Родительское собрание «Роль самооценки в формировании личности ребенка, 2 класс
Родительское собрание
«Роль самооценки в формировании личности ребенка»
Цель:
Обсудить свои реальные возможности, которые будут способствовать формированию личности, умеющей жить достойно во благо себе и окружающим его людям.
Поговорить о формировании понимания значимости данной проблемы для становления характера ребенка, его взглядов, для успешности учебной деятельности.
Выявить последствия заниженной и завышенной самооценки.
Что такое самооценка?
Самооценка – это оценка личностью себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Она во многом определяет отношения с окружающими, критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. От самооценки зависит активность человека и стремление к самосовершенствованию.
Мы постоянно сравниваем себя с другими, и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о себе, о своих возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах. Так постепенно складывается наша самооценка. Адекватная самооценка позволяет человеку соотносить свои силы с задачами разной трудности и требованиями окружающих. Неадекватная (заниженная или завышенная) деформирует внутренний мир, мешает гармоничному развитию.
Самооценка начинает развиваться уже в раннем детстве. Часто мы слышим: "Ты уже такой большой, а завязывать шнурки (есть кашу, читать, др.) так и не научился!" Родители не задумываются над тем, что именно из их оценок, в первую очередь, и складывается мнение ребенка о себе; это потом, в школьном возрасте, он научится сам оценивать свои возможности, успехи и неудачи. Именно в семье ребенок узнает, любят ли его, принимают ли таким, каков он есть, сопутствует ли ему успех или неудача.
В семье круг общения ребенка предельно сужен, и в основном родители влияют на самооценку ребенка. Родители заведомо снижают самооценку ребенка, когда пытаются поставить его в зависимое положение. В такой семье требуют послушания, учат подстраиваться, не конфликтовать с окружающими. Родители боятся положиться на ребенка, недооценивают его возможности, защищают от трудностей. В результате ребенок становится неуравновешенным, не доверяет окружающим, не верит в свои силы, ему не хватает ощущения, что он значим и ценен.
Если ребенок в семье сталкивается с пренебрежением, с неприязнью, если находится в зависимом, подчиненном положении, то в будущем он не избежит неприятностей, связанных с негативной самооценкой.
Если родители любят, уважают, ценят успехи ребёнка, четко определены авторитеты, распределена ответственность, то у него, естественно, формируется адекватная самооценка,. Ребенок учится успешно решать встающие перед ним в повседневной жизни задачи, так как чувствует уверенность в себе. Его все время поддерживают и одобряют. В таких семьях относятся друг к другу дружелюбно и искренне.
Американский ученый Дэвид Льюис изучал психологический климат семей, в которых росли дети с адекватной самооценкой. Он заметил, что при всем разнообразии этих семей есть многое, что их объединяет. Он выявил ряд специфических особенностей поведения родителей, которое способствует формирования позитивной самооценки.
Я отвечаю на все вопросы и высказывания ребенка.
Я поставил стенд, на котором ребенок может демонстрировать свои работы.
Я предоставил ребенку комнату (или часть) в качестве его личного пространства.
Я показываю, что он любим таким, какой есть, а не за его достижения.
Я никогда не говорю ребенку, что он лучше или хуже других детей.
Я внимательно отношусь к его индивидуальным потребностям.
Я нахожу время каждый день, чтобы побыть с ним наедине.
Я поощряю участие ребенка в планировании семейных дел и путешествий.
Я учу ребенка общаться свободно с людьми любого возраста.
Я развиваю в ребенке позитивное восприятие его способностей.
Я поощряю в ребенке независимость.
С приходом в школу, самопознание ребенка осуществляется в учебной деятельности, которая, в отличие от игровой, является целенаправленной, результативной, обязательной, произвольной. Она оценивается окружающими и поэтому определяет положение школьника среди них, от чего зависит и его внутренняя позиция, и его самочувствие, эмоциональное благополучие. Теперь, уже в учебной деятельности, ребенок познает себя, у него складываются представления о себе, самооценка, формируются навыки самоконтроля, навыки саморегуляции.
Как проявляется уровень самооценки в поведении?
Так, дети, имеющие адекватную самооценку, активны, бодры, находчивы, общительны, обладают чувством юмора. , желание идти на контакт. Они охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказываются проигравшими. Они обычно с интересом и самостоятельно ищут ошибки в своих работах, выбирают задачи, соответствующие своим возможностям. Правильно решив нелегкую задачу, выбирают такую же или более трудную. Их прогнозы на свое будущее становятся все более обоснованными и менее категоричными.
Дети с завышенной самооценкой отличаются активностью, стремлением к достижению успеха в каждом виде деятельности. Их характеризует максимальная самостоятельность. Они уверены в том, что собственными усилиями смогут добиться успеха. Это, как правило, оптимисты. При завышенной самооценке дети во всем стремятся быть лучше других, но часто переоценивают свои возможности, личностные качества, результаты своей деятельности. Они выбирают себе задачи, которые им явно не по силам. После не успеха продолжают настаивать на своем или тут же переключаются на самую легкую задачу, движимые мотивом престижности. От них часто можно услышать: "Я - самый лучший (сильный, красивый). Вы все должны меня слушать", либо не расхваливают себя, но зато охотно бракуют все, что делают другие, критичны к другим. Он часто бывает агрессивен с теми детьми, которые тоже хотят быть лидерами. В сдедствии этого у них формируются высокомерие, снобизм, бестактность, чрезмерная самоуверенность
Заниженная самооценка младших школьников ярко проявляется в их поведении и чертах личности. Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто свойственны детям с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому что боятся оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются. Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении со сверстниками. Они хотят всегда и везде быть первыми и принимают близко к сердцу, если это им не удается. И если таким детям предложить проверить свою работу, найти в ней ошибки, они перечитывают работу молча, ничего не меняя, или отказываются проверять себя, мотивируя это тем, что все равно никаких ошибок больше не найдут. Поощряемые и подбадриваемые учителями, они постепенно включаются в работу и нередко сами находят ошибки. Эти дети выбирают только легкие задачи – как в жизни, так и в экстремальной ситуации. Они как бы берегут свой маленький успех, боятся его потерять и в силу этого в чем-то боятся самой деятельности. Деятельность других переоценивают. Характерной особенностью детей с заниженной самооценкой является их склонность уходить в себя, выискивать в себе слабости, сосредоточивать на них свое внимание. Нормальному развитию детей с заниженной самооценкой мешает их повышенная самокритичность, неуверенность в себе.
Это, конечно, очень краткие описания. Но, может быть, кто-то из вас, дорогие родители, узнал своего ребенка?
Тест «ЛЕСЕНКА"
Хотите проверить, какая самооценка у вашего малыша? Это легко сделать с помощью теста "Лесенка". Его используют с 3-х лет.
Если ребенок ставит себя на 7-ю – 9-ю,ступеньки , то у него заниженная самооценка.
Если на 4-ю, 5-ю (адекватная).
А если стоит на 1-й, 2-й, то самооценка завышена.
Что же делать, если самооценка Вашего ребенка неадекватна (сильно завышена или занижена)? Уровень самооценки может изменяться. Каждое наше обращение к ребенку, каждая оценка его деятельности, реакция на успехи и неудачи - все это оказывает влияние на отношение ребенка к себе. То есть, мы можем помочь ребенку сформировать адекватную самооценку.
Таким образом, формирование позитивной самооценки младшего школьника возможно при следующих педагогических условиях:
создание для школьников в ходе уроков ситуаций успеха, развивающих позитивное отношение к самому себе как собственное, так и со стороны других,
создание воспитывающих ситуаций, позволяющих ребенку выявить расхождения между своим поведением и этическими нормами и вызывающих у него стремление уменьшить обнаруженные расхождения,
обучение речевому этикету,
формирование взаимоотношений с окружающими.
Советы родителям, заинтересованным в формировании адекватной самооценки
1. Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решить за него все проблемы, но и не перегружайте его. Не нужно ставить перед ним непосильные задачи, для выполнения которых он еще просто не дорос.
2. Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает.
3. Поощряйте в ребенку инициативу.
4. Не забывайте, что ребёнок внимательно наблюдает за Вами. Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Сравните: "У мамы не получился пирог, ну ничего, в следующий раз положим больше муки" / "Ужас! Пирог не получился! Никогда больше не буду печь!"
5. Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, какой он был вчера или будет завтра).
6. Не бойтесь искренне любить своего ребенка и показывать ему свою любовь!
Возьмите на заметку следующее.
1.Следите за тем, чтобы ребенок вовремя ложился спать. Невыспавшийся ребенок - грустное зрелище на уроке.
2.Пусть ребенок видит ваш интерес к заданиям, которые он получает, к книгам, которые приносит из школы.
3. Читайте сами, пусть ребенок видит, что свободное время можно проводить не только у телевизора.
4.Если у сына или дочери в школе конфликт, постарайтесь его устранить, но не обсуждайте с детьми все его подробности.
5.Не говорите плохо о школе и не критикуйте учителей в присутствии детей.
6.Учите ребенка выражать мысли письменно: обменивайтесь записками, записывайте впечатления о каких-либо событиях.
7.Принимайте по возможности участие в жизни класса и школы. Ребенку будет это приятно.