Методическая разработка Как сохранить зрение

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Бабкинская средняя общеобразовательная школа



Конкурс методических разработок по использованию элементов здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

Номинация: разработка комплексов игр, упражнений, тренингов, бесед, классных часов компенсирующих учебное утомление.



«Как сохранить зрение»




Выполнила:
Уткина Н.В.,
педагог – валеолог.











с.Бабка, 2007г.










Пояснительная записка

Не секрет, что здоровье подрастающего поколения вызывает серьёзные опасения. В последние годы отмечается рост заболеваемости детей и подростков, децелерации их физического развития. Особенно неблагоприятная в этом отношении обстановка отмечается в школах, лицеях и гимназиях, где учебный процесс особенно интенсивен и разнообразен.
К числу школьных факторов риска относятся: стрессовая педагогическая тактика, интенсификация учебного процесса несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников, преждевременное начало дошкольного систематического обучения, несоблюдение физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса и другие.
Сила влияния школьных факторов риска усугубляется тем, что они действуют комплексно и системно, а также длительно и непрерывно.
Анализируя заболеваемость учащихся нашей школы, мы выделили две ведущие формы имеющейся патологии.
К ним относятся: 2001г
Нарушение опорно-двигательного аппарата 44,8%
Нарушение зрения 19%
Нервные заболевания 37%
Наряду с наследственной предрасположенностью нарушениям способствуют такие факторы риска, как несоблюдение гигиенических норм - несоответствие размера школьной мебели росту учащихся и связанная с этим неправильная поза во время учебных занятий.
Основные санитарные правила освещённости в учебных помещениях не всегда соблюдаются. Освещённость ухудшают: закрашивание части оконных стёкол, размещение на подоконниках цветов, учебных пособий, развешивание на окнах занавесок и штор, закрывающих верхнюю часть окна, нерегулярное мытьё оконных стёкол, затемнение окон деревьями.
Работа учащихся на компьютере во время уроков сопровождается значительным напряжением зрительного анализатора
Большинство детей и подростков недостаточно информированы о значении и последствиях нарушений со стороны органов зрения.
Из этого следует, что одной из основных задач школы является создание необходимых условий для сохранения и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса.
В настоящее время мы ведём постоянный поиск методов оздоровления детей в условиях школы
Представленные комплексы физических упражнений, являются одним из основных средств сохранения и укрепления здоровья, всестороннего физического развития детей. Они важны для развития всех систем организма.






















Цель:

Воспитание у учащихся сознательного отношения
к выполнению правил сохранения зрения

Задачи:

1.Определить состояние здоровья каждого ученика (раннее выявление отклонений в состоянии органов зрения)


2.Познакомить учащихся с понятием близорукость (миопия) признаками нарушения зрения и значением её для здоровья.


3.Сформировать у учащихся умения и навыки, ориентированные на сохранение зрения.





















Близорукость
Давно обратили внимание на то, что близорукость особенно распространена среди людей, которым приходится по роду своей работы длительное время напрягать зрение, рассматривать мелкие предметы, низко наклоняясь над столом (наборщики типографий, корректоры, чертёжники и др.). И дело не только в перенапряжении глазных мышц. Некоторые исследователи считают, что при низко склоненной голове усиливается приток крови к глазному яблоку. Переполненное кровью, оно увеличивается в размерах и тогда изображение становится нечётким. Было также замечено, что нередко в некоторых семьях и дедушки, и бабушки, их дети и внуки страдают близорукостью. Если ребёнок, имеющий предрасположенность к близорукости, попадает в неблагоприятные условия, то у него близорукость разовьётся быстрее, чем у того, кто такой предрасположенности не имеет.
Теперь уточним, что же это за неблагоприятные условия. Во-первых, обстановка, в которой происходит зрительная работа: недостаточное освещение, сгорбленная рабочая поза, частая смена расстояния от глаз до рабочей поверхности книги и т.п. Во-вторых, неполноценное питание и отрицательное влияние географической среды, а они часто взаимосвязаны.
Установлено, что на Севере, где организм меньше получает ультрафиолетовых лучей, а пища бедна витаминами, близорукость более распространена, чем в южных районах. В-третьих, длительные болезни, особенно инфекционные, вызывают ослабление всего организма и, в частности, расстройство зрения. В наши дни близорукость очень распространена во всём мире.
В некоторых 10-х классах каждый пятый, а то и четвёртый ученик имеет близорукость. В результате многие люди сталкиваются с ограничением в выборе профессии.
Вот почему следует задуматься над тем, как предупредить близорукость, сохранить зрение.
Программа улучшения зрения.
Если вы хотите, чтобы у вас было хорошее зрение, вы должны выделить хотя бы 20-30 минут в сутки для ухода за глазами. Начните с энтузиазмом выполнять ежедневно эту программу и от неё вы получите столько, сколько труда вложите в это дело.
Температурная водная стимуляция глаз.
Возьмите два больших куска ткани. Один кусок опускается в горячую воду (как только можно терпеть). Другой - в ледяную (просто холодную воду брать нельзя). Вынуть ткань из горячей воды и приложить на 2 минуты, плотно прижимая, к глазам. Затем немедленно приложить к глазам на 1 минутку ткань, смоченную водой со льдом. Вытереть глаза.


Дыхание, стимулирующее приток крови к
глазам.
Открыть окно или выйти на свежий воздух, получить как можно больше кислорода (99% всех людей испытывают кислородное голодание. При этом глаза слабеют, напрягаются и теряют блеск). Перед упражнением несколько раз вздохните. Теперь ваша кровь готова накапливать кислород в глазах. Глубоко вдохните, держите дыхание, не вдыхая, согнитесь в талии и, чуть согнув колени, опустите голову, чтобы она была ниже уровня сердца. Теперь кровь, обогащённая кислородом, идёт к голове и к глазам, удаляя яды и отбросы. Стоять, в таком положении считая до пяти.
Предупреждение: У вас может закружиться голова, поэтому начинайте делать это упражнение без усилий. По мере приобретения практики головокружение проходит. Через неделю вы сможете задерживать дыхание в течение 10 секунд. Это упражнение очень важно! Кислород сжигает яды и отбросы, находящиеся в глазах. Глаза очищаются, так как увеличивается циркуляция крови через ткани глаза. Делайте ежедневно, по крайней мере, 10 таких дыхательных упражнений.
Как расслаблять глаза
Основное в этой поцедуре-получение солнечных лучей. В идеальном случае это должно делаться на открытом воздухе или перед открытым окном, подставляя лицо лучам солнца. По возможности окно должно быть открытым. Если окна выходят на север либо вы живете в климатическом поясе, где мало солнца, можно вместо прямых солнечных лучей использовать 150-ватную лампу, располагаясь на расстоянии 1,5-2 метров от нее. Когда имеется достаточное количество света, нормальный глаз видит без усилий.
Солнечные лучи имеют большую терапевтическую ценность для больных глаз. Глаза функционируют только при свете. Солнечный свет помогает усиливать зрение. У людей, которые проводят большую часть времени в помещении без солнца, зрение постепенно ослабляется. Животные, живущие в темноте или почти темноте, слепы или имеют зрение намного хуже, чем животные, живущие на солнце.

Правила бережного отношения к зрению
-Смотреть телевизор не более 1-1,5 часов в день
-Сидеть не ближе 3 метров от телевизора
-Не читать лёжа
-Не читать в транспорте
-Оберегать глаза от попаданий в них инородных предметов
-При чтении и письме свет должен освещать страницу слева
-Расстояние от глаз до текста рекомендуется 30-35 см
-Употреблять в пищу достаточное количество растительных продуктов (морковь, лук, петрушку, помидоры, сладкий красный перец)
-Делать гимнастику для глаз
-Укреплять глаза, глядя на восходящее (заходящее) солнце.



Упражнение «Метка на стекле» по методике Аветисова удобно использовать на любых уроках
В классе во время физкультминуток может использоваться следующая модификация данного упражнения. К оконному стеклу приклеить кружок 7х7 мм на уровне глаз стоящего ребенка. Учитель дает команду: "Все внимательно посмотрели на кружок (3-4 сек.). Теперь давайте посмотрим на то (дерево, здание), которое вы видите вдали из окна (3-4) сек. Теперь опять посмотрите на кружок на оконном стекле". Повторить упражнение 5-6 раз, поочередно переключая внимание каждого ребенка с метки на стекле на удаленные объекты, видимые из окна. Упражнение можно выполнять из исходных положений сидя и стоя.
Для детей с близорукостью это упражнение проводится для профилактики прогрессирования заболевания в кабинете охраны зрения или назначается в виде домашнего задания. Ребенок (в назначенных ему очках) становится у окна на расстоянии 30-35 см от оконного стекла. На стекле на уровне его глаз прикрепляется круглая метка красного цвете диаметром 3-5 мм. Вдали от линии взора, проходящей через метку, он намечает какой-либо предмет для фиксации, затем поочередно переводит взор то на метку на стекле, то на этот предмет. Упражнения проводятся 2 раза в день в течение 15-20 дней.



Упражнения для самостоятельного занятия,
разработанные А. Б. Дашевским
В основе упражнений лежит вращение глазами, активизирующее кровообращение в области глаз и мозга. После этих упражнений люди чувствуют себя значительно бодрее. Особенно хорошо они снимают умственное утомление.

Вращение глазами:

Плотно закрывать и широко открывать глаза 5-6 раз подряд с интервалом 30 сек.
Посмотреть вверх, вниз, влево, вправо, не поворачивая головы.
Вращать глазами по кругу в правую сторону, затем – в левую.

Против утомления глаз:

Выполняется сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, затем открыть их на 3-5 секунд. Повторить 6-8 раз. Упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаз.
Выполняется сидя. Быстрые моргания в течение 1-2 минут.
Стоя. 1 – смотреть прямо перед собой 1-2 секунды;
2 – поставить палец руки на расстоянии 25-30 см от глаз;
3 – перевести взор на кончик пальца и смотреть на него 3-5 секунд;
4 – опустить руку.
Повторить 10-12 раз. Снимает утомление глаз.


«Пальминг».
Разогрейте ладони, чтобы усилить приток энергии к ним. Закройте глаза и прикройте их ладонями обеих рук, пальцы при этом скрещены на лбу. Место пересечений оснований мизинцев должны располагаться там, где обычно располагается на переносице дужка очков. Впадины ладоней при этом автоматически расположатся точно над орбитами ваших глаз. Во время пальминга держите глаза закрытыми. Устраните напряжение в пальцах, расслабьте запястья, локти. Для этого положите их на колени или на стол так, чтобы шея находилась на одной прямой с позвоночником. Можно положить на колени подушку, а на подушку уже локти, Если вам необходимо наклониться вперёд, согнитесь в талии, но сохраните прямизну в шее и позвоночнике. Положение ладоней у каждого человека будет отличаться от положения ладоней другого человек. Постарайтесь найти приемлемое для вас положение. Носовое дыхание свободное. Постарайтесь вспомнить что-нибудь приятное.







Результаты работы

В течение последних пяти лет, работая по программе «Здоровье» мы отслеживали результаты медицинских осмотров по нарушению зрения.
Комплекс лечебно-оздоровительных мероприятий проводили с учётом состояния здоровья каждого ученика:
-учебный процесс в школе начинается каждый день с утренней зарядки;
-соблюдаются основные санитарные правила освещённости в учебных кабинетах, замеры освещённости соответствуют гигиеническим нормативам,
-во время косметического ремонта учебных кабинетов предпочтение отдаётся светлым тонам цветовой гаммы;
-два раза в год осуществляется контроль за соответствием школьной мебели росту учащихся, наблюдение за правильностью позы и правильным рассаживанием детей;
-физиолечение в школьном кабинете проводится для учащихся с миопией (близорукостью) аппаратом «АСО» (цветоимпульсная терапия), два раза в год.
-организовано сбалансированное питание учащихся ,обогащённое витамином С, в рацион включаются овощи, фрукты, соки;
-все учащиеся школы посещают спортивные секции;
-проводятся физкультминутки на уроках и дома для глаз. В каждом классе используется методика Аветисова «Метка на стекле»;
-в начальной школе используются упражнения в режиме зрительных горизонтов, применяется система условных символов (СУС) на потолке;
-во время учебного процесса используются учебники и книги, имеющие хорошее качество оформления;
-проводится систематический диспансерный осмотр врачом-офтальмологом учащихся с нарушением зрения;
-организуются систематические прогулки и игры на свежем воздухе учащихся 1-4 классов.
Большую роль в сохранении и укреплении здоровья учащихся играют учителя, классные руководители, проводя уроки с позиций здоровьесбережения, беседы лекции по сохранению зрения, комплексы физкультминуток и другие оздоровительные мероприятия.
Психолого-валеологическое сопровождение в школе представлено кружком «Я и моё здоровье», факультативом «Валеология и психология подростка».


13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415










Root Entry