Синдром эмоционального выгорания учителя
Генезис и проявление синдрома психологического выгорания учителей.
Волохова К.Ю.
Одной из важнейших задач образования является раскрытие способностей каждого ребенка, воспитание его как личности, готовой к жизни в современном мире. И именно учитель, является ключевой фигурой в процессе успешного воспитания и обучения школьника. Одной из серьезных проблем педагогов современной школы является синдром эмоционального выгорания, которому, согласно исследованиям и зарубежных психологов более всего подвержены школьные учителя 35-40 лет. То есть, к тому времени, когда преподаватель уже накопил достаточный педагогический опыт, и казалось, следовало бы ожидать резкого подъема в профессиональной сфере, происходит спад: снижается работоспособность, пропадает заинтересованность в результатах труда, нарастает негативизм и усталость. Складывается ситуация, когда высококвалифицированный опытный учитель становится профессионально непригодным, и как следствие, вынужден покинуть школу, сменить профессию, при этом продолжая любить детей и скучая по ним. Именно по этой причине психологическое исследование синдрома эмоционального выгорания (СЭВ) учителя, изучение его причин, а также психологическая поддержка педагога в этой ситуации является одной из приоритетных при работе психологов с учителями.
Объект исследования: эмоциональное выгорание учителей, как психическое явление.
Предмет исследования: особенности динамики эмоционального выгорания учителей в зависимости от психических особенностей.
Цель исследования: выяснить особенности динамики процесса эмоционального выгорания от психологических особенностей учителей.
Гипотеза исследования заключается в том, что глубина эмоционального выгорания учителя во многом зависит от его ценностных ориентаций, самооценки и уровня субъективного контроля.
Выборку исследования: составили 45 учителей 25-70 лет, средней общеобразовательной школы города Москвы, мужчины и женщины.
В целях исследования были использованы методики: опросник «Психологический портрет учителя» Г.В.Резапкина, методика диагностирования уровня эмоционального выгорания В.В.Бойко.
На первом этапе исследования были выявлены приоритетные ценности учителей; психоэмоциональное состояние; их самооценка; уровень субъективного контроля.
Рисунок 1
Из приведенных данных (рисунок 1) видно, что в исследуемом коллективе преобладают учителя, которым близки интересы и проблемы учеников. В основе отношений лежит безусловное принятие ученика. Ученики безошибочно чувствуют учителя, готового отстаивать его интересы, и платят ему доверием и любовью. Но в тоже время достаточно большая часть учителей концентрируется на своих переживаниях и проблемах, в отношениях с коллегами предпочитают сдержанность и отчужденность. Это может быть вызвано как их личностными особенностями, так и неблагополучным, нестабильным психоэмоциональным состоянием. У большей части учителей преобладает неустойчивая самооценка, которая может меняться в зависимости от ситуации. При удачном стечении обстоятельств учитель с неустойчивой самооценкой испытывает эмоциональный и творческий подъем. Снижение самооценки в «полосе неудач» негативно влияет на эффективность взаимодействия с окружающими. При этом у 60% учителей сформирован недостаточный уровень субъективного самоконтроля, то есть отсутствует ответственность за сложившиеся отношения и обстоятельства своей жизни.
На следующем этапе в исследуемой группе была проведена диагностика уровня развития синдрома эмоционального выгорания по каждой из фаз: «напряжение», «резистенции», «истощение».
Рисунок 2
Рисунок 3
Полученные данные (рисунок 2), позволили сделать вывод, что самые высокие показатели развития имеет фаза «резистенции» (или ограждение от неприятных впечатлений). Находящейся в этой фазе учитель воздерживается от эмоций. Он часто использует в качестве самооправдания суждения: «это не тот случай, чтобы переживать», «таким нельзя сочувствовать», «почему я должен за всех волноваться». Проявляются попытки облегчить или сократить обязанности, связанные с взаимодействием с близкими людьми, которые требуют эмоциональных затрат. 80% учителей (рисунок 3), находящихся в фазе «Резистенции», характеризуются нестабильным эмоциональным состоянием. 65% имеют неустойчивую самооценку. 90% несформированный уровень субъективного контроля. При этом более чем у половины из них (55%) приоритетной ценностью являются собственные переживания. Аналогичные показатели имеют учителя, находящиеся в развитии выгорания на стадиях стадиях: «напряжения» и «истощения».
Полученные данные позволяют установить взаимосвязь между психоэмоциональным состоянием учителей и развитием у них синдрома эмоционального выгорания. Однако, прежде чем делать окончательные выводы, стоит учесть, что эмоциональное выгорание определяется комплексом факторов, включающих как индивидуально-психические особенности педагога, так и особенности профессиональной деятельности. По-прежнему, многочисленные исследования, не дают ответа на вопрос о том, что же является главным в возникновении этого явления. Поэтому автор считает важным продолжение начатой исследовательской работы по данной проблематике.
Литература
Орел В.Е. Исследование феномена психологического выгорания в отечественной и зарубежной психологии. /Проблемы общей и организационной психологии; Сб.науч.трудов. под редакцией А.В.Карпова. Ярославль, 1999.
Филина С. О синдроме эмоционального выгорания и технике безопасности в работе педагогов и других специалистов социальной сферы. //Школьный психолог № 36, 2003.
Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя. //«Вопросы психологии», 1994 г., № 6
Выпускница факультета второго высшего образования НОУ ВПО «Российский новый Университет»
В данной статье рассмотрена только часть результатов проведенного исследования.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115
Диаграмма 315