Брошюра Профессиональная педагогическая этика современного преподавателя


ГБОУ СПО ЕПК КК
Профессиональная педагогическая этика
современного преподавателя

Выполнила:
Студентка ш-31 группы
Ковалева Юлия
Ейск, 2015г.

Как показывает статистика, в последнее время участились случаи конфликтов студентов с отдельными преподавателями. Растет количество жалоб студентов на унижение и недостойное поведение на занятиях некоторых педагогов.
Основная же задача преподавателя – научить студентов, помочь им утвердиться в правильности своего профессионального выбора, воспитать их грамотными специалистами и хорошими, честными, порядочными людьми.
Студенческая среда постоянно изменяется и все больше усилий преподавателю приходится тратить на преодоление разрыва между реальным уровнем знаний (школьных) и требованиями стандартов СПО для достижения соответствия необходимому качеству обучения.
Педагогический такт в деятельности преподавателя.
Первое. Педагогический такт проявляется в отношениях и формах обращения преподавателя, в умении разговаривать, не задевая самолюбие студентов. Педагогический такт подсказывает преподавателю выбор места общения со студентом: в присутствии других или один на один.
Педагогический такт помогает преподавателю управлять своим состоянием, быть сдержанным, внимательным, терпеливым.
Второе. Уважение – положительные отзывы от учащихся, поддержка их достижений, поощрение движения вперед.
Третье. Теплота. Теплота предполагает в основном невербальные средства: поза, выражение лица, улыбка – все, что высказывает заботу преподавателя об учащихся.
Важна и психологическая дистанция. Если она чрезмерна, возникает барьер между студентами и преподавателем, который будет постоянно мешать реализации целей обучения. А ее отсутствие или очень малая дистанция ведет к панибратству в отношениях, при этом резко снижается эффективность влияния преподавателя на студентов.
Преподаватель просто обязан постоянно искать и обязательно находить ту самую оптимальную психологическую дистанцию.
На уровень формальности и неформальности обучения оказывает влияние то, как преподаватель обращается к студенту. Обращение к студенту по имени обычно указывает на более неформальное общение. Обращение к студенту на «ты» возможно только при доверительных отношениях преподавателя и обучаемого. Но в системе профессионального образования предпочтительнее и правильнее обращаться к студенту на «Вы».
Укрепление неформальных, можно даже сказать более дружеских, элементов общения преподавателя со студентами зависит от характера преподавателя, его психологических особенностей. Экстраверту, безусловно, намного легче добиться непринужденности, чем интроверту. Само собой, естественность в общении немыслима без искренности.
Необходимо постараться показать студентам (только не назиданиями!) а самим характером отношений, что нормальными и приемлемыми считаются только определенные рамки взаимоотношений.
В случае, если преподаватель ошибся, предъявив необоснованные претензии к студенту прилюдно, то и извиниться необходимо также прилюдно.
Установка преподавателя по отношению к студенту может быть и позитивной, и негативной.
В случае негативной установки (например, по отношению к слабому студенту), ему дается меньше времени на ответ («все равно не ответит»). При неверной направленности ответа вопрос не повторяется и не уточняется («все равно не поймет»).
Преподаватель чаще за неправильный ответ критикует студентов, чем хвалит за правильный. Слабым студентам уделяется меньше внимания на занятиях.
В случае позитивной установки (например, по отношению к сильному студенту), даже возможна положительная оценка за не совсем правильный ответ.
В обоих случаях отношение преподавателя к студентам избирательно, а значит, не всегда объективно.


Список литературы
Журнал «Среднее профессиональное образование», 2007 г., №3.
http://infourok.ru/professionalnaya-pedagogicheskaya-etika-sovremennogo-prepodavatelya-420258.html