Статья «Проектирование в современном образовании»
ПРОЕКТИРОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ.
Проектная деятельность не является принципиально новым методом в обучении, но большую популярность этот метод получил сейчас, т. к. современное образование ориентировано на личностно-ориентированный подход, на развитие компетентностей. Таким образом, необходимо рассматривать проектную деятельность учащихся как образовательную траекторию, направленную на вовлечение учащихся в активные формы получения знаний.
Проектная деятельность является одной из продуктивных и оптимальных технологий для создания креативной образовательной среды начальной школы. В настоящее время метод проектирования успешно реализуется при изучении различных дисциплин во внеклассной и кружковой работе. Метод проектов рассматривается как способ организации педагогического процесса, обладающий рядом отличительных особенностей:
- предполагает взаимодействие педагога, воспитанников и родителей между собой и окружающей средой в процессе планирования и поэтапного выполнения постепенно усложняющихся практических заданий по достижению поставленной цели и получения продукта совместной деятельности;
- обеспечивает единство и пеемственность различных сторон образовательног процесса, межпредметную интеграцию знаний, умений и навыков;
- предусматривает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности, приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности;
- служит средством развития творческой активности, мышления, способностик анализу ситуаций, постановке задач и умений нестандартно решать проблему, воспитания таких качеств личности, как целенаправленность, изобретательность, настойчивость;
- включает формирование у детей навыков по организации и использовании рабочего пространства и времени, умений оценивать свои возможности, ососнавать свои интересы и делать осознанный выбор;
- ориентирован на развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий.
ПРОЕКТ – слово иноязычное, происходит от латинского proiectus. Уже его прямой перевод объясняет многое – «брошенный вперёд». В современном русском языке слово «проект» имеет несколько весьма близких по смыслу значений. Так, называют, во-первых, совокупность документов (расчётов, чертежей и др.), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия; во-вторых, это может быть предварительный текст какого-либо документа и, наконец, третье значение – какой- либо замысел, план. В свою очередь проектирование, в наиболее упрощённом виде, можно рассматривать как процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния).
Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата – создание проекта. Непременным условием проектной деятельности является наличие выработанных представлений о её конечном продукте и, как следствие этого, об этапах проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Этапы творческого процесса, выделенные П.Н.Андрияновым, имеют отчётливо выраженные промежуточные результаты:
- обоснование, осознание и принятие идеи(результат: принятая идея – задача), технологическая обработка идеи ( результат: её доведение до возможности практической реализации);
-практическая работа над идеей (результат: практическая реализация);
-апробирование объекта в работе, доработка и самооценка творческого решения идеи (результат: анализ решения творческой задачи и обработка объекта творчества).
Как креативная педагогическая технология метод проектов сочетает ряд взаимосвязанных функциональных категорий:
Интегративная, подразумевающая совместную деятельность учащихся, учителей, родителей, которая может включать различные направления: учебно-познавательное, игровое, трудовое, творческое, природоохранное, валеологическое, прикладное, пр.
Программно-целевая, суть которой состоит в том, что реализация проекта обусловлена общественно и личностно значимой целью и предусматривает поэтапную программу действий по её достижению, т.е. структурирование содержательной части проекта с распределением обязанностей среди детей;
Деятельностная: организация проектной деятельности укладывается в структуру «мотив-проблема - цель – задачи – методы и способы –план – действия – результат – рефлексия» и ориентирована на актуализацию субъективной позиции ребёнка в педагогическом процессе;
Интеллектуальная; при реализации проекта происходит формирование и развитие поисковой деятельности и интеллектуальной инициативы учащихся;
Креативная: главная идея проектной деятельности – развитие свободной творческой личности школьника, его самореализации через проживание «ситуации успеха»;
Стимулирующая: способствует повышению личной уверенности у каждого участника проекта, давая ему возможность почувствовать себя значим, нужным, успешным, способным преодолевать проблемные ситуации;
Коммуникативная: сотрудничество с товарищами расширяет круг межличностных взаимоотношений, обогащает коммуникативную сферу личности ребёнка, совместная творческая работа с родителями улучшает взаимопонимание в семье, происходит осознание значимости коллективной работы, роли сотрудничества и сотворчества в позитивном созидании себя и окружающей среды;
Ценностно-ориентированнная: через самореализацию и самоактуализацию ученик продвигается от «Я- концепции» к «Мы – концепции», осознает ценность взаимоотношений и взаимодействий с другими людьми и возможность их сохранения и приумножения путём самосовершенствования; через сознательное усвоение социальных норм у школьника вырабатываются собственные ценностные ориентации, свой стиль жизни, в том числе основанный на здоровом образе жизни.
К ведущим принципам организации проектной деятельночти учащихся можно отнести следующее:
-Последовательность в планировании и осуществлении проекта;
- регулярность (проект носит кольцевой характер: при подведении итогов работы учащиеся возвращаются к цели, которая была поставлена вначале, и убеждаются, насколько пополнились их знания и обогатился опыт, что влияет на положительную мотивацию в учении);
- Динамичность (проект должен иметь разумные временные рамки);
- учёт возрастных и индивидуальных особенностей, интересов, возможностей и способностей учащихся;
-гуманность: добровольность участия, тактичное рассмотрение всех предложенных детьми вариантов решения проблемы; равенство всех членов команды, каждый из которых имеет право на ошибку, своё мнение и т. д.
- инициативность: значимость для детей предполагаемых результатов проекта, поддержка инициативы, ориентация на творческую деятельность несёт мощный положительный заряд, создаёт благоприятный микроклимат, атмосферу заинтересованности и неравнодушия к общему делу;
-творческое партнёрство: создание атмосферы сотрудничества, вовлечение родителей и других взрослых в проектную работу;
-самодеятельность (самодеятельность и индивидуальность): реализация проекта осуществляется посредством включения детей в различные виды творческой и практически-значимой деятельности, в тесном контакте с объектами социальной среды; учащиеся сами намечают программу действий и активно выполняют её, ответственность за конечный результат несут все члены группы;
- развитие: повышение готовности учащихся к проектной деятельности, достижение определённой «зрелости», развитие творческих навыков, самооценки и пр.;
-результативность: деятельность школьников направлена на результат, который получается при решении практической или теоретической, но обязательно личностно значимой и социально значимой задачи;
-завершённость и презентативность: проект должен быть доведён до логического завершения и представлен (защищён), с тем, чтобы у каждого ребёнка осталось чувство гордости за полученный результат.
Таким образом, в педагогическом и креативном контексте проект – это реализация цели, принятой и осознанной учащимися, актуальной и интересной для них. Он основывается на детской самостоятельности, поэтапном движении к цели, на конкретном творческом деле, Проект включает в себя совокупность исследовательских, проблемно-поисковых и креативных методов, инструментально направленных на самостоятельное достижение детьми задуманного результата, получение продукта и его презентацию. Это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды, её созидания и креативного пребывания в ней, с сохранением при этом своего «Я», своего позитивного отношения к жизни.