Статья Активизация речевой деятельности учащихся по средствам здоровьесберегающей технологии на уроках английского языка

Активизация речевой деятельности учащихся по средствам здоровьесберегающей
технологии
У каждого предмета своя специфика. Школьный курс иностранного языка имеет практическую направленность. С первых уроков дети учатся общаться не на родном языке. При этом они должны усвоить большой объем нового материала (лексические единицы, грамматические формы), приобрести произносительные навыки.
Необходимо отметить, что использование какой-то одной технологии на уроках, затруднительно. Однако сочетание традиционной формы урока с нетрадиционными вносит разнообразие в процесс изучения иностранного языка.
Правильный выбор традиционных и нетрадиционных форм организации урока иностранного языка, профилактические методики, чередование режимов и видов работы согласно гигиеническим критериям организации урока, демократический стиль педагогического общения, используемые в системе, и являются условиями для сохранения и улучшения здоровья в обучении иностранному языку.
Уровень и качество обученности, рефлексия настроения и эмоционального состояния учащихся показывают, что происходит положительная динамика в процессе обучения, эмоциональное состояние характеризуется как стабильно комфортное и уверенное, а это является подтверждением того, что здоровье ребенка напрямую связано с его душевным равновесием и эмоциональным благополучием. Ребенок, находящийся в спокойном и уравновешенном состоянии, меньше болеет, легче переносит неудачи.
Здоровьесберегающий подход и технологичность в организации обучения иностранному языку помогает учащимся раскрыть самих себя и свои способности, заложенные от природы, научить адаптироваться в быстро меняющемся мире и минимизировать действие стресса, в котором находится ребенок. Благодаря широким возможностям предмета можно научить ребенка различным моделям поведения, вхождению в образ в ролевой игре, повышению уверенности в себе и своих силах, самоанализу, развивать творческие способности каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей.
Реализации здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка способствуют различные приемы. Можно выделить частные и общие приемы. Общие: смена видов деятельности, игровые приемы, разрядки, физкультминутки.
Частные:
1.  При обучении произношению использование: считалок, рифмовок, песен, фонетических игр, фонетической зарядки (повторение за учителем в различных формах: сидя, стоя, с поднятием рук вверх, с движением); звукоподражательные игры; физкультминутка с произнесением рифмовок; движения при исполнении песен на иностранном языке и др.;
2.  При формировании лексических и грамматических навыков: звуковая наглядность (аудиозаписи, проговаривание); зрительная наглядность (рисунки, карточки разного цвета, цветные мелки); предметная наглядность (игрушки, пальчиковые куклы); лексические и грамматические игры; кроссворды, загадки, викторины; беседа с пальчиковой куклой или игрушкой.
При формировании иноязычных речевых умений в аудировании, говорении, чтении и письме целесообразно использовать анкетирование, игры, ролевые игры, инсценирование, драматизацию, пальчиковые игры, маски, костюмы.
Хочется остановиться на нескольких играх, применяемых на уроках:

1. Игра «Memory» память. Эта игра направлена на расширение и закрепление лексики.

На пример на конструкцию « to be going to».
Учитель говорит, что он собирается делать I am going to swim.
Ученик 1 говорит: I am going to swim and dance..
Ученик 2 говорит: I am going to swim, dance, read итд. Каждый ученик предлагает свой вариант. Из игры выбывает тот, кто нарушит правильный порядок слов.

2.Игра с мячом. Игра направлена на расширение и закрепление грамматики и лексики.

Учитель бросает мяч и называет неправильный глагол на русском языке. Ученик должен поймать мяч и назвать 3 формы неправильного глагола на английском языке. Если ученик ответил правильно, он бросает мяч любому из класса и называет другой глагол. Выбывает из игры тот, кто ответил неверно.

3.Какого это цвета?
Игра проводится с группой учащихся. Задания, направлены на расширение и закрепление лексики. Эта игра рекомендуется для занятия, на котором отрабатываются навыки предмета одежды. Один из играющих поворачивается спиной к классу. Все по очереди задают ему вопросы. « Какого цвета мой свитер?», « Какого цвета мои ботинки?» Отвечающий должен узнать товарища по голосу, вспомнить, как он одет, и ответить на его вопрос.
4. «Нас не обманешь»
Игра способствует тренировке навыков восприятия речи на слух.
В этой игре от участников требуется слушать инструкции преподавателя и как можно быстрее выполнять их. Например, он говорит: « Возьмите ручку!»- и сам берёт ручку, а ученики повторяют его действия. Однако в какой-то момент ведущий говорит одно, а делает другое ( например, просит сесть, а сам поднимает руку). Тогда играющие должны следовать его устным указаниям, а не повторять за ним его действие. Тот, кто ошибётся, получает штрафные очки.
5. «Календарь дней рождений»

Игра направлена на развитие устной речи. Пусть один из играющих выйдет на середину класса и назовёт дату своего рождения. Другие дети по очереди называют свои дни рождения и выстраиваются в соответствующем порядке, занимая место между учениками, перед которыми и после которого они родились. Так дети выстроятся по датам рождения: от самого младшего до самого старшего.

6. « Земля», « Вода», «Воздух» . Задание направлено на расширение и закрепление лексики.
Один из играющих кидает другому мяч и одновременно произносит на английском языке одно из трёх слов: « Земля», « Вода», « Воздух». Поймавший мяч должен назвать животное, которое живёт в указанной среде обитания ( в воде, в воздухе или на земле), а затем перебросить его следующему игроку, снова сказав: «Земля», « Вода» или « Воздух».Участники игры, который не может назвать животное, получает штрафное очко и при накоплении трёх очков выбывает из игры.

7. « Слева, справа».
Игра направлена на расширение и закрепление лексики. И проводится с группой учащихся. Закрепите за каждым участником название дней недели. Пусть дети встанут в круг в соответствии с днями недели ( понедельник, вторник, среда и т. д., при этом воскресенье будет стоять слева от понедельника). Ведущий в произвольном порядке обращается к каждому из детей, называя день недели, а затем произносит: « Справа» или « слева». Играющий должен назвать тот день недели, который предшествует его дню или следует за ним.
Таким же образом можно играть с арифметическими числами, названиями месяца, времени года или суток.

8. « Волшебный мяч».
Игра направлена на расширение и закрепление лексики. Закрепите за каждым участником название месяца. Пусть дети встанут в ряд в произвольном порядке. Бросьте мяч вверх, называя при этом один из названий месяцев, например: « Март!» Участник, выбравший для себя этот месяц, должен поймать и отбить мяч, сказав, какой месяц следует за мартом и т. д. После того как все справились с заданием и отбили мяч, можно продолжить игру: теперь за каждым играющим может быть закреплено какое-то арифметическое число, время года суток.

9. «Сжать! Отпустить!»
Игра направлена на задание, способствующие тренировке навыков восприятия речи на слух. В этой игре могут одновременно принимать участие четыре человека. Все встают и берутся за края большого платка. Ведущий ( все участники по очереди становятся ведущими) быстро отдаёт команду: «Сжать!» или « отпустить!» ( английский вариант “Hold fast!” or “ Let go!”). Играющие делают всё наоборот: по команде « Сжать!» отпускают край платка, а по команде « Отпустить!» крепко сжимают его. Кто ошибётся последним, тот и выиграл.


15