Особенности и механизм использования проективных рисуночных методик в психодиагностике (практикум для педагогов- психологов)
Особенности и механизм использования проективных рисуночных методик в психодиагностикеПрактикум из опыта работы педагога- психолога высшей категории С.С.Колчановой МАОУ гимназии №1 г. ТюмениСтажировочная площадкапедагогов- психологов03.10.2012
www.themegallery.comCompany LogoВыражение личностных проблем.Человек не испытывает угрозы.Установление контакта с испытуемым.Оценка личностных характеристик.Рисунки просты в исполнении.Сложно фальсифицировать рисунок. Ценность для людей с трудностями в вербальном выражении чувств.Преимущества и ограничения проективных рисуночных тестовСтиль и манера подачи изображения могут значительно варьироваться у разных людей и даже у одного и того же человека в разных рисунках. Манера изображения часто связана с тем, как человек подходит к своей жизненной ситуации.К интерпретации рисуночных тестов необходимо подходить с осторожностью. рисуночные методы могут использоваться не только как средства диагностики, но и как средства коррекции
www.themegallery.comCompany LogoПодход к интерпретации проективных графических методик1Когда рисунок готов, очень важно взглянуть на него целиком, прежде чем фокусировать внимание на специфических деталях. Наиболее ценным является взгляд в целом на ту информацию, которую передаёт этот рисунок. 2по-новому взглянуть на рисунок и проанализировать все специфические детали рационально, с точки зрения логики, опираясь при этом на основные положения руководства по интерпретации. 3интеграция информации, полученной на первом и втором этапах. На этом этапе анализируется весь полученный материал, и он соотносится с результатами стандартных тестов и с информацией о человеке.
www.themegallery.comCompany LogoОбщее руководство к интерпретации рисунковКачество линий (нажим). Размер.Расположение рисунка на листеХарактеристика рисункаСимметрия в рисункеСтирание нарисованногоДетали рисункаЭкспозиция рисункаЗначения цветовпрактикум
www.themegallery.comCompany LogoКРС, Рисунок человека, ДДЧ,Школа зверей,Несуществующее животное,«Ковер мира»*«Граффити»Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур,«Галактика»*,«Древо жизни»,«Мы все равны», «Образ имени»Перечень проективных рисуночных методик1- 5 класс6- 8 класс9- 11класс«Человек под дождем»,«Коллаж»*,Триптих практикум* Методика используется также в работе со взрослыми»
Проективные рисуночные методики в групповой работеМетодика «Коллаж»Игра «Граффити»Методика «Ковер мира»Методика «Мы все равны»Методика «Галлактика»www.themegallery.comCompany Logoпрактикум
Методика "Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур"Ход работы:Учащимся дается инструкция: "Вам нужно нарисовать фигуру человека, составленную из 10 элементов, среди которых могут быть треугольники, круги, квадраты. Вы можете увеличивать или уменьшать эти элементы в размерах, накладывать друг на друга по мере надобности. Важно, чтобы все эти три элемента присутствовали в изображении человека, а сумма общего количества использованных фигур была равна 10. Если при рисовании вы использовали большее количество фигур, то нужно зачеркнуть лишнее, если же вами использовано фигур меньше, чем 10, необходимо дорисовать недостающие. Выполните рисунок по данной инструкции".www.themegallery.comCompany Logoпрактикум
Обработка результатов методики "Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур":Подсчитывается количество затраченных в изображении человечка треугольников, кругов и квадратов и результат записывается в виде трехзначных чисел, где сотни означают количество треугольников, десятки – количество кругов, единицы – количество квадратов. Эти трехзначные цифры составляют так называемую "формулу рисунка"По полученной формуле необходимо соотнести респондента с определенным типом личности.www.themegallery.comCompany Logoпрактикум
"ШКОЛА ЗВЕРЕЙ"(диагностика адаптации учащихся в школе)Оборудование. Бумага, цветные карандаши.Предварительная подготовкаВедущий. Сейчас мы с вами совершим удивительное путешествие в волшебный лес. Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза. Представьте, что мы оказались на солнечной лесной полянке. Послушайте, как шумят листья над головой, мягкая трава касается ваших ног. На полянке вы видите «Школу зверей». Посмотрите вокруг. Какие звери учатся в этой школе? А какой зверь в ней учитель? Чем занимаются ученики? А каким животным вы видите себя? Что вы при этом чувствуете? Проживите эти чувства в себе. Вы можете находиться еще некоторое время в этой «Школе зверей», пока я буду считать до 10, а затем откройте глаза.ИнструкцияВедущий. Вы побывали в «Школе зверей». А теперь возьмите карандаши и бумагу и попробуйте нарисовать то, что видели.Дети выполняют задание.Посмотрите внимательно на свой рисунок и найдите то животное, которым могли бы быть вы. Рядом с ним поставьте «х» или букву «я».www.themegallery.comCompany Logoпрактикум
Спасибо за внимание!Стажировочная площадкапедагогов- психологов03.10.2012