сообщение для педагогов ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Дзагкоева Н.А.
педагог – психолог

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК УСЛОВИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ
         Психологическая безопасность образовательного процесса – это состояние защищенности школьника от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию и самоотношению.         Психологическая безопасность – важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья. Психологическое здоровье, в свою очередь, - основа жизнеспособности ребенка,  которому в процессе детства и отрочества приходится решать непростые задачи своей жизни: овладевать собственным телом и собственным поведением, научаться жить, работать, учиться и нести ответственность за себя и других,  осваивать систему научных знаний и социальных навыков, развивать свои способности и строить образ «Я».
Это означает, что современная школа должна всерьез становится не только местом, где детей учат, но и пространством их полноценного взросления, средой становления успешных, счастливых людей.
Это  возможно  только в атмосфере душевного комфорта и благоприятного социально-психологического климата в образовательном учреждении, поддерживающего и инициирующего процессы развития личности и ее психологических потенциалов. Для этого, образовательное учреждение должно быть территорией безусловной психологической безопасности.  Обоснованы ли опасения, что образовательная среда может являться источником психологических угроз, провоцирующих тревожность, агрессию, асоциальное поведение, снижение интереса к процессу познания, неадекватную самооценку и другие проявления психологического нездоровья детей и подростков? Очевидно, что  ни один педагог, ни один сотрудник образовательного учреждения никогда сознательно не стремится отбить у ребенка тягу к познанию, снизить его веру в себя или внушить суицидальные мысли.       Между тем, известно, что по данным социологических исследований, достаточно большой процент родителей озабочены проблемами безопасности ребенка в образовательной среде.        Психологические угрозы, в отличие от экологических, террористических, технократических обладают следующими особенностями. Они менее «видимые», а потому и более трудно   контролируемые со стороны тех, кто отвечает за безопасность ребенка и озабочен проблемами его психологического здоровья.  Они чрезвычайно субъективно оцениваются  по  силе их воздействия на психику: у детей различная степень эмоциональной чувствительности и ранимости, поэтому то, что кажется совершенно нормальным или безопасным для одного – для другого может иметь разрушительное влияние. Они глубоко переживаются  детьми, подростками но порой без внешнего видимого проявления до определенного времени.
      Что может разрушительно действовать на психику и поведение подростка в школе? Обратившись к В.А. Сухомлинскому и его книге «Сердце отдаю детям»,  составим список «психологических угроз» (сохранив терминологию автора):  ·  скука;   · предельное напряжение умственных сил ребенка на уроке и в процессе выполнения домашних заданий;  ·  изматывающие, издергивающие  нервную систему детей умственные, эмоциональные и физические перегрузки;  ·  педагогический  и родительский  «психоз» отличных отметок;  ·  многолетний временной цейтнот на уроке и при выполнении домашних заданий;   ·        формализм программных  знаний;  ·        нервозность школьной обстановки, в которой царит торопливость, напряжение, поощряются конкурентные отношения между школьниками;  ·        недоверие к ребенку, к его желанию учиться, к его индивидуальности.  Обратившись к работам современных психологов и физиологов, можно дополнить печень, выделив так называемые школьные факторы риска (М. Безруких), остающиеся, устойчивыми  и трудно преодолимыми в течение многих десятилетий во всех школах:  ·        это стрессовая тактика педагогических воздействий,  ·        несоответствие методик и технологий возрастным и индивидуальным возможностям ребенка,  ·        нерациональная организация образовательного процесса,  ·        в особенности режима движений, отдыха, питания;  ·        недостаточная психологическая компетентность педагогов и многое другое.         «Забота о человеческом здоровье, тем более о здоровье ребенка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил, не свод требований к режиму, питанию и отдыху. Это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех его физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества», - пишет      В.А. Сухомлинский. Забота о психологическом здоровье ребенка сегодня – не просто модная тенденция. Забота о здоровье детей в образовательном пространстве – это национальный приоритет, это забота о безопасности каждого растущего человека и безопасности нации.
Психологическое здоровье проявляется в разные периоды детства различным образом, но всегда – в позитивных психологических характеристиках и качествах. У младшего школьника психологическое здоровье проявляется в наличии широкой учебной установки, в любви к учению, в вере в собственные возможности, в  уважении к общественному взрослому;   у подростка – в стремлении к самопониманию, самовыражению и самоутверждению, в устремленности в будущее, и построении планов.  

15