Роль Искусства в формировании личности ребенка
Ю.Э. Артемова, преподаватель кафедры ИИАР,
Белгородский государственный институт искусств и культуры
Роль Искусства в формировании личности ребенка.
Огромная задача стоит перед вами:
воспитать и сформировать души ваших детей.
Будьте зорки!
Ф.Э. Дзержинский
21 век. Век науки, новых технологий, то, что когда-то звучало как фантастика, сегодня это реалии нашего времени. Нынешнее время разительно отличается от предыдущего: здесь правит техника и товаром выступает информация, еще его называют веком информационных технологий.
И дети, рожденные в новом веке, разительно отличаются от тех, своих сверстников, которые были лет 20 тому назад. Хотим мы этого или нет, но новейшие технологии оказывают на их, еще не окрепшую психику огромное влияние. Вот посмотрите на обыкновенную семью: ребенку еще нет и 2-х лет, он уже с телефоном или планшетом, потому, что маме так удобно – не мешает, а куда делись наши замечательные игрушки? Дети порой не знают кто такой «Ванька-встанька», не знают советских мультипликационных героев, на которых выросло не одно поколение
А с детьми постарше – их просто не оттянуть от компьютеров, если родители не ввели жесткий контроль работы на нем. Выйдя на свежий воздух не знают чем себя занять, не знают подвижных игр. Таким образом, наши малыши знакомятся с техникой гораздо раньше, чем с музыкой, искусством и культурой страны. Посмотрите, кто водит детей на дополнительные занятия - будь то художественная школа, музыкальная или спортивная секция – бабушки, они у нас имеют и время, и деньги, а родителям некогда, за редким исключением. А вместе с тем, дети от года в год становится все более агрессивными, жестокими и бездуховными. Не знающими и не умеющими самого элементарного.
Вспомним годы Великой отечественной войны и годы восстановления разрушенного хозяйства после нее. Люди хоть и жили бедно – не было коттеджей, джипов, а мир их духовный был богаче. «Все во имя человека, все для благо человека» был девиз. И ведь самые лучшие произведения – живописи, музыки были написаны в годы Социализма, или со мной кто-то не согласится?
Конечно, в создании всесторонне развитой личности было заинтересовано государство. Это оно создало тогда шикарное поле для развития любого творчества ребенка. Были открыты Дворцы пионеров, технические дворцы, а во дворах были созданы клубы школьника и самое главное, все было бесплатно. Хочешь, занимайся хореографией, хочешь – иди рисуй или пой. Развивай свой кругозор, обогащайся всесторонне духовно и нравственно. А сейчас? Все превратили в бизнес.
И современные дети, слушая рассказы бабушек, или родителей, если они чуть-чуть постарше, говорят, раньше было лучше и люди, и музыка, и искусство вообще. Приведу несколько примеров тому: прихожу на занятия, а звонок только прозвенел, и студенты не успели отключить музыку, слышу запись 80-х годов и спрашиваю «Это же музыка моего детства, вам, что ее задали по предмету? Нет, отвечают, она нам просто нравится, ведь сейчас мало какая музыка за душу берет».
А вот совсем недавно, проходили по предмету «Музыкальная информатика» электронную музыку: ее возникновение, течения, группы, как зарубежные, так и советские. И я спросила: «А вы знаете, когда возникла эта музыка? Кто стал основателем ее?». На вопрос, конечно не ответили, а потом я начала рассказывать о единственном инструменте в мире, на котором музыка звучит без касания к нему (терменвокс) - очень удивились и заинтересовались, а когда еще узнали, что он был изобретен в Петербурге аж в 1919 году Л.С. Терменом и вошел в план ГОЭЛРО, и на нем играл Ленин, высказали удивление и восхищение. Да, подумала я, значит еще не все потеряно в воспитании нынешнего поколения.
Конечно, на подготовку образованных, высоконравственных людей обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности, уйдет немало времени, но необходимо уже сегодня нам, преподавателям, строить свою работу в соответствии со временем. (Ведь столько времени потерянно. 90-е наложили свой отпечаток на разложение той молодежи, которая сейчас стала родителями). Уже с раннего возраста важно дать детям представление о нормах поведения, сложившихся в обществе за долгие годы его развития. Научить ребенка самостоятельно оценивать и анализировать свою деятельность, учитывая интересы социума. С тех пор как возникла педагогика и психология проблема формирования духовной культуры детей привлекала к себе пристальное внимание. Отдельное место было отведено музыкальной педагогике. Общепризнанно, что одним из эффективных средств формирования духовной культуры школьников является искусство в полном своем многообразии. Она представляет собой и передачу из поколения в поколение духовного мира, приобщает к традициям своего народа.
Для определения теоретических основ формирования духовности детей, необходимо раскрыть сущность понятия «духовность». Толкования этого слова многозначно и зависит от сферы применения. Этим словом обозначают две вещи, очень разные, хотя и тесно связанные между собой.
Духовность – свойство природы самого человека, это-то уникальное, исключительное, важнейшее, что отличает человека от других самых высокоразвитых живых существ, это то, что даже трудно определить словами. Дух – это мышление, и сознание, и воля человеческая, которое составляет особенность человека. Без духовности нельзя нести жертвы и совершать подвиги. Отличительная черта духовного человека – это его уравновешенность и целостность, искренность, полная гармония с самим собой и миром, в котором живёт такая личность. [1] Мне кажется, что духовность открывает нам доступ к любви, совести, чувству долга, к правосознанию и государственности, к искусству, науке и религии, указывает, что является в жизни главным и наиболее ценным, развивает творческую активность. Таким образом, можно кратко дать ответ – духовность это любовь, доброта, красота, творчество, знание и свет, который несёт человек, обладающий этим качеством души.
А что понимает под словом искусство первоклассник? Как ответил мой сын: «Искусство – это музыка, театр и картины».
Именно Музыка открывает человеку возможность творческой реализации и самоопределения в мире, постижения гармонического единства с миром. Музыкальное искусство содержит ценные идеи и веками проверенный опыт воспитания (как правило, семейное), которые, развиваясь, обогащают мировую педагогическую мысль. Изучение этого опыта и использование достижений современного музыкознания помогут обогатить теоретические основы и практику воспитания.
Вспомните, пожалуйста, нашего земляка Н.И. Платонова. Он родился в ни кому неизвестной деревне Новый Оскол Курской губернии. Приобрёл первые навыки игры на фортепиано у своей матери, также занимался на скрипке, кларнете, флейте и играл в гимназическом симфоническом оркестре. Обладая огромным талантом, Николай Платонов сумел получить на высоком уровне широкое и качественное образование: помимо класса флейты, он закончил ещё и композиторский факультет Московской консерватории (у Ан. Александрова), став впоследствии членом Союза композиторов СССР. В 1931 г. Платонов разработал учебник «Метод изучения игры на флейте», которым пользуются и по сей день во всем мире.
Семья стояла на первом месте в воспитании того поколения. А сейчас главную роль в воспитании взяла на себя школа и только педагогика сотрудничества позволит более полно оказать влияние на нравственное формирование личности ребенка. Творческая атмосфера на занятиях, не только по музыке или изобразительному искусству, но и на математике, русскому языку, вносят радость в совместную работу педагога и учащихся, создают творческий настрой, что оказывает положительное влияние не только на развитие ребенка. Духовные знания не только ведут к определённому виду деятельности. Они освещают общую картину мира, общие законы развития природы и общества, благодаря чему вырабатывается научный подход к пониманию явлений. Искусство и музыка помогают глубже познать и понять жизнь.
Психологи установили, что детсадовский и младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних воздействий, верой в истинность всего, что говорят взрослые, непосредственностью в поведении. Эти особенности являются залогом в обучении и воспитании младших школьников. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного духовно-нравственного воспитания детей и особенно важно, чтобы было взаимодействие педагог-родитель-ребенок. Необходимо воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром, видеть красоту в обыденности, развивать фантазию. Это поможет подготовить ребят к вступлению во “взрослую” жизнь, с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше. Еще одним видом искусства, о котором нельзя забывать, является театр. С раннего детства, укладывая малыша спать, мама читает ему на ночь сказку. А когда малыш подрастает, то родители стремятся познакомить его с большими куклами, которые ходят и разговаривают, и продолжают сказку наяву, т.е. приводят ребенка в театр.
Поход в театр это радость, атмосфера сказки, чуда и огромное впечатление праздника на долгое время. Что, значит, встретится с любимыми героями – это значит сопереживать им, учиться добру, любви, отличать хорошее от плохого. И через переживания и подсказки взрослых понять и воспринять главную идею спектакля.
Воспитание «устами» театра предполагает развитие более полного восприятия искусства, его языка и специфики.
Только через переживание и осмысление происходит развитие чувственного восприятия, фантазии, эмоций. Через это целостное переживание искусство формирует личность в целом, охватывая весь духовно-нравственный мир человека.
Театр, в отличие от других видов искусств — можно «пощупать руками», поиграть в него. Почувствовать себя не тем, кто ты есть на самом деле, приобщиться к тому, что тебе не свойственно.
Вместе с этим открытие ребенком самого себя как уникального создания природы, способного к восприятию, осознанию мира как целого, неделимого организма, живущего по высшим законам диалектики — в гармонии добра, истины, любви и красоты. [1] В процессе общения детей с любым видом искусства создаются оптимальные условия для развития хорошего вкуса, формирования культуры, и обогащения его духовного мира, его нравственности, что играет огромную роль в становлении личности ребёнка. Подтверждением этому является высказывание крупного общественного деятеля, скрипача, профессора Драматического института Стокгольма и Высшей школы бизнеса Скандинавии, Михаила Казиника: «Если вы хотите, чтобы ваши дети сделали первый возможный шаг Нобелевской премии, начинайте не с химии, а с музыки. Ибо абсолютное большинство Нобелевских лауреатов в детстве были окружены музыкой. Ибо музыка – пища для мозга, в структурах музыки скрыты все последующие научные открытия. И Эйзенштейн со скрипкой, и Планк у рояля – не случайность, не прихоть, а Божественная необходимость».
Литература:
1. Асадуллина Н. Р. Формирование духовной культуры младших школьников средствами театральной деятельности [Текст] / Н. Р. Асадуллина, Л. Р. Мальцева // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа: Лето, 2015. — С. 159-161.