Статья по теме Научно-исследовательское общество учащихся

НОУ УЧАЩИХСЯ МБОУ «Гимназия № 2» ГОРОДА БРЯНСКА «Экос»

Научное общество учащихся «Экос» организует школьную и внешкольную работу старшеклассников 9-11 классов. Основная цель организации общества – развитие творческих способностей школьников старшего звена при изучении естественнонаучных дисциплин. Задачами является:
Пропаганда идей и достижений мировой отечественной и мировой науки в области естественнонаучных дисциплин;
Развитие творческого отношения к труду, творческих способностей участников НОУ; умений публичных выступлений, написания работ исследовательско-учебных, научно-исследовательско-учебных работ;
Развитие активной жизненной позиции школьников, формирование элементов экологической культуры;
Привлечение школьников, имеющих повышенный интерес к предметам естественно-научного цикла, к научной работе, знакомство их с методами и приемами простейших научных изысканий.

Вся деятельность НОУ регламентируется «положением о научном обществе учащихся», которое было разработано руководителем совместно с учащимися. Возглавляют общество председатели секций и учитель. Раз в год проводится собрание секций, определяются задачи общества, утверждаются планы работ.
План работы НОУ предусматривает групповые и индивидуальные занятия учащихся. Групповые занятия проводятся в школе. На этих занятиях рассматриваются вопросы, знание которых необходимо для всех ребят. Для индивидуальной самостоятельной работы определяется круг тем, вопросов, разрабатываемых самими школьниками. Индивидуальные занятия проводятся как в школе под руководством учителя, так и дома, и в лабораториях БГУ имени академика И.Г. Петровского под руководством ученых ЕГФ. Каждый школьник по итогам индивидуальной (или групповой) работы в конце года защищает реферат (с элементами самостоятельных изысканий) или творческую работу.
Старшие участники НОУ выступают и на уроках с докладами, организуют проведение несложных экспериментов и опытов по теме урока. Под особый контроль взята работа с младшими школьниками. Для них организуются беседы и игры в основном на экологическую тематику.

План работы НОУ «Экос»
1. Секция «Экология человека»
Человек и биосоциальные факторы – сентябрь
Практическая работа «экологическое состояние школы» - октябрь
Исследование показателей соматического здоровья учащихся 1-3 классов – ноябрь
Исследование показателей соматического здоровья учащихся 5,7,9 классов – декабрь
Исследование функций мозга (право- и левополушарности у человека). Подготовка экологического проекта «Изучение явления асимметрии головного мозга» – январь
Проблема утомляемости школьников – февраль
Исследование индивидуальных циркадных и цирканных ритмов учащихся, определение биоритмологической нормы – март, апрель
Исследование проблемы вредных привычек у школьников и моделирование путей их профилактики – май

2. Секция «Общая экология»
Экологические проблемы России. Изучение докладов Брянского комитета по гидрометеорологии и мониторингу, отчетов правительства России о экологической обстановке на территории государства.– сентябрь
Изучение толерантности организмов к воздействию стрессовых факторов в модельных культурах – октябрь
Экологические сукцессии и флюктуации – изучение состояния лесопарка Соловьи – ноябрь
Работа по озеленению школы в рамках программы «Фитодизайн» – декабрь-апрель
Мониторинговые исследования в экологии, выполнение работ по брио- и лихеноиндикации – февраль -апрель
Работа по темам «Комплексное исследование экосистем» – март- май
Подготовка исследований по микоиндикации «Изучение комплекса сапротрофных и ксилотрофных грибов» – февраль-май

3. Секция «Общая биология»
Современные взгляды на теорию эволюции, изучение основных положений СТЭ – сентябрь- октябрь
Правила работы с определителями; многообразие живого на планете – ноябрь
Основные положения медицинской генетики. Составление и анализ генеалогического древа своей семьи – декабрь
Типология мутаций. Работы по искусственному мутагенезу – февраль-март
Происхождение человека. Современные теории антропосоциогенеза – март
Достижения современных селекционеров России и Брянщины. Изучение опыта и возможности внедрения результатов деятельности – апрель-май

4. Секция «Биохимии»
Искусственная пища, возможности ее создания, вероятные методы анализа – сентябрь
Процесс фотосинтеза растений – изучение современных мировых опытов повышения процесса фотосинтеза – октябрь
Многообразие ксенобиотиков в средах обитания. Основные подходы к анализу водной, наземно-воздушной, почвенной сред обитания – ноябрь-январь
Экскурсия в биохимическую лабораторию Брянского диагностического центра – февраль
Пути утилизации мусора, современные подходы к решению проблемы – март
Вирусы и бактерии, определение микроорганизмов и их биохимических характеристик в модельных культурах – апрель-май

Массовые (общие) мероприятия
Декада биологии – декабрь
Участие в массовых экологических датах – октябрь, декабрь, март, апрель
Подготовка и проведение олимпиад – октябрь-декабрь
Экологический лекторий для младших школьников – ноябрь, март
Участие в российских конкурсах научно-исследовательских работ – апрель
Подготовка и участие в летнем экологическом лагере и экспедициях учебно-исследовательского направления – апрель-июль
Участие в создании школьного эколого-биологического центра

Положение о научном обществе учащихся «Экос»

Общие положения
научное общество учащихся (НОУ) – добровольное объединение школьников, которые стремятся совершенствовать свои знания по определенным отраслям биологии, химии, экологии, расширить свой научный кругозор, приобрести умения и навыки творческой научно-исследовательской и опытнической работы во внеурочное (и урочное) время под руководством учителей и других специалистов.
НОУ создается в школе № 8 под руководством научных сотрудников БГУ имени академика И.Г. Петровского.
Содержание работы НОУ
Главным в содержании работы научного общества является развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся в процессе углубленного изучения биологии, химии, экологии.
3. Структура НОУ
Основной структурой НОУ являются первичные объединения учащихся (секции). Высшим органом НОУ является общее собрание всех членов обще6ства. Координирует работу НОУ руководители-педагоги, зав. учебной частью, научные сотрудники БГУ. Специалисты и ученые участвуют в деятельности общества на общественных началах.
4. Права и обязанности
Членами общества могут быть школьники изъявившие желание работать в НОУ и рекомендованные учителями, классными руководителями, руководителями предметных кружков.
Члены НОУ обязаны
активно участвовать в работе;
участвовать в учебных собраниях, экспедициях, конференциях, слетах;
творчески выполнять порученные задания, а также все требования Положения, вносить предложения по совершенствованию работы общества;
участвовать в пропаганде естественнонаучных знаний;
отчитываться за свою работу на занятиях секций, собраниях.
Члены НОУ имеют право
работать в 1-2 секциях;
получать характеристику о совей творческой работе от правления и научного руководителя;
быть представленными к поощрениям.

Учащимися и их руководителями НОУ «Экос» был предложен проект создания школьного экологического центра.
ПРОЕКТ ШКОЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЦЕНТРА

Последние 20 лет решением ЮНЕСКО объявлены годами экологического образования. Интенсивное развитие экологического образования становится актуальной задачей всех стран и рассматривается как одно из средств преодоления глобального экологического кризиса. В статье 73 и 74 Закона России об охране окружающей природной среды (1992 год) говорится: «В целях повышения экологической культуры общества устанавливается система всеобщего, комплексного и непрерывного экологического воспитания и обучения». Отмечается необходимость «овладения минимумом экологических знаний, необходимых для формирования экологической культуры граждан во всех дошкольных, средних и высших учебных заведениях, обязательное преподавание основ экологических знаний».
Школьный экологический центр создается в контексте непрерывного экологического образования, имеет особую значимость и чрезвычайно актуален в связи:

Достаточно своеобразной экологической ситуацией в регионе, требующей развития системы экологического просвещения, направленной на формирование экологической культуры. Экологическая культура немыслима без экологического обучения и воспитания. Экологическая культура включает экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение, культуру чувств; она является частью общей культуры человека и обнаруживается во всей его духовной жизни и поступках. Реализация экологического образования в Брянске проходит в настоящее время эпизодически, бессистемно. Развитие же экологической культуры возможно только при систематическом и постоянном овладении основами экологии. Нет региональной концепции экологического образования с направлением на формирование экологической культуры населения. Значит требуется поэтапное включение школьников в систему мировой экологической культуры. Первые шаги в этом направлении и призван совершить экологический центр школы.
Все виды деятельности по изучению и охране природной среды предполагают наличие глубоких знаний у школьников. Экологический центр должен способствовать профессиональной ориентации учащихся, организовывать экологический всеобуч населения.
Необходимостью привлечения школьников к участию в исследовательских, научно-исследовательских и образовательных экологических проектах, подготовки одаренных детей к участию в олимпиадах, конкурсах.
В связи с созданием и проектированием образовательных услуг по экологическому образованию школьников.
Перспективы развития города Брянска невозможны без создания экологически благоприятной среды, что в свою очередь требует формирование экологической культуры населения.
В связи с присвоением экологическому центру роли методического центра для учащихся, их родителей, педагогов по региональным и глобальным проблемам экологии. В настоящее время в Брянске и области не определено место курса «Экология» и его роль в учебном процессе, его взаимодействие с системой других дисциплин. Однако в период с 1990 года в городе необходимость курса «Экология» была осознана педагогами школ и дополнительного образования, появился предмет «Основы экологии» в пятнадцати школах. Уже к 1999 году курс «экология» был свернут и упразднен в учебных заведениях в силу недостаточного методического обеспечения и оснащения предмета, отсутствия региональной информационной поддержки. Поэтому экологический центр школы выступит координирующим и направляющим методическим центром в области экологии.














Цель и задачи проекта «Экологический центр школы»

Цель проекта «Экологический центр школы» - создание гибкой, открытой развивающейся системы, которая может обеспечить (создать) условия для развития школьников, родителей, способных понимать экологические проблемы, обладать знаниями, необходимыми для решения проблем.

Задачи деятельности в области реализации проекта следующие:
Создание условий для развития личностных качеств школьников, обеспечение возможностей к приобретению знаний, навыков, направленных на улучшение состояния окружающей среды.
Развитие у школьников, родителей, педагогов экологического сознания, пробуждение стремления и поощрение активных действий в целях устойчивого развития окружающей среды.
Воспитание у подрастающего поколения новых ценностных ориентаций, стимулирующих уважительное отношение и заботу о собственном месте проживания, навыков вероятностного мышления.
Воспитание экологически ответственного поведения.
Создание условий для профессиональной ориентации школьников, самореализации личности учащихся и педагогов.
Совершенствование форм и методов экологического обучения и воспитания, организация экологического мониторинга окружающей среды.
Пропаганда знаний о состоянии природной среды среди различных категорий населения, различных возрастных групп населения.
Информирование общественности по широкому кругу экологических вопросов.
Осуществление обмена идеями и опытом и координация сотрудничества с учреждениями и организациями, занимающимися проблемами окружающей среды.
Решение конкретных практических задач природоохранного и природовосстановительного характера.
Создание единого эколого-информационного поля для исполнительной и законодательной власти, общественности, школьников.
Подготовка учащихся к участию в олимпиадах, конкурсах эколого-биологического характера.

Этапы реализации проекта «Экологический центр школы»

Организационный этап
Цель: выявить условия, необходимые для функционирования открытой развивающейся системы.
Задачи:
Решение организационных вопросов, связанных с подбором помещения, созданием условий для эффективного функционирования центра.
Создание базы учебной, методической, научно-методической литературы, необходимой для выполнения учебно-научных исследований.
Разработка программы функционирования экологического центра школы.
Разработка методического пакета центра.
Организация связи с другими учреждениями, осуществляющими аналогичную деятельность.

Этап внедрения и моделирования деятельности экологического центра школы.
Цель: выявление положительных результатов, анализ проблем в работе экологического центра школы.
Задачи:
Апробация моделей экологического образования.
Создание организационно-педагогических условий для получения экологического образования различными категориями населения.

Этап анализа и обобщения опыта деятельности экологического центра школы

Прогнозируемые результаты

В ходе успешной деятельности школьного экологического центра для учащихся школы и района предполагается достижение следующих результатов:
Формирование эмоционально-ценностной сферы.
Развитие личностных качеств, таких как самоконтроль, самооценка, умения предвидеть результаты своей деятельности.
Профессиональная ориентация школьников в зависимости от склонностей и предпочтений.
Осуществление качественной подготовки к участию в олимпиадах, конкурсах эколого-биологического профиля.
Повышение компетентности учащихся в общении с природой.
Формирование знаний по биологии и экологии.

Для школы предполагается достижение следующих результатов:
Реализация принципов дифференциации и индивидуализации обучения, учет интересов и способностей школьников при осуществлении учебно-воспитательного процесса.
Учет в учебно-воспитательном процессе школы местных и региональных особенностей.
Ориентация на глобальное образование и реализация подходов личностно-ориентированного обучения.
Повышение экологической и методической грамотности педагогов и родителей учащихся.
Реализация компонентов комплексно-целевой программы школы в разделах «Здоровье» и «Профориентация».
Разработка механизма взаимодействия компонентов экологического образования в начальной, основной, средней школе.
Создание эффективного механизма экологического просвещения.

Функционирование экологического центра школы для Брянска и Брянской области предполагает достижение следующих результатов:
Оказание помощи образовательным учреждениям города и области в организации экологического просвещения.
Расширение круга участников природоохранной деятельности.
Поэтапное решение вопроса непрерывного экологического образования.
Разработка региональной концепции непрерывного экологического образования, являющейся компонентом общего образования человека.
Внедрение экологического образования как компонента образовательного процесса в качестве важнейшего условия сохранения существования человечества.
Социальный образовательный эффект от функционирования школьного экологического центра предполагается следующий:

Создание организационно-педагогических условий для получения экологического образования школьниками района, города, родителями учащихся, педагогами в зависимости от запросов, интересов, потребностей.
Формирование нравственного и экологического императивов, экологического сознания, экологического мышления, экологической культуры.
Усиление мотивации различных слоев общества к осмыслению экологических проблем различного характера, ознакомление с экологической ситуацией в городе и области.
Развитие уровня экологической образованности населения района, города.
Формирование мотивационной сферы будущих специалистов, определяющих общественно значимую деятельность.

Организация деятельности школьного экологического центра

1. Ведущие направления в деятельности школьного экологического центра
Основными направлениями практической экологической деятельности ЭЦ являются следующие:
Деятельность по осуществлению экологического мониторинга - системы сбора, анализа, обобщения, оценки (с элементами прогнозирования) и распространения информации о состоянии среды и ее изменении. Объекты мониторинга - экологические и санитарно-гигиенические условия школы, мест проживания и отдыха учащихся, наиболее важных прилегающих территориально-природных комплексов естественного или антропогенного происхождения. Экологический мониторинг подразделяется на следующие блоки:
мониторинг ненарушенных (естественных) систем - состава, свойств и функционирования природных экосистем;
мониторинг антропогенных сред - состава, структуры и свойств компонентов природных сред при ее загрязненности выше предельно-допустимых норм;
санитарно-гигиенический мониторинг - мониторинг факторов, обеспечивающих здоровой психофизиологической среды и высокой умственной продуктивности образовательного процесса, здорового образа жизни.
Природоохранная деятельность экологического центра направлена на восстановление, защиту, сохранение природных экосистем и их компонентов. Формы организации деятельности: уход за школьными растениями и животными, оформление территории школы, участие в отечественных и зарубежных экологических акциях, комплексные экологические экспедиции, проекты по исследованию и охране дикой природы. Приоритетное направление в области природоохранной деятельности - участие школьников в сохранении природных комплексов в районе, городе.
Художественно-эстетическая деятельность экологического центра связана с изобразительным, музыкальным и другим творчеством (техническим).Это направление актуально в развитии гуманитарного компонента экологического образования.
Просветительская и пропагандистская деятельность экологического центра является основой для практического применения знаний, полученных школьниками в ходе теоретического обучения, развития общекоммуникативных качеств личности.
Эргономическая деятельность экологического центра посвящено изучению совместимости человека с орудиями труда, изучению факторов экологической опасности на рабочем месте, способов их минимизации. Данное направление призвано развить экологическую культуру выпускников, адаптировать их к рабочей среде, создать предпосылки и условия для высокопроизводительного эффективного труда, полноценного восстановления и отдыха.


2. Учебно-материальная база экологического центра
Учебно-материальная база экологического центра включает методико-дидактическое и материально-техническое обеспечение, которое используется в работе ЭЦ при реализации стоящих перед ним задач. Материально-дидактическое обеспечение ЭЦ включает: демонстрационный материал, дидактические материалы для учебных экспериментов и теоретических занятий; учебно-методическую литературу; информационные материалы. К материально-техническому обеспечению отнесены: учебно-лабораторная мебель, учебно-лабораторное оборудование, приборное обеспечение, принадлежности для опытов и приспособления для работы, оборудование для уголка живой природы.
Определены следующие особенности учебно-материальной базы ЭЦ:
Насыщенность печатными наглядными пособиями, стендами, моделями, коллекциями.
Наличие собственной библиотеки и картотеки литературы по всем разделам теоретической и прикладной экологии.
Особая модульно-вариативная организация пространства помещения, которая обеспечивала бы максимальные условия для творческой мотивированной работы (индивидуальной и групповой).
Укомплектованность современными приборами контроля состояния среды, портативными полевыми комплектами, наборами, комплектами аудиовизуальной техники и проективной аппаратуры.
Включение ЭЦ в единую информативную сеть экологических учреждений (образовательных, муниципальных, научных) с целью оперативной координации деятельности и обмена экологической информацией.

15