не было постоянно действующим органом власти. Для повседневного руководства жизнью государства и выполнения решений народного собрания начиная с 510 г. До н.э. существовал «совет пятисот». Члены совета выбирались жребием по 50 человек от каждого из 10 избирательных округов — фил.
На каждый день, когда происходило собрание, избирался его председатель—эпистат,
который принимал послов, хранил государственную печать и ключи от государственной казны. Никто не мог быть избран эпистатом дважды.
Каждый афинский гражданин мог предложить новый закон. Но это не означало, что его было просто провести в жизнь. Проект закона тщательно рассматривался в гелиее (суде присяжных, которые избирались по жребию на один год), при этом выяснялось, не противоречит ли он прежним законам, не является ли он вредным для республики. Если признавалось последнее, то автора его штрафовали и могли подвергнуть другим наказаниям.
После обсуждения законопроекта в совете пятисот и на народном собрании происходило голосование. И если законопроект получал большинство голосов народного собрания, он становился законом.
При обсуждение дел, в которых сталкивались интересы различных групп, народные собрания проходили бурно и порой не обходились без потасовок. Так было при решении вопроса о Пелопоннесской войне. Мастера-оружейники, поставщики военного снаряжения, стояли за войну, ожидая от нее больших доходов. Земледельцы же знали, что война принесет им разорение, и протестовали против нее.
«Мотыжник плюнул в рожу оружейнику, а ковач плугом в ребро двинул мастера копейного» — так изображает разгоревшееся на народном собрании столкновение древнегреческий писатель Аристофан.
Если в Спарте на народном собрании принималось то решение, за которое громче всего кричали, то в Афинах вопросы решались голосованием — поднятием рук или опусканием камешков в урну.
Ежегодно одно из народных собраний было посвящено остракизму (от слова «остракон»-черепок для голосования, который опускали в урну). На этом собрании каждый мог писать на чепке имя того, кого он считал опасным для Афинской республики, человека, который, по его мнению, признавался опасным и изгонялся из Афин сроком на десять лет.
Кроме участия в народном собрании простые люди могли избираться на различные государственные должности. Вождем афинской демократии в это время был Перикл. В течение 15 лет (445-430 гг. до н.э.) его избирали первым стратегом государства. При Перикле ввели оплату некоторых государственных должностей, для того чтобы ремесленники, мелкие торговцы, крестьяне и другие малообеспеченные люди, будучи избраны, могли отрываться от своей работы без особого ущерба для себя. Человека, который уклонялся от общественных дел, афиняне не уважали и считали пустым.[ 20, с.74-76]
2 Первая часть-(предоставление команды (название, девиз, эмблема, размещенная в социальных сетях)
3Вторая часть-выполнение конкурсных заданий:
- Избирательная викторина «Губернатор Дона». ( состоит из вопросов посвященных развитию и нормативно-правовому регулированию института Губернаторства;
- Конкурс мотивационного плаката (домашнее задание). Командам до начала биатлона выдается задание создать (нарисовать) мотивационный плакат для участия в голосовании.
- Политические дебаты. Участвуют капитаны команд.
В ходе жеребьевке капитанам команд предлагается отстаивать позиции:
«Я иду голосовать, потому что….» или «Если не ходить на выборы, то….».
4 Подведение итогов: учащимся предлагается проголосовать за кандидатов в Губернаторы Дона (кандидаты учащиеся класса)