Мои инновации в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья
Мои инновации в обучении детей с ограниченными возможнос
(из опыта работы)
Свою педагогическую деятельность я начала в 2001 году ТОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». В настоящее время работаю учителем в 3-м классе, в котором обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья (дети, имеющие нарушения речи, слуха и зрения).
Чтение – богатейший источник познания жизни и инструмент воздействия на все стороны человеческой личности. Оно помогает расширять словарный запас, узнавать и осмысливать новые понятия и выразительные средства языка, более глубоко и полно воспринимать смысловое содержание прочитанного.
Наша жизнь настолько зависит от созданных нами вещей, что у родителей не хватает времени на совместный досуг с детьми. Снижается уровень читательской культуры в семьях. Дети предпочитают книгам просмотр телевизора, игры на телефоне, планшете, компьютере. Обследование детей, проведенное при поступлении в первый класс показало, что большинство из них не знали букв. Речь детей была невнятной, активный и пассивный словарь ограничен. У них отмечались трудности в овладении семантикой слов, аграмматизмы, неумение излагать мысли последовательно и в правильной форме, испытывали трудности в общении между собой. На конец первого класса чтение обучающихся было послоговое, монотонное, наблюдались искажения слов, ошибки ударения, повторы и добавления слогов и слов. Дети испытывали трудности в понимании прочитанного, не могли самостоятельно последовательно и логично пересказывать, обобщать и делать выводы. Они испытывали страх перед книгой и нежелание читать. Во время внеклассных занятий выяснилось, что некоторые дети не слышали детских сказок, стихов известных детских писателей.
Сегодня обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья направлено на социализацию и интеграцию в общество, на достижение максимального уровня образованности с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Одна из основных задач моей работы – это создание на практике условий для развития у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья читательских умений и интереса к чтению книг через интеграцию и социализацию их в среду здоровых. Для ее реализации обратилась в ТОГБУК «Тамбовская областная детская библиотека». Главный библиотекарь сектора читательского развития отдела массовых программ предложила создать клуб литературного и творческого развития «Солнечный круг», членами которого стали мои ученики. Так в сентябре 2014 года в нашем городе был впервые организован читательский клуб младших школьников, имеющих ограниченные возможности здоровья. А мое тесное сотрудничество с ТОГБУК «Тамбовская областная детская библиотека» дало положительные результаты.
Разработана программа, которая включает следующие мероприятия: экскурсия с Василисой Премудрой, литературная программа «Русская народная сказка», книжная прогулка с Котом Учёным, комментированное чтение повести Ю. Ермолаева «Дом отважных трусишек», экологический медиаэкскурс, экскурсия по городу, выставка работ «Творческий дождь» и другие. Эти мероприятия развивают творчество и читательскую компетенцию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Программа читательского клуба способствует созданию условий для использования полученных знаний и умений на уроках чтения. Содержание занятий помогает обучающимся с ограниченными возможностями здоровья общаться с книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге. Они много интересного узнают о создании произведения, его авторе и художнике. Совместными усилиями мы знакомим младших школьников с новинками детской литературы, периодических изданий, показываем, насколько интереснее и богаче становится их речь.
ТОГБУК «Тамбовская областная детская библиотека» оказывает мне большую помощь в воспитании ребенка-читателя. В библиотеке создаётся развивающая среда, в которой дети с ограниченными возможностями здоровья увлечённо общаются друг с другом, работниками библиотеки, волонтерами-аниматорами, занимаются творчеством.
К каждому мероприятию, проводимому в библиотеке, мы добросовестно готовимся. Мои ученики активно принимают участие во всех видах деятельности. Свои творческие работы и умения показывают в ТОГБУК «Тамбовская областная детская библиотека».
На первоначальном этапе сама читала ученикам книги. Особого интереса они не проявляли, но постепенно стали вслушиваться, интересоваться читаемыми произведениями. Мы обсуждали прочитанное по вопросам, иллюстрациям. Выполняли рисунки к понравившимся сюжетам и изготавливали книги. Затем дети сами стали выбирать книги с учетом своих интересов и возможностей. Вместе с родителями писали краткое содержание по вопросам и творчески оформляли свои работы.
Считаю, что смысловое чтение – это основа мотивации учебной деятельности младших школьников. Они должны точно и полно понимать и осмысливать полученную информацию. В связи с этим во втором полугодии 2-го класса работа по прочитанному усложнилась. Мы учились работать с книгой: находить конкретную информацию в тексте, подбирать к картинкам отрывки из произведения, выявлять и объяснять слова и выражения, значения которых непонятны, определять жанр и стиль прочитанного, анализировать поступки героев произведений, выражать свое отношение к ним. Дети заучивали отрывки из сказок и рассказов, придумывали продолжение, инсценировали прочитанное, готовили презентации и проекты.
Обучающимся нравится посещать читательский клуб «Солнечный круг», они с нетерпением ждут поездок в библиотеку. Преемственность кружка с основным курсом литературного чтения позволяет мне проводить системную работу по обогащению словарного запаса и читательского опыта обучающихся, по развитию личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивные умений. А детям с ограниченными возможностями здоровья помогает развиваться и приобщаться к реальной жизни.
При анализе оценок моих учеников на начало и конец второго класса выявлена положительная динамика качества знаний по чтению.
На начало третьего класса дети читают осознанно, выразительно, снизилось количество ошибок ударения, повторов, искажения слов. Они стараются контролировать свою речь и речь одноклассников, правильно излагать мысли, последовательно пересказывать прочитанное и, самое главное, перестали испытывать страх перед книгой.
Благодаря продолжительной совместной творческой работе с сектором читательского развития отдела массовых программ библиотеки ученики моего класса стали участниками адресного проекта реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья «За глухой стеной», который был разработан ТОГБУК «Тамбовская областная детская библиотека», По результатам проекта планируется создать видеоколлаж, который продемонстрирует реальные возможности и творческий потенциал участников проекта.
В этом учебном году продолжается совместная работа с ТОГБУК «Тамбовская областная детская библиотека» по формированию читательского интереса у детей с ограниченными возможностями здоровья с привлечением учащихся МАОУ «Лицей 21» г. Тамбова для проведения совместных мероприятий. Такое новое направление в моей работе будет способствовать социализации и интеграции моих учеников в общество, расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка. Дети получат интеллектуальное, эмоциональное, творческое развитие.