Учебно-исследовательское проектирование в урочной и внеурочной деятельности при преподавании географии в системе ФГОС


Учебно-исследовательское проектирование в урочной и внеурочной деятельности при преподавании географии в системе ФГОС
Цель ФГОС – формирование предметных и универсальных способов действий, а так же опорных систем знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования, воспитание основ умения учиться, способностей к самоорганизации с целью постановки и решения учебных задач. Раскрытие личности ребенка, его талантов, способности к самообучению и коллективной работе, формирование ответственности за свои поступки, создание комфортной и дружелюбной среды обучения, в том числе и во внеурочное время выходит на первый план педагогических задач.
Полноценная педагогическая деятельность выступает главным условием развития у школьников развития инициативы, активной жизненной позиции и умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в современном мире в стремительном потоке информации. Данные качества личности, можно назвать ключевыми компетенциями и формируются они в условии систематического включения особого вида учебных заданий – проектных работ.
Новая учебная деятельность подразумевает отработку теоритических знаний на практике с помощью индивидуальных проектов, где каждый ученик сможет себя проявить. Метод проектов выполняет реализацию требований образовательной программы в урочной и внеурочной деятельности.
Учебная проектная деятельность – это способ достижения дидактической цели через детальную проработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Технология проектного обучения представляет собой такую модель обучения, которая вовлекает ученика в процессе решения сложных проблем, ставя ученика в активную позицию, где ученик задумывается, анализирует и обобщает, сопоставляет и противопоставляет, исследует, принимает самостоятельные решения, изучает, документирует и представляет результат своей деятельности.
Выделим основные педагогические достоинства метода проектирования:
Проектная деятельность является одной из форм организации учебного процесса;
Проектный метод повышает качество образования;
Формирует демократичный стиль общения, педагогику – сотрудничества;
Проектный метод направлен на реализацию системного деятельного подхода в обучении;
Проектная деятельность дает большие возможности для развития творческой активной личности;
В начале проектной деятельности учащиеся самостоятельно ставят цели исследования;
В процессе проблемного исследования ученик сам достигает поставленных целей;
Учитель выступает в роли координатора и корректирует деятельность учащихся;
В исследовательской деятельности ученик обобщает результаты своей работы;
В процессе реализации проектного метода у учащихся формируются важнейшие компетенции, являющиеся главным государственным заказом нашей страны.
Для достижения эффективности в проектной деятельности при обучении в системе ФГОС рационально использовать следующие требования:
Наличие социально значимой задачи исследования – исследовательской, информационной, практической;
Выполнение проекта должно начинаться с планирования действий по разрешению проблемы и видимости результата проектирования;
Каждый проект обязательно требует исследовательской работы, поэтому тема проекта должна быть интересна учащимся;
Необходимость оборудования места проекта всеми источниками географической информации (картами, таблицами, схемами, интернет – ресурсами, печатными источниками, статистическими данными);
Результат проекта должен быть оформлен и озвучен.
ФГОС ООО представляет большие перспективы для организации проектной деятельности учащихся во всех дисциплинах и в географии.
В процессе работы над учебным проектом по географии знания учащихся по предмету углубляются, открываются возможности творческого подхода к решению проблемы, раскрывается активность всех учащихся класса. В процессе исследования учащиеся учатся ориентироваться в потоке информации, учатся анализировать, сравнивать, обобщать факты, кроме того оформлять и защищать результаты своих исследований, учатся работать в группе. Проектная деятельность может использоваться и во внеурочной деятельности, что даст возможность в написании научно – исследовательских работ, которые могут использоваться в научно – практических конференциях как районного, краевого, так и российского масштаба. В моей педагогической практике, мои ученики выступали на научно – практических конференциях районного уровня и показывали высокие результаты, занимая места. В 2015 году моя ученица 9 Б класса заняла второе место на районной научно – практической конференции с темой: «Изучение видового разнообразия растительного и животного мира реки Пшиш», вторая ученица 11 класса Донцова Виктория заняла третье место с темой «Акклиматизация Облепихи Чуйской в окрестностях города Хадыженска Апшеронского района». Кроме того учащиеся участвующие в проектной деятельности, более осознанно подойдут к выбору своей будущей профессии и большая роль принадлежит педагогической активности и деятельности педагога.
Спасибо за внимание, новых побед и высоких результатов.