Мотивация ученика — основное условие успешного обучения на уроках музыки.
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Удельно-Дуваней муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан Тема семинара:Мотивация ученика - основное условие успешного обучения на уроках музыки.Выступление на тему: «Как повысить мотивацию учения для успешного обучения на уроках музыки»Подготовила учитель высшей категории Переведенцева Мария Викторовна.11.01.2016год Что такое мотивация? Это эффективное средство успешного обучения школьников.Мотивация (от лат. «двигать») Это методы, средства, побуждения учеников к активной познавательной деятельности, т.е. это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Мотивация гораздо больше, чем способности. «Как повысить мотивацию учения для успешного обучения на уроках музыки» Урок музыки – это, прежде всего, урок искусства. Потому формирование познавательной мотивации происходит через различные виды музыкальной деятельности:Слушание музыки (осознанное её восприятие); хоровое, ансамблевое, сольное пение; музыкально-ритмические движения, пластическое интонирование; дирижирование; импровизация (речевая, вокальная, ритмическая); игра на элементарных музыкальных инструментах; инсценировка песен; музыкальные игры; исполнение тем из прослушиваемых произведений (помогает лучше почувствовать и запомнить музыку). Радость творческого самовыражения, радость познания нового. Именно на это направлены методы и приёмы, применяемые на уроках:метод размышления о музыке метод забегания вперед и возвращения к пройденному метод музыкальных обобщенийметод эмоциональной драматургии метод создания художественного контекста метод проблемного изложения материала метод переинтонированияметод моделирования художественного процесса метод интонационно – стилевого анализаметод импровизации метод творческих заданий Урок музыки должен приносить радость. Условные обозначения На доске размещаем план с помощью условных знаков. Эти обозначения ребята легко запоминают. Они сразу знают, какую работу надо сделать на уроке. Вот некоторые из условных обозначений:– человечек с микрофоном – поем песню– человечек с наушниками – слушаем произведение– знак вопроса – узнаём что-то новое– ноты и мяч – физкультминутка– цветик- семицветик – музыкальные ребусы, загадки, кроссворды.– театральная маска – инсценировка песни– ритмический рисунок – музыкальные игры– перо – творческая работа– пятёрка – выставление оценок– домик – домашнее задание Методы музыкального воспитания Применение широкого арсенала различных методов музыкального образования и воспитания, а так же современных технологий:личностно – ориентированного обучения;проектных технологий;технологий проблемного обучения;технологий развития критического мышления;компьютерных технологий;ИКТспособствует формированию познавательной мотивации школьников на уроках Одним из сильно действующих мотивов является интерес. Л.С. Высотский писал: «Педагогический закон гласит: прежде чем ты хочешь призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все вилы, что ребенок будет действовать сам, преподавателю же остается только руководитель и направлять его деятельность». Мотивы внешние и внутренние Мотивы учения делятся на внешние и внутренние. Первые исходят от педагогов, родителей, классов, общества и приобретают форму подсказок, намеков, требований, указаний. Они как правило, действуют, но их действие нередко встречает внутреннее сопротивление личности, поэтому не может быть названо гуманным. Необходимо, чтобы сам ученик захотел что-то сделать и сделал это. Истинный источник мотивации человека находится в нем самом. Вот почему решающее значение придается не мотивом обучения – внешнему нажиму, а мотивом учения – внутренним побудительным силам Пять уровней учебной мотивации: Первый уровень – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. (У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования). Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.Второй уровень – хорошая школьная мотивация. ( Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивации является средней нормой.Третий уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. Пять уровней учебной мотивации: Четвертый уровень – низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе.Пятый уровень – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно - психические нарушения. Что снижает мотивацию ребенка? Причина спада школьной мотивации у учащихся : 1. Отношение ученика к учителю.2. Отношение учителя к ученику.3. Личная значимость предмета.4. Умственное развитие ученика.5. Продуктивность учебной деятельности6. Непонимание цели учения.7. Страх перед школой. Недостаток любви затрудняет развитие ребенка.Влияние плохого психологического климата в школе.Родительский страх мешает детям стать самостоятельными.Чрезмерные нагрузки отнимают энергию. Завышенные требования не дают детям полноценно учиться.Кто считает себя глупым, таким и будет. Когда нет интереса к предмету, нет и желания учиться.Переизбыток медийной информации вредит ребенку. Как повысить внутреннюю мотивацию школьника? Вера в собственные способности «Как повысить мотивацию учения для успешного обучения на уроках музыки» Для активизации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках музыки я в своей практике активно использую игровые формы работы. Они учат ребенка регулировать свою деятельность: ставить цель; составлять план и последовательность своих действий; оценивать качество усвоения. Проектируя урок, я стараюсь предусмотреть такие задания и формы работы, чтобы на каждом этапе максимально удерживать внимание и интерес учащихся. В процессе восприятия нового учебного материала необходимо уделять внимание подготовке детей к активному восприятию новых знаний. Я использую элементы театрализации – появление гостя – сказочного персонажа, героя мультфильма. Например: Незнайка, Баба-Яга, волшебница Мелодия, волшебница Осень и т.д. Также на этом этапе урока дети с удовольствием играют в игру «Лишнее слово», разгадывают кроссворды, ребусы, загадки. Повышение мотивации учащихся к урокам музыки через игровые формы работы. Игра“Лишнее слово”. При изучении любой теме и на любом этапе урока легко применить эту игру, заменив содержание.А) гобой, флейта,рожок, труба, кларнетБ) баян, аккордеон, гармонь,фортепианоВ) пианист, трубач, флейтист,композиторГ) вальс, полька, фокстрот, мазурка,маршД) симфония,песня,пьеса, сюита, соната“Мажор и минор”. Учащиеся делятся на две группыПервая повторяет ритмический рисунок только мажорных фраз, вторая – только минорных, исполняемых учителем на фортепиано.Игра“Прятки”при усвоения темы crescendo и diminuendo. По принципу игры “Холодно – жарко”. Выбирается водящий в отсутствии которого прячется какой либо предмет. Водящему предстоит найти этот предмет, вслушиваясь в музыкальное звучание, которое сопровождается ритмическими хлопками детей. Громче музыка и хлопки звучат, значит предмет близко и наоборот. Повышение мотивации учащихся к урокам музыки через игровые формы работы. Игра“Ритмическое эхо”при изучении темы о регистрах. Учащиеся вслед за звучанием музыкальных фрагментов воспроизводят звучания, динамических оттенков и ритмических рисунков, отмечая нижний звук хлопком по столу, верхний хлопком над головой. Можно вставить средний звук, который нужно отметить хлопком кулачками перед грудью.«Весёлые шары». На доске или ватмане нарисован человечек с шарами. В шарах зашифрованные слова. Чтобы шары не улетели, надо вставить ноты, чтобы получились слова.Игра «Найди нужную иллюстрацию». Ребятам нравится угадывать знакомую мелодию, подбирать иллюстрацию по ее содержанию.Игра «Кто больше?». Детям показывают портрет композитора и предлагают назвать его произведения. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку.Игра «Какой звучит инструмент?». Дети определяют звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипки, флейты, баяна и т.д.). Детям раздаются карточки с изображением инструментов, которые они поднимают после прослушивания музыки. Повышение мотивации учащихся к урокам музыки через игровые формы работы. «Загадочный инструмент»Цель: Воспитывать у детей чувство товарищества, развивать психические процессы: мышление, воображение и т.д.Музыкальные инструменты: загадочный инструмент, живое слово, лидер инструмент, составь инструмент, собери слово, свой оркестр, угадай инструмент.Игра: Играющие выбирают водящего. Он выходит из класса. А все остальные загадывают какой-нибудь музыкальный инструмент (например: скрипка)Водящий возвращается в класс и подходит по очереди к каждому игроку. Каждый участник говорит какой-нибудь признак загадочного инструмента: деревянная основа, имеет струны, средних размеров, играть с помощью смычка, имеет певучие звучание.Скрипка, догадывается водящий. Ответ верный. Новым водящим становится игрок, назвавший последний признак. В данном случае: имеет певучее звучание. Идеально было бы иметь картинки с изображением музыкальных инструментов и запись их звучания на диске. Повышение мотивации учащихся к урокам музыки через игровые формы работы. «Свой оркестр»Цель: Познакомить детей с различными музыкальными инструментами, изучить особенности их звучания, а так же заставляют творчески работать, развивают образное мышление, фантазию, речь.Игра: Для игры понадобятся открытки с изображением музыкальных инструментов. Учитель включает любую веселую музыку и показывает открытки, чередуя друг с другом. Какой инструмент изображен на рисунке, на таком инструменте «играют ребята». Для оживления игры иногда учитель очень быстро меняет открытки. Некоторые ребята не могут быстро сориентироваться, путаются. Это вносит нотки юмора, оживление в игру. Если учитель открытки не показывает, ученики просто сидят и слушают музыку. Повышение мотивации учащихся к урокам музыки через игровые формы работы. «Живое слово»Цель: Воспитывать у детей чувство товарищества, взаимопомощи.Игра: Участвуют 2 команды. Учитель раздаёт каждому игроку заранее заготовленные буквы. Буквы имеют 2 цвета. Участники сначала должны собраться в команды /каждая команда имеет свой цвет/, а затем составить из букв название музыкального инструмента, построиться так, чтобы можно было прочитать слово. Выигрывает команда, сделавшая задание быстрее.Примечание: участников столько, сколько кол-во букв. «Синквейн» Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала:Синквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; реже как коллективное творчество. Обычно синквейн используется на стадии рефлексии. Например: Музыка. Инструментальная, вокальная. Звучит, играет, слышится. Музыка, подобно дождю, капля за каплей, просачивается в сердце и оживляет его. Искусство. Например: КомпозиторЯркий, талантливыйТворит, призывает , страдаетПротивостоит испытаниям судьбыЛичность Приемы обратной связи. ПОПС Этот интерактивный приём, направленный на рефлексию. Прием позволяет учащимся кратко и всесторонне выразить собственную позицию по изученной теме.Учащимся предлагается написать четыре предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС – формулы:П – позиция (в чём заключается ваша точка зрения) – я считаю, что…О – обоснование – …потому, что…П – пример (факты, иллюстрирующие ваш довод) – …например…С – следствие (вывод) – …поэтому… Мотивация ученика - основное условие успешного обучения.
9класс Фрагменты уроков музыки Фрагменты уроков музыки Составление синквейна Учитель- это ученик, навсегда вызванный к доске. (С. Соловейчик). Обучая других – учись сам.