Доклад на тему Коррекциооно-развивающие технологии в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья


«Коррекционно-развивающие технологии в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья»
«Успеха добивается лишь тот, кто действует!»
При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании. В нашей школе созданы условия специального пространства, включающего в себя наличие комплексной инфраструктуры учреждения, квалифицированных кадров, владеющих специальными методами и технологиями коррекционного обучения и воспитания.
Традиционные технологии обучения
В коррекционной работе основным методом является применение традиционных технологий обучения, основанных на постоянном эмоциональном взаимодействии учителя и учащихся. Традиционные технологии позволяют обогащать воображение учащихся, вызывая у них обилие ассоциаций, связанных с их жизненным и чувственным опытом, стимулируют развитие речи учащихся.
В нашей школе одним из путей модернизации традиционных технологий является введение в них элементов развивающего обучения и интеграции информационных и развивающих методов и форм обучения.
Объяснительно – иллюстративные технологии применяются в классно-урочной системе и во внеклассной работе. Результатом применения является экономия времени, сохранение сил учителей и учащихся, облегчение понимания сложных знаний.
Игровые технологии - единство развивающих возможностей игровых технологий для формирования личности обучающихся осуществляется средствами разумной организации разносторонней игровой деятельности, доступной каждому ребенку, с учетом психофизических возможностей путем осуществления специальных игровых программ, имеющих как общеразвивающий, так и специализированный характер..
Личностно-ориентированные технологии - направлены на организацию учебно- воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и способностей учащихся. Применение данной технологии позволяет формировать адаптивные, социально-активные черты учащихся, чувства взаимопонимания, сотрудничества, уверенности в себе, ответственности за свой выбор.
Инновационные технологии
Современные информационные технологии внедряются в различные сферы жизни. Компьютерные технологии становятся неотъемлемой частью современной культуры, в том числе и в сфере образования.
Информационные технологии – это огромная растущая область деятельности, приоритетом которой является информатизация образования – процесс обеспечения сферы образования методологией разработки и использования ИТ, ориентированных на реализацию целей обучения и воспитания.
Этот процесс инициирует:
-совершенствование хранения и распространения педагогического опыта;
-совершенствование отбора содержания, методов и организационных форм обучения, воспитания;
-создание и внедрение новых методических систем обучения;
-создание и использование новых методик контроля и оценки уровня знаний;
-создание новых форм учебного процесса, позволяющих уменьшить непроизводительные затраты труда учителей.
Всё более широкое распространение получает применение ИКТ на уроках и внеклассных мероприятиях.
Внедрение современных компьютерных технологий в школьную практику позволяет сделать работу педагога более продуктивной и эффективной. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы школьного учителя, расширяя возможности организации взаимодействия педагога с другими участниками образовательного процесса.
В учебно- воспитательном процессе нашего учреждения используются :
-использование мультимедиа презентаций на уроках и внеклассных мероприятиях;
- тестовые технологии (презентации);
-аудиовизуальные технологии;
- компьютерные тренажеры
Преимущество использования информационных компьютерных технологий в работе педагога:
1.Огромный интерес детей заниматься всем, что связано с компьютером.
2.Широкие мультимедийные возможности.
3.Возможности учитывать индивидуальные особенности и возможности каждого ребёнка.
4.Интерактивность компьютерных программ.
5.Доступ к разнообразным источникам информации благодаря Интернет.
6.Возможность опосредованного консультирования и просвещения.
7.Точность и быстрота обработки диагностического материала.
8.Наличие компьютерных развивающих тренажеров.
9.Высокое качество и наглядность стимулирующего материала.
Новые информационные технологии стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения устной и письменной речи.
В современных условиях уроки и внеклассные занятия уже не мыслимы без применения новых компьютерных технологий. Педагог сам может готовить задания в электронном виде, используя такие программы как MS PowerPoint, Word, Excel и другие.
Компьютерные технологии обеспечивают занимательную для ребенка форму обучения. Дети меньше утомляются, дольше сохраняют работоспособность.
Использование компьютера на уроках и внеклассных занятиях позволяет заниматься как индивидуально, так и с группой учеников. Это способствует:
•активизации непроизвольного внимания, памяти, мышления
•повышению мотивации к учению
•расширению возможностей работы с наглядным материалом, что способствует достижению поставленных целей и решению задач на уроках и внеклассных занятиях и в целом оптимизирует работу учителя на уроке.
Использование программы создания презентаций MS PowerPoint представляется очень удобной. На слайдах можно разместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты, размеры которых можно варьировать.
Для последовательного восприятия учащимися учебного материала небольшими “порциями” существует настройка анимации.
При желании и умении можно добавлять музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации презентации.
Данная программа удобна для совместной проектной деятельности учащихся и учителя.
Разработки уроков и внеклассных занятий можно выполнить в виде слайдовых презентаций (PowerPoint) и демонстрировать на экране с помощью проектора.
Авторские разработки занятий применяются для:
1. Дифференциации звуков в слогах, словах, предложениях и связной речи.
2.Развития связной речи и познавательных способностей (н-р: игра “Четвертый лишний”, “Загадки”).
3.На этапе закрепления пройденной темы использую тестовые задания с выбором ответа
Таким образом, использование компьютерных технологий в процессе коррекции нарушений устной и письменной речи учащихся позволяет более эффективно устранять различные недостатки, тем самым преодолевать преграды на пути достижения успеха школьника, существенно усилить мотивацию ребенка к предмету, сократить время, необходимое для усвоения материала, формировать у ребенка активную позицию субъекта обучения; систематизировать работу педагога.Я использую метод презентаций, как способ эффектно и современно преподать учебную информацию на уроках письма, математики, чтения, живого мира, устной речи, трудового обучения в виде элементов компьютерных тренажеров, тестов.
Использование компьютерных и ауди – визуальных технологий в организации внеклассных воспитательных мероприятий стало неотъемлемой частью воспитательного процесса, значительно повышающего его качество, делая его более современным разнообразным и насыщенным.
Грамотное сочетание педагогами школы - традиционных и инновационных технологий позволяет усилить мотивацию учащихся, повысить познавательную активность, что является одной из важнейших задач, которую ставит перед собой специальная (коррекционная) школа VIII вида.