«Интерактивные методы и формы организации подготовки учащихся к ЕНТ»

Выступление на Педагогическом Совете:
«Интерактивные методы и формы организации подготовки учащихся к ЕНТ»
«Скажи мне – и я забуду;
покажи мне – и я запомню;
дай сделать – и я пойму».
Задачи:
Создание условий для профессионального самосовершенствования педагогов и совершенствование подготовки учащихся к ЕНТ;
Демонстрация опыта работы по применению интерактивных методов и форм организаци подготовки учащихся к ЕНТ по истории Казахстана.

Добрый день, уважаемые коллеги. Тема моего выступления «Интерактивные методы и формы организации подготовки учащихся к ЕНТ».
К интерактивным (от англ. interaction – взаимодействие, взаимное воздействие) относятся такие обучающие и развивающие личность методы, которые построены на целенаправленной, специально организованной групповой (межгрупповой) деятельности, обратной связи между всеми участниками. По сравнению с традиционными технологиями в интерактивном обучении наполняются новым содержанием роли педагога (учителя, преподавателя) и учащихся (школьников, студентов). Организуя взаимодействия и отношения, педагог ставит в центр управления обучением самого обучаемого в его реальных взаимодействиях с другими участниками учебного процесса.
Исходя из того что обучение является процессом социальным, коллективным, а не сугубо индивидуальным, инструментарий воздействия в системе интерактивных методов представлен групповыми методами обучения. Под активным групповым методом (АГМ) обычно понимают любой способ планируемой активизации коммуникативных процессов в учебной группе, независимо от содержания поставленных задач (учебно-познавательных, творческих, психокоррекционных). АГМ условно объединяют в три основных блока:
1) дискуссионные методы (групповая дискуссия, разбор случаев из практики, анализ ситуаций морального выбора, моделирование практических ситуаций, метод кейсов и др.);
2) игровые методы: а) дидактические, имитационные и творческие игры, в том числе деловые (управленческие); б) ролевые игры (поведенческое научение, игровая психотерапия, психодраматическая коррекция); в) мозговой штурм; г) контригра (трансактный метод осознания коммуникативного поведения);
3) сенситивный тренинг (тренировка межличностной чувствительности и восприятия себя как психофизического единства).
Интерактивные технологии стимулируют развитие творческих способностей в результате активной совместной учебной деятельности. Особо следует заметить, что активность – это не спонтанное проявление личности, а социальное образование, которое черпает ресурсы в общении и деятельности. Как показывают исследования, активность в сотрудничестве личностью всегда расценивается очень высоко. Совместная деятельность для обучаемых необходима не только в целях обмена информацией, приобретения опыта. Главное заключается в том, что человек «смотрится» в другого человека как в зеркало и этим многое соотносит в себе. В этой связи необходимо отметить социализирующую функцию интерактивных методов обучения. Активность обучаемых обладает социальной значимостью, от нее зависит успех общего дела. Это школа коллективных отношений, пробуждающих у обучаемых весь спектр переживаний, связанных с конкуренцией и лидерством, взаимоотношениями с людьми, решением профессиональных и личных проблем.
Сегодня напомню лишь несколько методов, которые можно применять при подготовке учащихся к ЕНТ.
Скажите, пожалуйста, что вызывает наибольшее затруднение при изучении истории и при подготовке к ЕНТ по истории Казахстана. Итак, мы можем констатировать, что для многих учеников история представляется сложным для изучения и запоминания предметом из-за обилия дат и цифровых данных, которые необходимо знать и помнить. Какие же приемы, методы помогут нашим ученикам при изучении истории, усвоить и прочно запомнить последовательность исторических событий. Я считаю, что наиболее правильным будет не просто механическое заучивание дат, а развитие способности устанавливать последовательность исторических событий, что позволяет запоминать историческое событие в связи с другими событиями.
Одним из приемов, который я использую, является «Линия времени». Работу с «Линией времени» мы начинаем с пятого класса, изучая с детьми основные исторические периоды и счет лет в истории. В среднем и старшем звене «линия времени» позволяет визуально изобразить последовательность исторических событий, что помогает ребятам зрительно запомнить данную последовательность. Сейчас я бы хотела продемонстрировать, как этот прием я использую при подготовке к ЕНТ. На предложенной «Линии времени» необходимо разместить ключевые события ХХ века в истории Казахстана. Выполняя это упражнение, ученики не только вспоминают события, но и располагают их в хронологическом порядке. Затем данная последовательность обсуждается, корректируется.(приложение №1)
Прием «Ромашка» позволяет в игровой форме проверять знания хронологии, повторять изученное ранее. Учащимся предлагаются заполнить «ромашки» датами исторических событий. В центре «ромашки» записана первая часть исторических дат, ученик должен вписать в «лепестки» недостающую часть.

·




«Исторические пятнашки» это дидактическая игра, используемая для запоминания дат. В квадрате, разделенном на девять ячеек записаны даты, ученик должен назвать их и события связанные с этими датами в хронологическом порядке, выполняется это в быстром темпе, необходимо чтобы ученик не сбивался и не останавливался.
1822
1916
1710

1921
1731
1954

1867
1990
1465


«Установление связей» помогает установить и запомнить причинно следственные связи. Для этого на доске я записываю в три столбика: дату – событие – последствие; причину – событие – последствие; дата – событие – участник. Ученики должны установить связи между столбцами соединив их стрелками.
1710

Устав

продналог

1921

курултай

ополчение

1822

НЭП

ликвидация ханской власти


«Меню» - это дидактическая игра позволяющая проводить работу по группировке фактов, событий. Например, ученики путаются в событиях различных восстаний, или событиях НЭПа и индустриализации, для этого изготавливаются маленькие карточки с написанными на них событиями, класс делится на группы, например «НЭП» и «Индустриализация». Ученики каждой группы подходя по очереди к столу учителя, должны взять карточки относящиеся к их теме. Когда все карточки разобраны, начинается защита своего «меню», они называют событие и доказывают, что оно относится к их теме, при ошибке группа-оппонент может доказать, что данная карточка относится к их теме и тем самым увеличить число свих карточек. Побеждает та команда, которая собрала большее число своих карточек и смогла доказать их принадлежность.
«Да-Нет». Эту игру я использую, когда необходимо закрепить большое количество дат, событий, имен и т.д. Данная игра позволяет вырабатывать у учеников умение анализировать, группировать большой массив похожих единиц. Например, восстания 18-19 веков. Я предлагаю одному из учеников выйти за дверь, вместе с остальными ребятами мы загадываем одно из восстаний. Вернувшийся ученик, должен отгадать какое восстание мы загадали, задавая одноклассникам вопросы, на которое они могут отвечать только «да» или «нет».
«Хронологические карточки» это набор карточек с записанными на них датой – с одной стороны и событием – с другой. Данные карточки используются, как дополнительные вопросы, как разминка. Ученик не глядя выбирает карточку, если карточка повернута к нему датой, то он должен назвать событие, если событием, то он должен назвать дату. Данные карточки позволяют организовывать самопроверку, а также используются, как тренажер.
Среди наших учеников достаточное количество кинестетиков, которым для того чтобы лучше усвоить или запомнить материал необходимо что то делать руками: перекладывать, щупать, складывать и т.д. Поэтому в своей практике я часто использую карточки – «периоды каменного века», «средневековые государства», «древние люди» и т.д. Раскладывая эти карточки в определенном порядке, дети запоминают материал не только зрительно, но и через ощущения.
Помимо перечисленных приемов я применяю такой прием, как «Слово заблудилось», «Ассоциации», «Кластер».
Интерактивными формами организации подготовки учащихся будут групповые формы работы, «каждый обучает каждого», «Джигсо», пресс-конференция, «Займи позицию». Данные формы организации обучения позволяют не только активизировать процесс обучения, изменить роли субъектов данного процесса, но и создают условия для формирования и развития личностных качеств ребенка, развивают коммуникативную компетенцию, направлены на социализацию личности, на умение взаимодействовать с другими людьми, формируют активную жизненную позицию.
Анализируя результативность различных методов в обучении необходимо еще раз подчеркнуть, что материал, изученный в результате активного учения, при передачи одного ребенка другому усваивается легче и на долго запоминается. Интерактивные методы позволяют педагогу уйти на второй план, стать наблюдателем, проводником, а учащимся стать активными субъектами образовательного процесса.
Применение интерактивных форм и методов позволяет развивать у учащихся логическое мышление, память, учит их анализировать и синтезировать информацию, иметь группировать и сравнивать, делать выводы, высказывать свое мнение, аргументируя его. Выбор тех или иных методов осуществляется учителем с учетом психологических особенностей детей, с учетом их уровня знаний и учебных умений, с учетом их приоритетным способом получения информации.
Уникальность данных методов в том, что их можно применять во всех возрастных группах и при обучении всем учебным дисциплинам. Особенно важно в вопросе подготовки к ЕНТ, что эти методы позволяют в разнообразных формах повторить, откорректировать и закрепить большой объем информации, что и является нашей основной целью, при подготовке к процедуре ЕНТ. Я считаю, что педагогам необходимо шире использовать в своей практике интерактивные методы обучения для повышения учебной мотивации и качества знаний учащихся.
Большое спасибо за внимание.

Баранова Татьяна Владимировна
учитель истории Чернышевской средней школы
Аулиекольского района Костанайской области
19



ђ Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 415