Статья Нестандартные уроки как средство формирования УУД в процессе обучения математике
Орехова О. Ю.,
МАОУ Лицей №88, г. Екатеринбург
Нестандартные уроки как средство формирования УУД в процессе обучения математике
Аннотация.
Урок-это основная организационная форма обучения в школе. Он является не только важной организационной, но и, прежде всего педагогической единицей процесса обучения и воспитания. На уроке принципы, методы и средства обучения получают реальную конкретизацию и находят свое правильное решение и воплощаются в жизнь. Каждый урок вносит свой специфический, свойственный лишь ему, вклад в решение задач. Урок выполняет конкретную функцию, в которой находит выражение определенная часть более крупных блоков учебного материала.
Преподавание - это организованный процесс познания. Помимо тематического планирования, в результате которого определяется система уроков по теме, цель каждого урока, огромное значение имеет правильный отбор тех организационных форм работы с учащимися, которые более всего отвечают задачам каждой конкретной темы, особенностям предмета, общим целям обучения.
Учебные предметы включают в себя богатые возможности для духовного, нравственного, эмоционального и интеллектуального развития ребенка, развитие познавательной и творческой активности, формирования умений и навыков владения материалом. Говоря об организации процесса обучения, нельзя забывать также о нестандартных формах организации учебно-познавательной деятельности детей на самом уроке.
Как заинтересовать ребят изучением предметов, сделать урок любимыми, увлекательными? Ответы на эти вопросы ищут многие педагоги, учителя.
Ключевые слова: нестандартные уроки, методика, формирование, развитие, приемы, рекомендации
Текст статьи
Современная жизнь ставит человека в чрезвычайно изменчивые условия, требует от него решения всѐ новых и новых задач. Эффективное решение этих задач невозможно без определённого опыта деятельности по поиску подходов к проблеме, проигрыванию ситуации в уме, прогнозированию последствий тех или иных действий, проведению анализа результатов, поиску новых подходов.
Конечно же, этот опыт нужно приобретать ещё в школе. Но традиционные уроки не способствуют этому. На них ученик – пассивный слушатель, поглотитель информации. Он если и решает задачи, то задачи типично школьные, задачи – упражнения, которые имеют очень мало общего с теми, что ожидают его во взрослой жизни.
Молодой человек в современном обществе только тогда сможет быть конкурентоспособным, когда он будет обладать не только знаниями, умениями и навыками, но и компетентностями: ключевыми, межпредметными и предметными. В связи с этим возникла необходимость изменения приоритетов в образовании, изменения содержания, форм и методов работы.
На обострение проблемы массовая практика отреагировала так называемыми нестандартными уроками, имеющими главной целью возбуждение и удержание интереса к учебному труду, которые содействуют формированию и развитию универсальных учебных действий у учащихся. Они явились реакцией учительства на новые цели общеобразовательной школы, связанные с развитием личности учащихся.
По определению И. П. Подвласова, нестандартный урок — это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру. Мнения педагогов на нестандартные уроки расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации школы, а другие, наоборот, считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением педагогов под напором обленившихся учеников, не желающих и не умеющих серьезно трудиться.
Несмотря на эти споры, в последние годы в учительской практике нетрадиционные формы уроков приобрели особую популярность.
Цель их предельно проста: оживить скучное, увлечь творчеством, заинтересовать обыденным, так как интерес – это катализатор всей учебной деятельности.
Нестандартные уроки – это всегда праздники, когда активны все
учащиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя в атмосфере успешности и класс становится творческим коллективом. Эти уроки включают в себя все разнообразие форм и методов, особенно таких, как проблемное обучение, поисковая деятельность, межпредметные и внутрипредметные связи, опорные сигналы, конспекты и др. Снимается напряжение, оживляется мышление, возбуждается и повышается интерес к предмету в целом.
Учителями разработано много методических приемов, новшеств,
новаторских подходов к проведению различных форм занятий.
По форме проведения можно выделить следующие группы нестандартных уроков:
уроки в форме соревнования и игр: конкурс, турнир, эстафета
(лингвистический бой), дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п.
уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в
общественной практике: исследование изобретательство, анализ первоисточников, комментарии, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия
уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала:
урок мудрости, откровение, урок-блок, урок- ««дублер» начинает действовать»
уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция,
аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, «живая газета», устный журнал
уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-подарок
уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций:
суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый Совет
перенесенные в рамках урока традиционные формы внеклассной работы:
КВН, «следствие ведут знатоки», утренник, спектакль, концерт, инсценировка художественного произведения, диспут, «посиделки», «клуб знатоков»
интегрированные уроки
трансформация традиционных способов организации урока: лекция-
парадокс, парный опрос, экспресс-опрос, урок-зачет (защита оценки), урок-консультация, защита читательского формуляра, телеурок без телевидения.
К целью предостережения учителей от появления обратного эффекта при использовании в своей практике нетрадиционных форм уроков, позволю дать несколько рекомендаций:
1. Нестандартные уроки следует использовать как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся.
2. Слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как это может привести к потере устойчивого интереса к учебному предмету и процессу учения;
3. Нетрадиционному уроку должна предшествовать тщательная подготовка и в первую очередь разработка системы конкретных целей обучения и воспитания;
4. При выборе форм нетрадиционных уроков преподавателю необходимо учитывать особенности своего характера и темперамента, уровень подготовленности и специфические особенности класса в целом и отдельных учащихся;
5. При проведении нестандартных уроков руководствоваться принципом «с детьми и для детей», ставя одной из основных целей воспитание учащихся в атмосфере добра, творчества, радости.
Остановлюсь на некоторых примерах.
Урок-зачет
Зачет выполняет не только контролирующую функцию, при основном его назначении – систематизировать и обобщать материал по теме или разделу, имеет мощное воздействие на развитие всех видов УУД:
личностных - нравственный аспект: умение сопереживать, оказывать взаимопомощь, проявлять отзывчивость к своим одноклассникам;
регулятивных - поиск информации в предложенных источниках, планирование действий по подготовке к зачету и саморегуляция; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
познавательных - поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста;
коммуникативных – умение аргументировать свою точку зрения,
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание.
Для зачета можно использовать итоговые уроки, уроки
обобщающего повторения или уроки контроля и проверки знаний, умений и навыков. В календарно-тематическом плане заранее предусмотреть темы, по которым будет зачет (3-4 раза в год).
Этапы подготовки и проведения урока-зачета
I этап – предварительная подготовка
Подготовительная работа начинается на первом вводном уроке по
теме. Учитель анализирует требования программы по теме, определяет конечный результат.
Учитель сообщает тему и дату проведения урока-зачета, его место и
значение в изучении новой темы; знакомит с требованиями, которые будут предъявлены на зачете, с вопросами и заданиями разных уровней; предлагает индивидуальные задания по тем вопросам , в которых некоторые ученики ранее не разбирались; знакомить с материалами стенда «Готовься к зачету», который вывешивается в кабинете.
На стенде
1. Перечень знаний, умений и навыков.
2. Вопросы и задания.
3. Советы по организации различных видов учебной деятельности:
памятки, алгоритмы, планы и образцы ответов на наиболее сложные вопросы (можно в кармашках).
4. Литература по теме.
В ходе подготовки
1. Текущая проверка знаний, умений и навыков.
2. Организация работы консультантов.
II этап – проведение зачета.
На зачетном уроке присутствуют все учащиеся, но опрашивать
можно часть из них, предлагая им дифференцированные задания с учетом результатов текущих проверок.
Освобожденные от сдачи зачета или выполняют дополнительные
задания повышенной трудности, или помогают учителю принимать зачет, получив перед этим соответствующий инструктаж. Возможен вариант, когда часть заданий на зачетном уроке выполнит не весь класс, а лишь отдельные учащиеся (с учетом итогов текущей проверки). Можно использовать различные формы проведения зачета (письменный опрос по карточкам-заданиям, выполнение двух-трех зачетных работ, комбинированный опрос, фронтальный или индивидуальный и т.д.)
III этап – подведение итогов работы.
Оценка труда учащихся.
Урок-семинар
Цель семинара: более углубленное самостоятельное изучение вопроса, темы, проблемы учебного предмета, овладение научно-теоретической и конструктивной методологией. В условиях школы семинар – один из основных видов практических занятий, состоящих в обсуждении учащимися сообщений, докладов, рефератов, выполненных по результатам самостоятельного исследования, опыта, доказательства.
По своим педагогическим возможностям уроки-семинары много богаче по своим возможностям для активизации самостоятельной деятельности учащихся, чем урок-лекция, обычный урок со всеми его дидактическими видами и возможностями, хотя и находятся в прямой зависимости от содержания первоосновы научных знаний, методов обучения на предыдущих уроках. Если уроки не глубоки по содержанию, не закладывают научной основы, то проведение семинаров практически становится невозможным.
Методика подготовки учащихся к семинару
Учитель сообщает первоначально учащимся о цели и задачах проведения семинаров, об особенностях самостоятельной работы с разными источниками получения информации, знаний, о подходе к опытнической, научно-исследовательской работы, дается характеристика источников, над которыми предстоит работать, причем некоторые из них, наиболее сложные, требующие специального подхода, рассматриваются учителем в виде образца, примера, другие источники – комментируется практическая направленность знаний, умений и навыков.
Алгоритм методики
1. Сообщение темы за 2-3 недели до проведения семинара.
2. Доведение до учеников цели и задачи семинара.
3. План семинара.
4. Сообщение списка литературы с комментарием.
5. Выделение рефератов, докладчиков, содокладчиков и иногда оппонентов.
6. Консультация учителя.
7. Прослушивание реферата или доклада.
Для учащихся самое важное – подготовка доклада, реферата;
для учителя - хорошо подготовить и провести семинарские занятия. На одну и ту же тему или вопрос может быть предоставлен не один, а два-три реферата, доклада. Один для заслушивания, наиболее полно раскрывающий тему, вопрос. А авторы других рефератов по данному вопросу могут выступить с дополнением.
Желательно выступление других учащихся, которые готовились к семинарскому занятию. Дидактически очень важно, чтобы выступления были довольно часты, что свидетельствует об активизации участников семинара. Желательно, чтобы доклад был в устной форме, учащийся должен получить навык устного изложения и научиться отстаивать свою точку зрения, если он убежден в своей правоте. Рекомендуется пользоваться и планом сообщения и зачитывать отдельные небольшие части, строки или цитаты.
Организация урока-семинара
1. Заслушивание реферата, доклада.
2. Вопросы участникам семинара.
3. Выступление учащихся.
4. Необходимые пояснения преподавателя по ходу занятия.
5. Заключительное слово автора реферата.
6. Заключительное слово учителя, проводившего семинар-урок.
7. Оценочные суждения учащихся, преподавателей.
Внешне вмешательство учителя должно быть не слишком
активным, он не должен подавлять учащихся своими знаниями и авторитетом.
Обязанность учителя на уроке-семинаре – направлять обсуждение
рефератов, докладов на раскрытие наиболее важных и ценных в научном и педагогическом отношении вопросов, на выявление идей, концепций, на совместное искание правильных и неправильных идей, практических выводов. Учитель с учетом конкретных условий, критических ситуаций применяет необходимые методические решения. Главное в том, чтобы учащиеся свободно обменивались мнениями, выяснением всех возможных вопросов.
В заключительном слове учитель вносит поправки, уточнения,
оценивает самостоятельную работу учащихся, подчеркивает основные приемы, способы, средства подготовки школьников к семинару. Рекомендуется после заключительного слова учителя выступления с оценочными суждениями самих учащихся, что развивает их критическое мышление, ответственность за обобщение, выводы.
Одна из главных дидактических задач учителя на семинаре –
наблюдение за ходом занятия, его педагогический анализ и систематизация знаний, выводов, подготовка заключения.
Представленные формы организации нетрадиционных уроков скорее
приемлемы в работе с учащимися среднего звена и старшеклассниками. Для школьников 5-6 классов целесообразнее использовать игровые уроки, уроки-сказки, уроки-соревнования. Но подготовка таких уроков требует использования большого количества наглядного материала, что соответственно значительно усложняет задачу.
В завершении , подведу итог.
Нетрадиционный урок способствует активизации мыслительной
деятельности, вызывает у детей живой интерес и помогает им усвоить учебный материал. При подготовке нужно исходить из основных закономерностей обучения. Одна из главных – обучение происходит только при активной деятельности учащихся. Чем разносторонней обеспечивается учителем деятельность с предметом усвоения, тем выше качество на уровне, зависящем от характера организуемой деятельности – репродуктивной или творческой.
Для учащихся нетрадиционный урок – переход в иное
психологическое состояние, другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве, а значит новые обязанности и ответственность. Такой урок – это возможность развивать творческие способности и личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, это самостоятельность, взаимосвязь разных наук, и совсем другое отношение к своему труду.
Для учителя такие уроки, с одной стороны – возможность лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные особенности, решить внутриклассные проблемы, с другой стороны – возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществление собственных планов.
ЛИТЕРАТУРА
Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г. Молчанов С.В. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли. – М., 2008
Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. – М.: знание, 1983
Гриншпун С. Личностно-деловой потенциал школьника // Школа. – 1998. - № 5. – С. 25-31
Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение – истоки, сущность, перспективы. – М. Знание 1991
Кулько В.А., Цехмистрова Т.Д. Формирование у учащихся умения учиться. – М., 1983
Кларин М. В. Педагогические технологии в учебном процессе. – М.. 1989.
Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. – 2004. – С. 3-13
Шевченко Н. Интерактивные формы обучения как средство развития личности школьника // Учитель. – 2004. - № 5.