Памятка для практических психологов Психологическое обследование слабослышащих детей


ПАМЯТКА
для практических психологов
«Психологическое обследование слабослышащих детей»
( Из опыта работы Донецкой СОШИ №20 психолога Гудковой Г.В.)

I.Восприятие (зрительное, слуховое, тактильное)
1.Методика « Рисование по точкам».
N- не представляет трудности.
ЗПР- ошибки при следовании образцу.
УО- не выполняют правильно.
2.Доски Сегена N- не представляет трудности.
ЗПР- выполняют с помощью ( помощь носит организующий и стимулирующий характер).
II.Память 1.Запоминание геометрических фигур (зрительная память)
N- не менее 5-6 фигур 2.Цифровые ряды (кратковременная, оперативная память)
N- 7+2 знака (невербальная форма), если ОП менее 4 знаков, что говорит об интеллектуальном недоразвитии
III.Мышление 1.Классификация геометрических фигур (обучаемость)
N- самостоятельно выделяют 2-3 признака. Перенос на аналогичное задание самостоятельно. помощь ориентировочная.
ЗПР- классифицируют по цвету и форме чаще всего задание утомляет. Помощь организующая.
УО- замедленность в выполнении. перенос работы на аналогичное задание. Помощь обучающая.
2.Обобщённость мышления «4-й лишний»
N- ошибки в выполнении связаны с ориентацией на несущественные признаки. Помощь незначительна.
ЗПР- задание выполняется при помощи взрослого.
УО – манипулирование картинками.
3.Разрезные картинки
N- не представляют трудности.
ЗПР - выполняют задание.
УО – правильно складывают картинки из 2-3 частей, разрезанных вертикально или горизонтально; необходима помощь, если картинка разрезана на 4 части.
4.Методика Кооса N- выполняют самостоятельно.
ЗПР- необходима организующая помощь.
УО – накладывают ошибки на образец.
Допускают ошибки. отсутствует самоконтроль.
IV.Речь 1.Беседа
N – умеет объяснить свои действия.
ЗПР –затрудняются словесно объяснить свои действия.
УО – не используют речь для объяснения своих действий.

V.Деятельность, внимание, работоспособность
1.Подсчёт кружочков в секторах круга (по Ф.Е.Рыбакову)
N - выполняют задание.
ЗПР- быстро наступает утомляемость, пересчитывают несколько раз.
УО- подсчёт затруднён. Отвлекаются.
1а. Подсчёт однородных предметов (аналогично предыдущему)
2. Шифровка (по Векслеру)
N- не менее 40 знаков за 90 сек.
Пропуск клеток или строк - слабость концентрации.
Ошибочные подстановки - слабость переключаемости внимания.
3. Объём внимания.
Количество воспроизведённых объектов - объём непосредственного внимания.
VI. Эмоционально-волевая сфера, поведение, особенности.
1.Использование данных из истории
развития, характеристики.
2.Картинки с изображением нелепиц.
N - ребёнок улыбается, анализирует.
ЗПР - эмоциональной реакции нет, просто рассматривает картинку, перечисляет изображенные объекты.
УО - рассматривание картинки.