Испытание совести и воли. Морская история Бориса Житкова. 
                   Испытание совести и воли. Морская история Бориса Житкова.
Цели: познавательная: чтение и комментирование художественного текста с привлечением  биографического материала,, сформировать регулятивные УУД, создать положительный эмоциональный настрой. 
Развивающая: развитие образного мышления  и языкового чутья.
Воспитывающая: развитие любви к русской литературе.
Нравственная: воспитание чувства ответственности. 
Оборудование: портрет писателя, выставка рисунков и книг Словарная работа: новелла, контраст, динамизм, экстремальность 
                                                                    
                      Пусть самый трудный миг твоей жизни будет отмечен каким- нибудь        добрым поступком, какой-нибудь победой над собой.
                                                                                                                                           Джон Рескин                      Некоторые неписаные законы твёрже писаных                                                                                                                                                        Сенека
                     Совесть – внутренний компас, чутко реагирующий на всякое                                                              отклонение от правильного курса жизни
                                                                                                                                             И.Шевелёв                                                              Ход урока
Учитель: Продолжаем путешествие по рассказам, в которых от поведения одного человека часто зависит жизни многих. Такие ситуации особенно часто случаются в нашей жизни. Мы сегодня проследим за поведением капитана , который , казалось бы, в безвыходной ситуации в море спас пассажиров.
Итак, познакомимся с героями. Чтение 1 – 3 глав учеником. 
-Что вы узнали из этих глав?
А теперь прочитаем диалог в 5 главе. Какое слово заставляет сразу насторожиться?
-Паника… Что связано с этим словом? Страх, напряжение, хаос
-В  какой главе автор сжато передаёт как бы весь сюжет? В 5 главе.
-Почему рассказ держится преимущественно на диалогах? Есть ли описания в тексте?
Вот на эти вопросы предстоит вам ответить. Вы уже, наверное, поняли, что это не совсем обычный рассказ.
А теперь прочитаем о состоянии капитана. Почему ему труднее? ( Потому что он испытывает страх ещё и за пассажиров).
- Покажите в тексте переживания капитана. ( гл.8.» Достал сигарету, отгрыз кончик, отплюнул на сажень. Ломал спички, пока закуривал» ).
Групповая работа. 1 группа выписывает в тетрадь ключевые слова, которые рисуют поведение Механика Салерно
2 группа –слова, которые показывают настроение  капитана
3 группа- слова, рисующие состоянием пассажиров
Вопросы каждой группе задают сами ученики по наводящим вопросам учителя.
- Какие слова нужно было найти капитану, чтобы пассажиры поверили, что всё закончится хорошо7Читаем речь капитана ( гл. 13)
Учитель  Подробнее остановимся на образе Салерно. 
Меняется ль поведение Салерно с тем, что он ощущает свою вину. Зачитайте глаголы.
( Меняется, нервничает «Он не зашёл, а влетел…»)
-Какую роль играют глаголы  ( они передают страдания героя)
 Что происходит с лицом? ( оно отражает мучения)
Учитель :  Б.С.Житков передаёт чувства главного героя через поступки, через портрет( прочитайте)
-Как пытается искупить свою вину старый механик?(гл.15)
(работал до самозабвения, »Без памяти»)
- Почему по воле автора так беспощаден капитан?
Напряжение доходит до предела, люди устали, они боятся смерти, и капитан делает всё возможное и невозможное, чтобы спасти людей. .- Как автор относится к Салерно? 
- Как вы встретили развязку рассказа? Изменилась ли интонация повествования? ( Нет напряжения, страха, есть только усталость.)
Какова авторская позиция? ( он гордится своими героями: Гропани, капитаном, механиком Салерно)А кто вызывает антипатию? (испанец, он вызывает неприязнь)
- Объясни финал произведения ( он вызывает смешанные чувства; радуемся, что люди спаслись, но жалко механика Салерно
Работа над жанром новелла
У Житкова в рассказе есть свои приметы, которые не встретишь в рассказе. Какие? 
-Диалоги, отсутствие описаний, краткость и прерывистость фразы. Находим в тексте
- Все эти «приметы» говорят о том, что это не совсем рассказ, а новелла. Читаем по словарю Толкование жанра по словарю.
-Но это, ребята, только внешние «приметы», а есть ещё невидимые. Обратимся к словам, записанным на доске:
Драматизм – безысходность, страдание, горе, беда
Контраст- резкое противопоставление
Экстремальность – чрезвычайная, исключительная ситуация, из ряда вон выходящая.
Беседа по значению данных слов, запись в тетради 
- А теперь обратимся к эпиграфам.  Характер каких героев помогают они понять? 
Вывод. Когда люди находятся в безвыходной ситуации, им в несколько раз труднее решить, как поступить: спастись самому или спасти других. И такое трудное испытание выдержали герои Бориса Житкова, потому что он сам был смелым человеком и даже, можно сказать, рискованным. Новелла эта была написана им под впечатлением почти такого же исключительного случая, который произошёл в Чёрном море, но пожар на судне им удалось потушить. А сам Борис Семёнович очень любил изречение Джона Рескина, английского писателя: «Пусть самый трудный миг твоей жизни будет отмечен  каким-нибудь добрым поступком, какой-нибудь победой над собой»
Дома : написать сочинение » Как бы ты повёл себя в сложной ситуации, если бы от твоих действий зависела жизнь людей»