Личностно-профессиональные качества — как основа модели современного преподавателя
профессиональные качества – как основа модели современного преподавателя
Цель доклада: активизация и укрепление доверия педагога к самому себе, развитие его индивидуальности, расширение его самосознания, поиск эффективного индивидуального стиля педагогической деятельности; развитие педагогического чутья, такта, профессиональной наблюдательности.
Из более чем тридцати тысяч существующих в настоящее время профессий, педагогическая профессия относится к числу наиболее древних. Именно помощь взрослых детям, передача им необходимых знаний об окружающем мире, обучение умениям, необходимым для дальнейшей жизни, явились прообразом педагогической деятельности, которая стала впоследствии делом специально подготовленных людей, то есть профессией. История слов «педагог», «педагогика» (paida дитя; gogike вести; буквально: детовождение) уходит в античную Грецию (VI-IV вв. до н.э.). За ребенком, получавшим домашнее воспитание, присматривал специальный раб «педагогос». Он же позже сопровождал ребенка в школу. Следовательно, прямое значение слова педагог вести, сопровождать ребенка.
Педагогическая профессия имеет огромное значение в обществе, так как все другие виды труда осваиваются в ходе специально организованной целенаправленной педагогической деятельности.
Цель педагогического труда воспитание, обучение, развитие личности, а основное содержание взаимоотношения с людьми.
Под профессионально-педагогической компетентностью понимают единство теоретической и практической готовности педагога к осуществлению своей профессиональной деятельности. Содержание теоретической готовности составляют, во-первых, знания (общенаучные, психолого-педагогические, специальные); во-вторых, аналитические, прогностические, проективные и рефлексивные умения. Содержание практической готовности педагога включает две группы умений: организаторские и коммуникативные.
В последние годы прочно входит в словарь современного человека понятие «имидж», главным образом потому, что имидж профессионала оказывает сильное влияние на взаимоотношения людьми на эффективность совместной работы. Крылатую фразу древнегреческого философа Ксенофонта: «Никто не может ничему научиться у человека, который не нравится» можно посчитать «первой ласточкой» в направлении изучения имиджа.
Что такое имидж?
Это образ, впечатление, которое оставляет человек в воспоминаниях и представлениях о нем. Имидж может быть благоприятным для успеха деятельности или неблагоприятным, и все зависит от того, как себя показать, как проявить.
Имидж – понятие, применимое:
- к человеку (персональный имидж)
- организации (корпоративный имидж)
- социальной позиции (имидж политического деятеля)
- профессии (имидж педагога)
- образованию (имидж выпускника школы)
- к вещам (мерседес – не просто машина!).
Существует ли специфический имидж учителя?
Несомненно. В современном, потерявшем многие былые ориентиры обществе профессия учителя утратила былые высоты, и необходимость ее реабилитации не вызывает сомнения. Конечно, требуется государственная поддержка педагога. Но всегда ли только экономический фактор определяет имидж учителя и отношение к нему со стороны учащихся и родителей? Что могут сделать сами учителя, чтобы поднять престиж профессии?
Имидж есть у каждого педагога вне зависимости от его личных взглядов на эту тему. Процесс построения имиджа зависит, как от самого учителя, так и от индивидуальных особенностей ученика, его пола, возраста, а также от опыта, знаний, национальности и других факторов. Есть и другая сторона проблемы – педагог, который занимается созданием собственного имиджа, не только лучше выглядит, но и лучше себя чувствует, более уверен, а в итоге и успешнее работает!
Современными исследователями выявлено противоречие в значимости личностного имиджа педагога для учеников и учителей. По данным Е.Русской, в списке десяти профессионально значимых качеств учителя в конце XX столетия имидж занимает второе место с точки зрения учащихся и лишь восьмое – с точки зрения самих учителей.
Итак, каковы же структурные компоненты имиджа педагога?
индивидуальные характеристики
личностные характеристики
коммуникативные характеристики
деятельностные характеристики
внешнеповеденческие характеристики
Образ конкретного педагога включает: индивидуальный имидж, профессиональный имидж, возрастной имидж. Окружающие выносят суждения как о личностных, возрастных, половых, так и о чисто профессиональных качествах педагога.
Для нас представляет интерес имидж профессионала. Рассмотрим его структуру.
1.Внешняя составляющая
Внешность, манеры, походка, речь, голос, жесты, мимика, одежда, прическа.
2.Внутренняя составляющая
Интеллект, способ мышления, помыслы, цели и средства, идеи, интересы, эрудиция.
3.Процессуальная составляющая
Формы общения, энергичность, профессионализм, темперамент, традиции, темп, пластичность, выразительность.
Внешний вид преподавателя, безусловно, может создать рабочее или нерабочее настроение на уроке, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчая или затрудняя педагогическое общение.
На педагога смотрят внимательно образ учителя сохраняется в памяти в самых ярких внешних характеристиках. Грамотно реализовать функцию самоподачи в педагогическом общении преподавателю важно, особенно в момент формирования первого впечатления о себе. На основе первого впечатления формируется изначальный и нередко довольно устойчивый стереотип восприятия педагога, который играет большую роль в возникновении педагогического воздействия, влияния на студентов. Формируя стратегию и тактику самоподачи, необходимо учитывать, что 85% людей строят свое первое впечатление на основе внешнего облика человека.
Внутренняя составляющая – это внутренний мир человека, представление о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личность в целом.
Через процессуальную составляющую раскрывается профессиональная деятельность педагога.
Ядро имиджа составляют:
Позиции:
- «я хороший - ты плохой» - позиция «родителя», который стоит всегда в позиции обвинителя, даже по отношению к тем людям, родителем которых он не является.
- «я плохой - ты хороший» - позиция «ребенка», который не научился видеть хорошее в себе, но видит, что другие более значимы, чем он, более сильные, более мудрые.
- «я плохой - ты плохой» - позиция «неродившейся личности», которая еще не нашла в себе, что можно было бы оценить, и не видит, что можно ценить в других.
Все перечисленные позиции – позиции проигравших, обычно оканчивающих свою жизнь в одиночестве, на больничной койке, в низах общества, в тюрьме. И только одна позиция – позиция победителя:
«я хороший - ты хороший» - чем устойчивее она в сознании человека, тем чаще и постояннее он – победитель.
В американской психологии, которая много экспериментирует, тестирует и обследует, были изучены люди, которых называют «самодостаточными». Это люди без «комплекса неполноценности». Они добились положения, уважения и самоуважения, они живут в ладу со своей совестью. Их также называют «победителями». Оказалось, что общим у этих самых различных людей были основополагающие жизненные установки.
Установки:
1) Высокая самооценка;
2) Позитивное отношение к жизни;
3) Вера в добро;
4) Умение видеть и чувствовать свою сопричастность к происходящему;
5) Умение меняться, учиться у жизни.
Легенда – формируется на основе событий из истории жизни человека, его поступков, позиций, которые он отстаивает. Для ее создания следует обладать тремя качествами: воображением, контактами с людьми и настойчивостью, которые следует направлять на самосозидание, духовное развитие и творческую активность.
Общество, порождая требования к профессиональному имиджу педагога, влияет на его содержание. Но из поколения в поколение неизменными остаются такие качества «идеального учителя», как любовь к детям, доброжелательность, искренность, умение общаться. Будет полезно переосмыслить некоторые традиционные педагогические понятия. Результатом этого будет создание новой системы подготовки учителей, любящих и уважающих своих учеников.
Психолого-педагогические аксиомы:
1. Преподаватель должен относиться к ученикам с уважением.
2. Ученик имеет право на незнание.
3. Педагог должен уметь любить детей.
Критерии педагогического профессионализма в общении
- субъективные (индивидуальные моральные установки личности, которые зависят от уровня ее воспитанности)
- объективные (комплекс профессионально-значимых качеств личности педагога)
Объективные критерии эффективности взаимоотношений
- Терпимость (многократные ответы на вопросы студентов, отсутствие «репрессивной» реакции на их шалости)
- Доброжелательность (тон, стиль речи и поведения)
- Чуткость (умение опрашивать, не наказывая, не «подлавливая»)
- Уравновешенность (единый стиль как с «легкими», так и с «трудными» детьми)
- Утонченность (охрана чувств другого человека)
- Сострадание (эмпатия)
-Общечеловечность (любовь к каждому обучающемуся)
Итак, несформированные умения гармонизировать отношения с учащимися в учебно-воспитательном процессе являются показателем педагогического непрофессионализма. Этот вывод можно сформулировать в качестве психолого-педагогической аксиомы: ЗЛОЙ УЧИТЕЛЬ – НЕПРОФЕССИОНАЛ!
В настоящее время весь цивилизованный мир стремится к гуманизации образования, мы чаще говорим о личностно-ориентированном обучении, поэтому каждый педагог, занимаясь самоанализом, обнаружив наличие коммуникативных барьеров в общении с детьми, коллегами, руководителем, может при желании измениться. При этом будем опираться на идеи гуманистической психологии, предельно четко сформулированные К.Роджерсом в виде трех необходимых и достаточных, по его мнению, условий личностных изменений:
Эмпатия (способность проникать во внутренний мир другого человека, сопереживать ему)
Безусловное, позитивное отношение к другому (т.е. принятие его со всеми достоинствами и недостатками, вера в то, что у человека есть потенциальные возможности для понимания и изменения себя в позитивном направлении)
Искренность (естественность, открытость в отношениях с другими)
Речь идет именно о личностных изменениях при строительстве отношений с людьми. Они неизбежны, если мы действительно заинтересованы друг в друге, если идем друг другу навстречу, они же и приносят нам удовлетворение. Несомненно, эти изменения в первую очередь должны касаться педагога, так как именно он несет ответственность и за эффективность работы студенческого коллектива и за психологический климат, от которого в решающей степени зависит физическое и психическое здоровье вверенных ему людей. Поэтому он должен быть и организатором, и вдохновителем, и – когда нужно – психотерапевтом.
Р.Бернс выделил следующие личностные качества хороших учителей через характер их взаимоотношений в классе:
Эмоциональная стабильность, личностная зрелость и социальная ответственность;
Способность проявлять тепло и заинтересованность в общении;
Адекватность восприятия.
Учителя с негативным восприятием учащихся характеризуются:
Отрицательными реакциями на определенных учащихся;
Создают для учащихся трудности, не давая им расслабиться;
Вызывают чувство вины за промахи в учебе;
Строят учебную деятельность на основе конкурентной борьбы;
Исходят из нечестного поведения учащихся на экзамене;
Стремятся установить жесткую дисциплину;
Увеличивают степень наказания студента пропорционально его вине.
Требования к преподавателю
- профессиональная компетентность - знание своего дела и умение научить учащихся передовым методам организации труда и новым технологическим приемам, правильная организация урока, использование в работе достижений науки и техники. Преподаватель должен владеть методикой обучения, применять разнообразные и наиболее эффективные методы обучения, уметь интересно не только рассказать о предмете, но и показать свое мастерство.
- умение работать с молодежью - работать в контакте с молодежью, знать их увлечения, уровень знаний, в работе учитывать физиологические и психологические особенности подростков, их индивидуальные особенности.
-социально–общественная компетентность – преподаватель должен быть в курсе всех экономических и политических событий в стране и за рубежом, уметь помочь разобраться учащимся в политической ситуации, научить учащихся пользоваться информационными источниками.
А.С. Макаренко писал, что педагог должен быть эстетически выразителен. Очень важно, чтобы преподаватель был примером подтянутости и аккуратности. Хороший педагог с большой требовательностью относится как к занятиям, так и к своему внешнему виду. Речь должна быть убедительной, выразительной, доходчивой. Важным фактором культуры является тон. Спокойный, ровный тон, несомненно, помогает доказать любую мысль, а раздражительность, нервозность вызывает ответную реакцию. Нельзя говорить на уроке слишком громко или очень тихо. Громкая речь утомляет учащихся, а слишком тихая не воспринимается, и интерес к уроку падает. Очень важно уметь выслушать учащегося, не прерывать его ответ, дать ему закончить мысль.
Показатели педагогического мастерства
- учитесь читать по лицам учащихся, старайтесь увидеть что они ждут от вас;
- чаще ставьте себя на место ваших учеников, старайтесь понять их затруднения;
- поощряйте даже самые малые попытки учащихся думать и делать не по шаблону, не по готовому рецепту, а по-своему оригинально, самостоятельно, творчески;
- помогайте учащимся достигнуть цели, но не навязывайте своего мнения;
- давайте как можно чаще учащимся почувствовать радость успеха;
- не отвлекайте учащихся по мелочам, доверяйте по крупному счету;
- умейте прощать учащимся мелкие проступки, не возводя мелочи в принцип;
- старайтесь быть подтянутым и аккуратным не только внешне, но и внутренне, мысль и слова преподавателя должны вести за собой учеников, заставлять их думать, соображать, делать выводы.
- ни в коем случае не превращайте воспитание в сухие, скучные, надоедливые нотации, нравоучения;
- ко всем учащимся не зависимо от симпатий относитесь ровно с едиными мерками требовательности;
- ни один поступок, ни одно хорошее дело не должно проходить мимо внимания, учащиеся должны чувствовать, что мастер все видит, все знает;
- никогда не забывайте отметить стремление учащихся стать лучше, никогда не унижайте его человеческого достоинства;
- всегда поддерживайте бодрый жизнерадостный стиль в работе с группой.
Показатели педагогического такта
- естественность и простота обращения без фамильярности;
- доверие без попустительства;
- просьба без упрашивания;
- рекомендация и совет без навязчивости;
- воздействие в форме предложения, совета, внушения и требования без подавления самостоятельности;
- серьезность тона без окрика, резкого одергивания;
- ирония и юмор без насмешки;
- требовательность без придирчивости;
- доброта и доброжелательность без заигрывания;
- настойчивость без упрямства;
-деловой тон без раздражительности и излишней сухости;
- последовательность требований без колебаний и отмены своих решений;
- быстрота принятия решений без поспешности и опрометчивости.
Кредо современного учителя актуально на протяжении многих столетий, так как оно заложено в простых истинах и составляет концепцию учительского труда, его общественную пользу и значимость.
Вот эти истины:
Я знаю, чему надо научить
Я знаю то, чему надо научить
Я знаю, как научить
Я понимаю, что эти знания нужны людям
Я вижу, что люди благодарны мне за работу
Я уверен в том, что мой труд полезен обществу.
Итак, попробуйте начать работу над своим имиджем.
Помните, что учитель – это
Свеча, которая светит другим, сгорая сама;
Человек, который может делать трудные вещи легкими;
Человек, который с добротой выводит блуждающего на его дорогу.
15