Коррекция личности ребёнка с синдромом раннего вороства

Лыскина Е.Ф.
зам. директора по ВР
МБОУ СОШ № 5 г. Саяногорск

Тема: коррекция личности ребенка с синдромом раннего воровства (практикум)
Цели:
– раскрыть содержание социально-педагогической и психологической коррекции личности ребенка с синдромом раннего воровства;
– повышать ответственность родителей за положительное воспитание своих детей;
– познакомить родителей с основными типами детского воровства;
– способствовать приобретению необходимых знаний и мастерства в воспитании детей.
Участники: классный руководитель, родители обучающихся вторых классов, социальный педагог, педагог-психолог.
Подготовительная работа:
1. Приглашение школьного психолога для участия в родительском собрании.
2. Разработка совместно с психологом рекомендаций для родителей по коррекции личности ребенка с синдромом раннего воровства.
3. Изучение педагогической литературы по теме собрания.
4. Подбор педагогических задач для проведения практикума с родителями.
Оформление, оборудование и инвентарь:
1) памятки с рекомендациями для родителей;
2) запись на доске темы собрания, крылатых выражений:

Не делай постыдного ни в присутствии других, ни втайне. Первым твоим законом должно быть уважение к себе самому.
Пифагор
Чужим богат не будешь.
На воре и шапка горит.
Вор у вора дубинку украл.
Русские пословицы и поговорки
4) Листы с описанием педагогических задач для микрогрупп родителей.

Ход собрания
I. Организационная часть.
Председатель родительского комитета и классный руководитель встречают родителей и приглашают занимать места, оборудованные для работы трех микрогрупп.
Классный руководитель объявляет тему родительского собрания.

II. Сообщение классного руководителя по теме «Детское воровство».
«Не укради» Думается, что религиозное происхождение этой краткой формулы не умаляет ее достоинства, ибо она основана на извечной человеческой потребности в честности, на желании вырастить хороших, честных детей.
Честность – одно из ведущих качеств, определяющих нравственный облик человека. Но качество это не относится к числу врожденных. Честность формируется там, где есть воспитание честности.
Когда такое воспитание начинать? Задумываемся ли мы об этом, когда рождается ребенок, в первые месяцы или годы его жизни? Пожалуй, что и нет. Захлестывают другие заботы. И вдруг обнаруживаем: ребенок в два-три года уже умеет неплохо приспосабливаться к обстоятельствам, обвести вокруг пальца, добиваясь желаемого. Маленькие милые детские хитрости Чаще всего они забавляют нас; нередко мы даже возводим их в ранг достоинств: «Хитрит – значит умный». Не начало ли это нечестности?
Слово «приспособление» – житейское слово; вдобавок в нем есть и оттенок осуждения. Поэтому ученые предпочитают пользоваться термином «адаптация». Адаптированными к жизни в обществе можно считать тех, кто свои внутренние качества гармонично сочетает с требованиями общественной жизни. В широком круге разнообразных человеческих отношений перед каждым возникает порой и необходимость обойти острые углы, избежать конфликта, отыскать приемлемые для себя и для окружающих пути к намеченным целям. Умный, житейски опытный человек вовремя промолчит, согласится на компромисс, не пойдет «в лоб», выждет удобный момент. Что же это как не хитрость? Следовательно, и ребенка нельзя за это безоговорочно осуждать. Однако гибкость жизненного поведения все-таки не может быть безграничной; в основе этого поведения должны быть твердые, определенные нравственные принципы. Когда человек позволяет себе эти принципы нарушить, когда главнейшей для него становится привычка приспосабливаться во что бы то ни стало – добра не жди.
Так и получается, когда мы слишком уж умиляемся детским хитростям. Попустительство со стороны взрослых детской лживости и своеобразной «предприимчивости» оказывается, увы, очень действенным уроком.
Выделяют основные типы детского воровства, тесно связанные с особенностями развития личности ребенка.
1. Воровство как этап в развитии нормативной личности:
1) воровство в рамках игровой деятельности;
2) воровство как следствие недостаточно сформированной этической регуляции поведения и сферы удовольствий.
2. Воровство как расстройство основных механизмов индивидуального развития и социализации личности:
1) воровство как следствие давления на личность асоциальной группы сверстников;
2) воровство как механизм социализации ребенка в асоциальной среде;
3) воровство как вариант педагогической запущенности.
3. Воровство как вариант патологического развития личности:
1) в условиях хронического эмоционального отвержения родителей;
2) в условиях зависимости от игровых автоматов, психотропных средств и др.

III. Выступление школьного психолога по вопросу «Коррекция личности ребенка с синдромом раннего воровства».
Рассмотрим алгоритмы коррекции в семье личности ребенка с синдромом раннего воровства как этапа в развитии нормативной личности.
Воровство как этап в развитии нормативной личности проявляется с двух с половиной – шести-семи лет в двух вариантах.
Первый – воровство в рамках игровой деятельности.
Ребенок берет чужие вещи, смешивая в игре контексты «свои-чужие игрушки»: осознает кражу именно как игру, ее факт легко признает, но может и скрывать, сожалея о необходимости расставаться с полюбившейся игрушкой.
Социально-педагогическая коррекция. Купить такую же свою игрушку, но когда появятся для этого средства (профилактика эгоизма). Активизация игровой деятельности с формированием интереса не к обладанию игрушками, а к собственному личному росту в игре. Медико-психологические технологии не требуются.
Второй – воровство как следствие недостаточно сформированной этической регуляции поведения и сферы удовольствий. Ребенок берет чужие вещи в связи с отсутствием сформированных этических норм в отношении «чужого»: осознает кражу как норму поведения, доволен ею, апелляцию взрослых к «совести» не понимает; этические регуляторы недостаточны и в других сферах деятельности (дружба, учеба).
Социально-педагогическая коррекция. Семейный совет с участием ребенка: поделиться переживаниями друг с другом и с ребенком в связи с его кражей; обсудить размер ущерба для семьи, способы его компенсации; ребенок должен определить свое участие в этом. Включить ребенка в планирование семейного бюджета, в том числе его собственного (с ограничением в первые недели компенсации ущерба). Нельзя стимулировать успехи в учебе деньгами. Убрать в недоступные для ребенка места все деньги и ценные вещи (ювелирные изделия и др.), объяснив ребенку, что это – для исключения «соблазна».
Психологическая коррекция. На семейном совете и далее непрерывно обсуждать с ребенком положительные качества его личности, подводить позитивные итоги дня, недели, месяца и тем самым активизировать у ребенка переживание успехов в различных видах деятельности (в том числе в учебной), мотивируя их развитие и укрепляя социально приемлемые этические установки, развивая структуры личности «Я – взрослый» (самостоятельность, способность начинать деятельность по своей инициативе, планировать и завершать ее и самостоятельно оценивать результат). Лечения не требуется.
Специально отметим, что воровство с целью получения удовольствия является примитивной по психологической структуре деятельностью и предрасполагает к другим столь же примитивным способам получения удовольствий, в частности от опьянения. В связи с этим семьи подобных детей должны перейти на трезвый образ жизни.
Воровство как расстройство основных механизмов индивидуального развития и социализации личности (2-й тип) и воровство как вариант патологического развития личности (3-й тип) требуют медико-психологического лечения детей и психотерапевтической коррекции семьи, в которой воспитываются эти дети.

IV. Практикум для родителей.
Каждая микрогруппа родителей получает по две педагогические задачи с описанием житейских ситуаций. В процессе обсуждения родители отвечают на вопрос: каковы воспитательные ошибки взрослых, приведшие детей к обману и воровству?
После совместного обсуждения представители каждой микрогруппы знакомят родителей класса с содержанием педагогической ситуации и ее решением (дают ответ на поставленный вопрос).
Педагогическая задача 1.
« Мальчик трех лет играет чертежными инструментами и деталями от счетных машин, потому что у папы на работе их «навалом».
Педагогическая задача 2.
«С мужем мы расстались четыре года тому назад. Он постоянно пил, бил меня и воровал. Все это видели дети. Моему сыну восемь лет. В нем есть какая-то злоба против всех. А недавно он стал воровать деньги из карманов в школе и дома».
Педагогическая задача 3.
« В походе ученикам пятого класса не хватило еды. Под руководством вожатого они ночью накопали картошки на колхозном поле».
Педагогическая задача 4.
«Когда сыну было три года, он с нашего разрешения обменивался с товарищами во дворе игрушками. В пять лет, когда он начал гулять один, в доме стала появляться то одна, то другая чужая игрушка. Мы считали, что он по-прежнему меняется с товарищами. В шесть лет он обменял мое золотое кольцо на коньки. При этом соврал, что ему дал их на время мальчик со двора. Когда ему было семь лет, у нас из карманов стали пропадать деньги»
Педагогическая задача 5.
«Моему ребенку два с половиной года. В течение последних полутора лет он жил у бабушки, которая ему все позволяла (мы с мужем уезжали в длительную командировку). Когда взяли мальчика домой, то оказалось, что он без спросу берет конфеты. Получил за это по рукам. Но потом мы заметили, что он ловко крадет сладости»
Классный руководитель комментирует ответы родителей, обобщает сказанное ими и подводит итоги обсуждению педагогических ситуаций.
Классный руководитель. В этих примерах мы видим одну общую черту: путь к обману и воровству детям облегчили воспитательные просчеты, явные ошибки взрослых.
Поначалу безобидные желания детей, поощряемые взрослыми, разрослись, стали со временем главными, более сильными стимулами поведения.

V. Заключительный этап. Обсуждение и принятие решения родительского собрания в форме рекомендаций родителям.

ПАМЯТКА-СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ «КОРРЕКЦИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
С СИНДРОМОМ РАННЕГО ВОРОВСТВА»

Как у здоровых, так и у больных детей значительно легче предупредить, чем искоренить это зло, поэтому взрослым следует быть крайне внимательными, какими бы пустячными ни казались им первоначальные проявления нечестности. Неправильно думать, что маленькому можно все позволять, а подрастет – поумнеет и поймет сам, что не все дозволено. Как можно раньше надо начинать воспитание того, что А. С. Макаренко называл «тормозами», – умения ребенка управлять своими желаниями. Если какие-то потребности ребенка семья в данный момент не может удовлетворить, надо по крайней мере объяснить ему это и дать реальную положительную перспективу: это удержит от искушения добыть желаемое недозволенными средствами.
Большинство детей, совершающих кражи, – это еще не преступники. Они лишь «отражатели» того, что видят и слышат. Отсюда следует необходимость в первую очередь понять, что происходит вокруг ребенка, когда он совершает кражу. К сожалению, в конфликтах, которые неизбежно возникают в таких случаях, главный удар обычно приходится на «преступника». Винить его так легко! Но одни лишь обвинения и резкие слова немного дадут, разве что только озлобят...
Надо спокойно разобраться в причинах проступка, постараться понять, что толкнуло ребенка на кражу, почему не сработали «тормоза», да и в какой мере они вообще действуют. Если ситуация позволяет, не стоит делать проступок ребенка предметом публичного обсуждения, выставлять его напоказ. Право же, в большинстве случаев такие обличения вызывают лишь реакцию отчуждения, приводят порой даже к разрывам с семьей, бегству из дома. А ведь довольно часто случается, что детская кража оказывается впоследствии единственным постыдным поступком в жизни человека.
Итак, если случилась такая беда, постарайтесь спокойно и доверительно побеседовать с ребенком о совершенном им проступке. Но если вы уверены в правильности принимаемых вами воспитательных мер, а они абсолютно не действуют, следует обратиться к психиатру: врач поможет вам решить вопрос о том, здоров ли ребенок или он нуждается в специальном лечении.
Желаем успехов в трудном деле воспитания детей!









Литература
1. Нелидов, А. Л., Щелина, Т. Т. Психолого-медико-социальная коррекция личности ребенка с синдромом раннего воровства // Начальная школа. – 2000. – № 9.
2. Нельсон, Дж., Лотт, Л., Глен, Х.-С. 1001 совет родителям по воспитанию детей от А до Я. – М.: Крона, 1980.
3. Экман, П. Почему дети лгут? // Воспитание школьников. – 1994. – № 3, 4.








13PAGE \* MERGEFORMAT14115




15