Методическая разработка Роль самооценки в формировании личности ( родительское собрание в 10 классе)

Методическая разработка
Роль самооценки
в формировании личности
( родительское собрание в 10 классе)
Классный руководитель Толстикова Н.А.
Особенности воспитательного процесса в семье
О современной семье много говорят и пишут. По данным многочисленных социологичеких опросов 7,8 % педагогов обвиняют семью в том, что ребенок в ней не воспитывается. В то же время родители не очень радужно оценивают действия педагогов, так как считают, что у педагогов низкий профессиональный уровень, невысокие моральные качества. Попав в ножницы между семьей и школой, дети вынуждены лавировать, приспосабливаться, что в конечном итоге приводит к безнравственности. Все труднее педагогу находить общий язык с родителями учащихся. Во многих семьях считается дурным тоном советоваться с учителем по поводу возникающих проблем в воспитании ребенка, иногда родители просто боятся вынести свою проблему за порог дома. Но какую бы информацию не давали нам социологические опросы, очевидно: педагоги делают очень многое, чтобы взаимодействие с родителями учащихся было эффективным. А эффективным сотрудничество будет только в том случае, если оно направлено на создание единого воспитательного поля, единой социальной среды.
На каких основах должны складываться отношения учителя и семьи, чтобы воспитание помогало совершенствованию личностных качеств ребенка? На этот вопрос отвечает Сухомлинский: «Как можно меньше нотаций детям и родителям, как можно больше духовного общения детей с родителями». В этом плане семью можно сравнить со стартовой площадкой, которая определяет жизненный маршрут человека. Каждый взрослый, и в первую очередь родители, в ответе за то, чтобы проблемы, с которыми их ребенок встретится на своем пути, он умел преодолевать достойно и с честью. Огромна роль классного руководителя – он должен стать объединяющей силой и поддержкой для родителей и детей.
Особую роль играют родительские собрания, хотя некоторым кажется, что эта форма изживает себя. Скорее, изживает форма проведения родительских собраний в том традиционном виде, в каком они иногда проводятся.
Практика показывает, родители с удовольствием ходят в школу, когда точно уверены, что ничего плохого о своем ребенке они не услышат и другие не узнают (на селе это особенно заметно). Поэтому анализ учебных достижений каждого ученика на протяжении всех 7 лет я делала на отдельных сводных листках. В тех случаях, когда учебная ситуация вызывала тревогу, подчеркивала предмет (маркером, например) или общалась с родителями ученика индивидуально. Уверена, что такая форма устраивала абсолютно всех.
Главный этап родительского собрания – совместное общение по какой-то конкретной проблеме с привлечением анкетирования, диагностики, данных социологических исследований, периодики, игровых элементов. Ученики до сих пор вспоминают все родительские собрания, которые мы проводили совместно с родителями в форме круглого стола, ведь таким образом и те и другие узнают лучше друг друга, могут сравнить, сопоставить.
Организуя воспитательную работу со старшеклассниками, классный руководитель должен уделять большое внимание работе с семьей, т.к. именно в этом возрасте контакт школьников с родителями ослабевает, и старшеклассники оказываются на распутье как выбора жизненного пути, так и нравственного выбора. Страшно, когда старшеклассник остается один на один со своими проблемами. Классному руководителю, планируя воспитательную работу в 9-11 классах, необходимо уделять этому пристальное внимание.
Важнейшее значение для учащихся-старшеклассников имеет личностное становление. Основными механизмами реализации системы самосознания личности выступают самооценка и уровень притязаний, которые могут быть адекватными и неадекватными. Именно самооценка и уровень притязаний существенно влияют и на взаимоотношения с семьей, сверстниками и учителями. Исходя из этих важных психологических особенностей данного возраста, я и определяю тематику общения с родителями.
За 7 лет общения мы говорили с родителями обо всем. Тематика родительских собраний была достаточно разнообразной (в каждом учебном году мы проводили 3-4 лектория). Назову удачные и полезные, запомнившиеся мне и родителям:
5 класс «Умеем ли мы общаться с детьми»
6 класс «Как воспитывать девочек. Как воспитывать мальчиков»
7 класс «Ошибки семейного воспитания. Учебная лень»
8 класс «Что такое способности человека» (игровое состязание по группам, открытое родительское собрание совместно с учениками.) «О дружбе. Как сделать класс дружным?» (ролевой диалог) «Опасные удовольствия, или дети стали взрослыми»
9 класс «Характер моего ребенка».
10 класс «Поговорим о деньгах» (родительское собрание совместно с детьми) «Роль самооценки в формировании личности» «Профессии, которые выбирают наши дети»
11 класс Прощальная гастроль
Памятка классного руководителя
Как вести себя, чтобы родители приходили всегда.
Исключить жалобы на учащихся при всех (не хвалить, не ругать),
говорить о проблемах класса и совместных путях решения.
Никогда не обижаться, не предъявлять претензий родителям;
Советы и рекомендации давать ненавязчиво, без назидательного тона;
Не давать беспочвенных обещаний; проявлять осторожный оптимизм.
*Родительское собрание в 10 классе
Роль самооценки в формировании личности
Задачи: ознакомить родителей с причинами формирования как высокой, так и низкой самооценки подростка; рассказать о возможных последствиях и низкой самооценки и высокой самооценки; посоветовать, как можно повысить самооценку ребенка.
Форма проведения: лекция + ролевой диалог
Подготовка к собранию:
тестирование по шкале тревоги Спилберга (информативный способ самооценки уровня тревожности в данный момент);
изучение литературы по данной проблеме:
«К богатству с пеленок» В. Довгань, Е. Минилбаева;
Учебник «Психология», раздел «Возрастные особенности учащихся»;
«Новые родительские собрания» Н. И. Дереклеева.
Эпиграф (доска)
Когда у тебя рождается ребенок, приготовься к тому, что отныне твое сердце всегда будет жить отдельно от тебя.
Ход собрания
Вступительное слово классного руководителя
Я хочу начать наше общение с одного письма. Оно было опубликовано в прошлом веке в одном американском журнале и вызвало настоящий шквал откликов. Прошло более ста лет, но многие узнают в авторе самого себя. Меня оно тоже потрясло. (Чтение письма У. Ливингстон Ларнед)
Раскаяние отца: «Послушай, сын. Я произношу эти слова в то время, когда ты спишь; твоя маленькая рука подложена под щечку, а вьющиеся белокурые волосы слиплись на влажном лбу. Я один прокрался в твою комнату. Несколько минут назад, когда я читал газету, на меня нахлынула тяжелая волна раскаяния. Я пришел к твоей кроватке с сознанием своей вины. Вот о чем я думал, сын: я сорвал на тебе свое плохое настроение. Я выбранил тебя, когда ты одевался, чтобы идти в школу, так как ты только прикоснулся к своему лицу мокрым полотенцем. Я отчитал тебя за то, что ты не почистил ботинки. Я сердито закричал на тебя, когда ты бросил что-то из своей одежды на пол.
За завтраком я тоже к тебе придирался. Ты пролил чай. Ты жадно глотал пищу. Ты положил локти на стол. Ты слишком густо намазал хлеб маслом. А затем, когда ты отправился поиграть, а я торопился на работу, ты обернулся, помахал мне рукой и крикнул: «До свидания, папа!», я же нахмурил брови и отвечал: «Распрями плечи!»
Затем, в конце дня, все началось снова. Идя по дороге домой, я заметил тебя, когда ты на коленях играл в шарики. На твоих чулках была грязь, я отругал тебя, унизил перед твоими товарищами, заставив идти домой впереди меня. Чулки стоят денег – и если бы ты должен был покупать на свои деньги, то был бы более аккуратным! Вообрази, сын, что это говорил твой отец!
Помнишь, как ты вошел затем в библиотеку, где я читал, - робко, с болью во взгляде? Когда я мельком взглянул на тебя поверх газеты, раздраженный тем, что мне помешали. «Что тебе нужно?» - резко спросил я. Ты ничего не ответил, но порывисто бросился ко мне, обнял за шею и поцеловал. Твои ручки сжали меня с любовью, которую Бог вложил в твое сердце, и которую даже мое пренебрежительное отношение не смогло иссушить. А затем ты ушел, семеня ножками.
Так вот, сын, вскоре после этого газета выскользнула у меня из рук, и мною овладел ужасный страх. Что со мной сделала привычка? Привычка придираться, распекать – такова моя награда тебе за то, что ты маленький мальчик. Нельзя ведь сказать, что я не любил тебя. Все дело в том, что я ожидал слишком многого от тебя и мерил меркой своих собственных лет. А в твоем характере так много искреннего. Я пришел к твоей кроватке в темноте и, пристыженный, преклонил перед тобой колени!
Это слабое искупление. Я знаю, ты не понял бы этих вещей, если бы я тебе сказал все это, когда ты проснешься. Но завтра я буду настоящим отцом! Я буду дружить с тобой. Я прикушу свой язык, когда с него будет готово сорваться раздраженное слово. Я постоянно буду говорить как заклинание6 «Он ведь только мальчик, маленький мальчик!»
Сейчас, когда я вижу тебя устало съежившегося в своей кроватке, я понимаю, что ты еще ребенок. Еще вчера твоя головка лежала на плече матери. Я требовал слишком многого, слишком многого».
Комментарий классного руководителя
Потрясающее письмо. Какая самооценка у отца своих неправильных действий по отношению к маленькому сыну. Хорошо, что он это осознал, пока сын еще не вырос. А как вести себя, когда дети выросли!? Нет точных ответов, есть только советы. Сегодня мы будем говорить о самооценке наших детей и ее роли в формировании личности. Почему я решила поговорить об этом сегодня? Потому что вижу, что многие наши ребята на пороге выхода из школы во взрослую жизнь не совсем уверены в своих действиях, имеют низкую самооценку, а другие – высокую.
В психологическом словаре самооценка толкуется как «оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей». От самооценки зависит будущее, успехи и неудачи. Другими словами, от самооценки зависит, каким в жизни будет ваш ребенок. У нас еще есть время изменить что-то в лучшую сторону. Сейчас наши ребята переживают самый сложный период, период взросления, когда особенно проявляется потребность самоутвердиться, найти свое место в жизни. Под влиянием сверстников складывается отношение к себе, своя самооценка. Мы подошли к моменту, когда полезно и даже необходимо выяснить самооценку вашего ребенка.
Примечание. Для того чтобы определить уровень самооценки, необязательно обращаться к специалисту. Один из простых способов: нарисовать на чистом листе бумаги лестницу из 10 ступенек и дать инструкцию: На верхней ступени находятся самые удачливые люди. Они красивы, талантливы, уверенны, у них все получается хорошо, легко. Их любят, ими восхищаются. А на самой нижней ступени – неудачники. Они не уверены в себе, не обладают талантами. Их сторонятся окружающие. Все остальные находятся на других ступенях: одни выше, другие ниже.
Задание. Подумай, где твое место на этой лестнице в данный момент, и укажи его.
Если подросток поместил себя на одной из трех нижних ступенек – это тревожный симптом. Значит, уважаемые родители, настало время бить тревогу. Чувство неполноценности может проявиться самым непредсказуемым образом. Оно может снизить эффективность учебы. Такой человек не может любить другого, если не обладает чувством любви к себе. Низкая самооценка влияет на выбор друзей. К тому же такие подростки стараются не ставить перед собой труднодостижимых целей. Но самыми опасными последствиями заниженной самооценки являются маски, которые помогают подростку спрятаться от внешнего мира. Одна из них «маска шута», когда человек высмеивает себя. Другая «маска щита», когда человек взрывается, набрасывается с кулаками, иногда сам провоцирует ссоры. Самые опасные последствия – это пристрастие к пагубным привычкам. Попробовав курить, пить, попробовав наркотики, подросток утверждается в собственной значимости, у него появляются «ложные» друзья. В таком мире нет проблем, а значит, не нужно искать их решения.
Я провела с ребятами этот своеобразный тест, а вы посмотрите сами, на какую ступень поместил себя ваш подросток, есть ли тревожные симптомы. Общая картина выглядит не так плохо, в классе нет ребят, которые определили для себя 9, 10 ступени, но заметьте: есть подростки, которые определили для себя место на 6, 7, 8 ступеньках. Эти отклонения требуют особого внимания.
на 1- ой ступени - 2 человека на 6 –ой 2 человека
на 2- ой - 4 человека на 7-ой 1 человек
на 3- ей - 4 человека на 8 –ой 1 человек
на 4 -ой - 3 человека на 9 –ой ---
на 5 – ой - 3 человека на 10 –ой ---
Классный руководитель ни в коем случае фамилии учащихся не называет. Каждый родитель получает листочек, на котором сын (дочь) определили свою ступеньку (уровень самооценки).
Каким образом можно повысить самооценку ребенка?
Уважаемые родители! Обратите внимание: есть 4 предмета, которые хорошо было бы преподавать дома и в школе: счастье, уверенность, позитивные мысли, осанка счастливого человека, четыре больших успеха. Каждый родитель хотел бы, чтобы жизнь его ребенка удалась в полной мере. Некоторые думают: учись хорошо – многого добьешься; не будешь учиться – ничего не получится в жизни. Но это не так. 99% успеха зависит от роли самооценки личности. Во многом успех зависит от физиологии нашего тела. Есть 2 модели поведения. Первая – модель поведения рабов: опущенные плечи, виноватый вид, глаза смотрят вниз. Такие люди ничего не добьются. И вторая - модель поведения королей: расправленные плечи, гордый взгляд, приподнятый подбородок. Такие люди многого добьются. Чем больше человек смотрит на мир с улыбкой, тем позитивнее складывается его жизнь.
Заметьте: ни питание, ни таблетки, ни свежий воздух – только радостное отношение к окружающим, жизни способны продлить наш век. Не стоит спрашивать, среди каких людей вы хотели бы увидеть своего ребенка. Вывод очевиден: не среди затравленных неудачников, а среди гордых счастливых людей. Научив своего ребенка смело смотреть вперед, ощущать свою значимость в мире, вы научите его мощно воздействовать на других, на самого себя, на судьбу.
Что же делать? Какие существуют правила? Правило первое. Ежедневно вселяйте в своих детей чувство УВЕРЕННОСТИ. Только уверенность способна сохранить в нас личность. Только уверенные люди чаще всего бывают счастливыми. Если подросток за эти годы привык быть неуверенным, то он потом будет страдать везде. Индийские мудрецы говорят: «Относитесь к своему ребенку, как к лучшему гостю в доме». Какая глубина мысли. Ребенок, действительно, гостит в семье, в школе, а потом покидает их. Поэтому как можно чаще говорите своему ребенку, что он родился под счастливой звездой, что он красивый, смелый, талантливый.
И не важно, сколько вашему ребенку лет. Ведь человек на протяжении всей жизни может испытывать неудачи. Как важно, чтобы близкие люди постоянно говорили: «Ты справишься, у тебя все получится!» К сожалению, мы часто недооцениваем значение слов. А ведь известно, что слова материализуются. Говори ребенку каждый день, что он «дурак», «идиот», «трус» - и будешь пожинать плоды своих дурных мыслей. Поэтому родители просто обязаны как можно чаще вслух восхищаться своим ребенком. Это так легко, но мы так редко это говорим.
Правило второе. Работайте над осанкой своих детей. Делайте что хотите, но добейтесь, чтобы ребенок выходил из дома с прямой спиной и расправленными плечами. Осанка влияет на внутренний мир человека, на отношение к тебе людей. Тренируйте уже сейчас, наращивайте запас душевной щедрости. Начните с себя.
Сами будьте уверенными людьми, примером для своего ребенка. К сожалению, многие семьи - пример того, как не надо вести себя. Привычка распекать, придираться, грубо орать, некрасиво выражаться – для многих родителей уже становится нормой (вспомните письмо отца в начале собрания). Правильно говорят: перелюбить ребенка невозможно, но можно недодать, недолюбить.
Дети, которых любят родители, уверенные и счастливые (такие подростки никогда не поставят свое «Я» ниже 5-ой ступеньки). Родительская любовь – сложное явление. Она должна быть мудрой. Заметьте: не слепой и безоглядной, а мудрой, чтобы суметь отойти на второй план, когда ребенок становится самостоятельным. Особенно это касается выбора жизненного пути. Хорошо, если у подростка есть определенные способности к чему-либо, а если его ни к чему не тянет, если он до сих пор не определился Надо помочь подростку состояться в той или ионной профессии. История знает немало случаев, когда способности человека оценивались ниже среднего, а человек становился выдающейся личностью:
Великого Бетховена учитель музыки называл самым бездарным учеником;
Влад. Высоцкого учительница пения выгоняла с уроков, чтобы не мешал детям красиво петь в хоре;
Майкла Джордана, величайшего баскетболиста, не взяли в школьную сборную по баскетболу из-за отсутствия способностей;
Эйнштейна до 9 лет считали слабоумным ребенком; Томас Эдисон по физике в школе не вылазил из троек;
Отец Дарвина постоянно сокрушался: Мой сын – бездарь, его ничего не интересует, кроме собак»;
Отец автомобильного магната Форда заставлял сына стать фермером; для того чтобы выбить чудачества – он ежедневно стегал его ремнем;
Гениального Чайковского в 10 лет отдали учиться в училище правоведения. Композитор потом говорил, что 9 лет он вычеркнул из своей жизни;
Отец Ахматовой запрещал дочери писать стихи и ставить свою фамилию «Горенко», чтобы не позорить его имя.
Эти примеры можно продолжать до бесконечности. Хорошо, когда у человека хватает силы воли преодолеть родительское сопротивление. А если не хватает!! Страшно, когда родители выбирают жизненный путь своих детей.
Я предлагаю об этом поговорить на следующем родительском собрании, его тема: «Профессии, которые выбирают наши дети». К следующему собранию я предлагаю вам ответить на вопросы анкеты вместе с детьми. Посмотрим, расходятся ли ваши взгляды по данной теме, есть ли у нас проблемы в этом плане и наметим пути их решения.

Примечание. Методика проведения тестирования старшеклассника по шкале Ч.Д.Спилберга, адаптированная Ю.Л. Ханиным широко представлена в сети Интернет, которую можно скачать бесплатно.
Литература
Столяренко Л. Д. Психология: Учебник для вузов / Л. Д. Столяренко. - СПб. : Лидер, 2004
Н. И. Дереклеева. Новые родительские собрания: 10-11 классы.-М.: ВАКО, 2006. - С. 163-167.
Настольная книга умных родителей. ИЗДАНИЕ ТРЕТЬЕ, ДОПОЛНЕННОЕ Владимир Довгань, Елена Минилбаева ІК богатству – с пеленокї М.: EDELSTAR, 2007

8ђ Заголовок 18ђ Заголовок 28ђ Заголовок 38ђ Заголовок 48ђ Заголовок 58ђ Заголовок 68ђ Заголовок 78ђ Заголовок 88ђ Заголовок 915