Конспект урока по ОРКСЭ Золотое правило этики
Разработка урока по ОРКСЭ (основы православной культуры).
УМК Кураев А.В. Основы православной культуры. М., 2012
Программа
Тема урока: «Золотое правило этики»
Класс 4
Место урока в блочно-тематическом планировании урок №13
Тип урока изучение нового материала
Цель урока: дать представление о сути и Евангельском контексте золотого правила этики.
Задачи урока:
Обучающая: познакомить с формулировкой золотого правила этики, постараться усвоить это правило, как условие собственного поведения. Дать начальное представление об этике, объяснить разницу со значением слова этикет.
Развивающая: уяснить связь неосуждения с памятью о своих ошибках, недостатках, грехах.
Воспитывающая: научиться различать отношение к греху и отношение к согрешившему человеку.
Дидактические средства: ОЭР на CD, презентация, мультимедийный компьютер, локальная сеть, карточки с текстом.
Психолого-педагогическая характеристика класса: В четвёртом классе обучается три человека. Из них две девочки и один мальчик. В данном классе я работаю третий год. Успеваемость детей по гуманитарным предметам хорошая: дети обучаются на «4» и «5». Познавательная активность обучающихся также высокая. Дети занимаются с интересом. Мотивация детей к учебной деятельности хорошая: кроме мотивационного фактора – оценки, существует у всех троих и внутренняя мотивация – детям любопытен, интересен этот предмет. На уроке преобладает достаточно высокий темп работы, ребята быстро переходят от одного вида работы к другому, достаточно бегло и вдумчиво читают. В этом классе два ребёнка из многодетных семей – это девочки. А у мальчика в семье - тяжелобольная мать. Все дети из атеистических семей, но к изучению данного предмета семьи относятся положительно. На основании данной характеристики я выбрала следующие формы и методы деятельности.
Методы : устный, наглядный, печатно-словесный
Приёмы: репродуктивный, исследовательский
Ход урока:
№ Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Оргмомент: Здравствуйте, ребята. Садитесь, пожалуйста. Дети приветствуют учителя.
2. Проверка домашнего задания: Ребята, давайте, вспомним: на какую тему мы с вами говорили на прошлом уроке? Я хочу задать вам ряд вопросов по этой теме: 1. Можно ли за милосердную помощь брать плату? 2. Какие дела милосердия ты совершал в своей жизни? 3. Кого в наше время можно назвать «самарянином»?
Да, ребята, всё верно. Даже если человек виноват лично перед тобой, всё равно в минуту, когда он попал в беду, надо забыть свои личные обиды и протянуть руку помощи. Милосердное прощение выше и благороднее, чем справедливое возмездие. Дети отвечают: мы говорили на тему «Милосердие и сострадание».
Нет, за милосердную помощь плату не надо брать, иначе она не будет милосердной и бескорыстной.
-Я уступала место в автобусе пожилым людям.
- Я ухаживал за бабушкой, когда ей было плохо.
- Я вожусь с младшим братом, когда маме некогда, а ещё я ей помогаю по хозяйству.
3. В наше время «самарянином» можно назвать человека, который не оставит чужого ему человека в беде. Даже если тот ему когда-то причинил боль или обиду, он не пройдёт мимо человека, который нуждается в его помощи.
3. Мотивация: ребята, а как вы думаете, сплетня – это передача верных или лживых сообщений? А всегда ли хорошо передавать другим людям даже верные подробности чужой жизни?
Да, ребята, я с вами согласна. Это , действительно, не хорошо: если человек хочет рассказать о чём-то, то пусть это сделает сам. А другие на это права не имеют. И последний вопрос – Является ли осуждение другого человека – грехом?
Итак, как же надо вести себя с другими людьми? И как сделать так, чтоб другие люди тебя уважали и относились к тебе доброжелательно? Вопросы непростые, давайте вместе попробуем найти на них ответ на сегодняшнем занятии.
Сегодня, у нас с вами пойдёт разговор на тему «Золотое … этики». Одно слово в названии темы пропущено, давайте его найдём. На доске среди букв зашифровано слово «правило»
БГАПКМН
ХПБРАБВ
ЧТУАМКЛ
НТВВИДУ
ГАДИЦЙЩ
НКВЛУРО
ДУМОГЗЛ Дети отвечют:1. Это передача лживых сообщений. 2. Я думаю, что передавать даже верные подробности чужой жизни не хорошо. 3. Да, я считаю, что это очень плохо. А если человек поступает плохо, то, значит, он совершает грех, поэтому осуждение других людей – грех.
Дети ищут слово и записывают дату и тему урока в тетрадь.
4. Изучение нового материала: Ребята, а кто знает значение слова этика? Кто-нибудь слышал это слово? А есть ещё одно очень похожее слово – слово этикет. А значение этого слова мне кто – то может объяснить? Давайте будем разбираться. Показываю слайд №1презентации. Этикет – установленный порядок поведения людей где-либо. Слайд №2. Этика – система норм нравственного поведения человека.
Итак, ребята, эти два слова очень созвучны. Но имеют разные значения: этикет – это правила поведения человека. А этика – это отношения между людьми.
Христиане нашли универсальное правило поведения и назвали его «золотым правилом», а хотите его узнать? Но прежде выполните задание. Раздаю карточки с предложениями и дети должны либо согласиться с ними, либо опровергнуть.
Правдивые неправдивые предложения:
Делай другим то. Чего не хотел бы для себя.
Всегда доверяй сплетням.
Неудачник по жизни всегда неудачник.
Неосуждение человека – это плохо.
Человек и его дурной поступок не одно и то же.
Читаю предложения. Проверяем.
Провожу физкультминутку.
Игра «Добрый ручеёк»
Ребята. А сейчас я буду читать текст учебника вы должны внимательно слушать и ответить на вопросы: 1. Что показалось тебе интересным в тексте? 2. О чём ты прежде думал не так? Читаю текст на странице 46-47. ( на стр. 46 вопрос: как вы считаете, куда мог идти человек поздно ночью?). Работа с картиной «Христос и грешница» (показ на мультимедийном проекторе и в учебнике на стр. 47 иллюстрация) Вопросы: 1. Что вы видите на картине? 2. А что вы видите ещё кроме этого? 3. Где происходит действие?4. Что происходит на картине? 5. Как Христос защитил женщину? 6. Что такое грех?
Итак. Ребята, любить грешника – это значит помочь ему не совершать плохие дела и не допускать плохих мыслей.
Работа с картиной «Возвращение блудного сына». Вопросы: 1. Что вы видите на картине? 2. Как вы думаете, отец простил своего сына? А он его наказал ? А почему не наказал? Да, ребята, ещё раз произнесу эти слова: милосердное прощение выше и благородней справедливого возмездия.
В итоге, мы с вами выяснили, чтобы другие люди к нам хорошо относились, надо, чтоб и мы к ним тоже хорошо относились.
Работа с презентацией. Комментирую слайды. В жизни из всех этих добродетелей. Наверное, проще всего – любить и помогать, а вот не осуждать и прощать – наверное, сложнее. Дети отвечают: Да слышали, но что означают - не знаем.
Дети смотрят слайд и записывают определение этикета.
Дети смотрят слайд и записывают определение этики.
Дети слушают.
Дети отвечают : да
Дети работают с предложениями: ставят «+» если согласны, «-» не согласны.
Дети поднимают руку , если согласны, и соответственно если – нет. Дети читают текст учебника на стр. 46 и выясняют, кто был прав, а кто нет.
Каждый ребёнок подходит к своему однокласснику, тихонько хлопает его по спине, жмёт ему руку и хвалит его.
Дети слушают текст и отвечают на вопросы.
Дети возвращаются к тексту и зачитывают отрывки, которые им показались интересными, а также зачитывают отрывки из текста, о чём они прежде думали не так.
Дети смотрят слайды.
5. Первичное закрепление: Давайте мы с вами сядем в кружок и попробуем попросить друг у друга прощения за что-то нехорошее. За неблаговидные поступки и дела, совершенные по отношению к своим одноклассникам.
А сейчас придумайте и запишите в тетрадях правила: «Как уберечься от осуждения?» Дети садятся в круг и просят друг у друга прощения.
Дети придумывают и записывают правила.
6. Домашнее задание:
Прочитать текст на стр. 46-47
Ответить на вопросы 1,2,3
Прочитать врезку на стр. 47
Выполнить задания в рабочих листах. Дети записывают в дневники задание.