Урок по Трудовому обучению, ПДД, ОБЖ на тему: Изготовление по образцу плоской модели дорожных знаков для Авто- площадки по ПДД»(2 класс)
Конспект интегрированного урока трудового обучения, ПДД и ОБЖ по теме " Изготовление по образцу плоской модели дорожных знаков для Авто- площадки по ПДД». (2-й класс)
Тип урока: усвоение новых знаний.
Цели урока:
Образовательные: научить выполнять по образцу плоскую модель дорожного знака, составлять план авто-площадки, познакомить обучающихся с историей создания велосипеда, разнообразием видов велосипедов, ПДД для велосипедистов, с безопасными местами езды на велосипедах, подвести учащегося к осознанию того, что они должны беречь своё здоровье, для чего и как могут уберечь себя от бед, которые несут дороги.
Развивающие: развивать навыки работы с шаблонами, картоном, цветной бумагой, клеем, с инструментами – карандашом, ножницами, кистью; развитие познавательного интереса посредством применения ИКТ; осознание проблемы опасности для жизнедеятельности при несоблюдении правил дорожного движения; расширение кругозора обучающихся.
Воспитательные: привитие навыков культуры безопасности на дорогах, умения оценивать степень риска на дороге, воспитывать усидчивость, аккуратность, уважительное отношение к законам улицы.
Оборудование:
Дорожные знаки;
Дорожная азбука;
Презентация «Урок безопасности»;
Иллюстрации к Правилам дорожного движения;
План работы по изготовлению знака;
Таблица по технике безопасности при работе с ножницами;
Раздаточный материал (шаблоны, салфетки, цветная бумага, картон, клей, кисти, ножницы, карандаши);
Компьютер, интерактивная доска.
Ход урока.
Орг.момент.
Здравствуйте, ребята.
Прежде, чем работать сесть. Осмотрели, всё ли есть!
2. Организация рабочего места. Правила техники безопасности при работе с бумагой и ножницами.
3. Вступительное слово учителя.
– С каждым годом всё больше появляется машин на дорогах наших улиц, их нескончаемый поток всё больше угрожает здоровью людей. Как же уберечь себя и окружающих от бед, которые приносят дороги?
– Чтобы решить эту проблему,мы работаем над проектом по созданию «Авто – площадки по ПДД». Эта площадка будет оборудована на территории школьного двора. По ней будет организовано движение пешеходов и велосипедистов.
4. В мире интересного. История создания велосипеда.
Отгадайте загадку.
Не похож я на коняА седло есть у меня.Спицы есть, но они, признаться,Для вязанья не годятся!Не будильник, не трамвайНо звоню я, так и знай! (велосипед)
Поднимите руки у кого есть велосипед
Скажите, можете вы являться пешеходами. Велосипедистами. (Да.)
Все вы любите кататься на велосипедах, но не каждый из вас знает или не выполняет правила пешеходов и велосипедистов, сегодня мы поговорим о них.
А знаете ли вы? Что
История велосипеда. (Слайд 2)
Слово “велосипед” значит “быстроног” – очень популярное средство передвижения у детей. Изобретением первой самоходной тележки был лесничий князя Бадемского, офицер барон Дрез. У барона была большая страсть к механике. Однажды Дрез смастерил и поехал верхом по улице верхом на узкой деревянной скамеечке с двумя тяжелыми колесами. Ногами Дрез отталкивался от земли, разгонялся, и несколько секунд тяжелая тележка катилась сама. Через два года, в 1815 году, в газетах появилось сообщение, что механик Дрез ездит на своей “машине”. Увидев это изобретение, император Александр I одобрил это изобретение и Дрезу присвоили звание профессора механики.
Первый двухколесный велосипед был изобретен в России в 1801 году мастером Артамоновым. И назывался САМОКАТОМ. Он был сделан полностью из железа, весил 40 кг и сам катился, если, конечно, седок крутил педали, приделанные к большому переднему колесу.
Гениальный изобретатель Кулибин также занимался решением подобной задачи. В 1791 году он изготовил повозку, два колеса которой с помощью ножных рычагов крутил водитель, стоящий на запятках повозки. Она могла вести трех седоков. Правда довольно медленно.
В одной из французских мастерских механик Пьер Мишо в 1855 году приделал к переднему колесу пару педалей точно так, как сейчас устанавливают педали в трехколесных детских велосипедах. Сразу обнаружилось много новых возможностей. Машина не падала и не опрокидывалась. Седок поддерживал равновесие: колеса вертелись, как гигантские волчки. Мишо окрестил его велосипедом. Но американцы величали ее “костотрясом”. Машина была тряской, тяжелой, имела непомерный тугой ход.
Изобретатели принялись облегчать велосипед. В 1897 году велосипед снабдили последним серьезным усовершенствованием – механизмом свободного хода. С тех пор велосипедисты могут отдыхать, не слезая с велосипеда. Достаточно разогнаться, а дальше можно ехать, не вращая педали. Велосипед будет ехать по инерции, конечно не очень долго.
Так велосипед стал велосипедом в его нынешнем виде. Слов нет, долгий путь. Но зато изобретение получилось на славу.
К 1920 году велосипед стал основным транспортным средством для рабочих, служащих, почтальонов и врачей. Велосипед – значит “быстроног”. Современные велосипеды полностью оправдывают это название.
Какие бывают велосипеды. (Слайды 3–4)
Велосипедов существует много, и они очень разные:
– дорожный велосипед предназначен для поездок по обычным дорогам. Он удобный, но не очень быстрый. Такой имеется почти у всех ребят;– шоссейный велосипед – для поездок на дальние расстояния по шоссе, он легкий и быстрый;– горный велосипед – для поездок по бездорожью, для спуска с гор. Он крепкий и надежный;– туристический велосипед и складной – удобные для путешествий, которые можно взять с собой, легко сложив его пополам;– гоночный велосипед – для спортивных велогонок;тандем – это велосипед для двух или трех человек, с сиденьями для каждого;– водный велосипед – на нем можно плыть по воде, крутя педали, как на катамаране;– одноколесный велосипед – нужен в цирке для трюков. Кажется. Что трюкач сидит на самом колесе. А клоунский велосипед ездит и вперед, и назад. На нем смешат публику клоуны в цирке;– железнодорожный велосипед – это четырехколесная тележка с педалями для движения по рельсам. Такие велосипеды используют на закрытых живописных железнодорожный линиях для развлечения туристов.
Рекорды на велосипедах. (Слайды 5–6)
Ученые посчитали, что на велосипеде можно ехать в четыре раза быстрее ходьбы. И на нем расходуется в четыре раза меньше сил, чем, если идти или пробежать. Если человек может пройти пятьдесят километров, пока сильно не устанет, то проехать он может целых двести километров!
Несколько спортсменов-туристов проехали на велосипеде по всему миру, совершив кругосветное путешествие.
Самый быстрый рекорд скорости на велосипеде показал в 2001 году гонщик Сем. На велосипеде особой конструкции, который назывался “Варна Дьябло” (Варна – это город, году его сделали, а Дьябло – это значит, что он быстрый), он разгонялся на ровном шоссе без горок до скорости 126 километров в час! Это был настоящий и честный рекорд.
А шестью годами ранее, в 1995 году, голландец Фред Ромпельберг установил рекорд в 268 километров в час. Но это был не совсем честный рекорд, потому, что велосипедист разгонялся, привязанный за трос к скоростному автомобилю.
Правила для велосипедистов. (Слайд 7)
Учитель: для езды на велосипеде не нужно специального разрешения. Они предназначены для езды по дорогам с различным покрытием. Это машины, способные к безотказной работе на любых дорогах, при различных климатических условиях, они имеют большой срок службы. Велосипедисты, так же как и автомобилисты, приравниваются к равноправным участникам дорожного движения. К ним в полной мере относятся все положения Правил дорожного движения. Но не надо забывать, что велосипед является самым опасным видом транспорта, так как он не устойчив при движении, а велосипедист не защищен, как водитель автомобиля кузовом или кабиной.
Велосипед – простая и удобная машина. Некоторые дети, не изучив машину по-настоящему, не научившись, как следует, управлять, не зная правил движения, торопятся выезжать на улицы и дороги и интенсивным движением и попадают в сложную обстановку. В таких случаях они нередко бывают виновниками дорожно-транспортных происшествий. Поэтому, прежде чем выехать на дорогу, велосипедист должен хорошо изучить велосипед, научиться его водить и отлично изучить и знать правила дорожного движения.
Водителю велосипеда разрешается: (Слайд 8)
– дети могут водить велосипед только на закрытых площадках: во дворах, парках и на стадионах;– по тротуарам разрешается ездить только малышам на детских велосипедах под присмотром взрослых;– перед тем, как выезжать на улицу, необходимо проверить, исправны ли на велосипеде тормоза, руль, звуковой сигнал, накачаны шины, натянута цепь. Проверять техническое состояние велосипеда надо ежедневно;– если надо пересечь дорогу, сойдите с велосипеда, держа его за руль, пройдите по пешеходному переходу. Попытка проскочить через дорогу на велосипеде может очень плохо кончиться;– на велосипеде можно ездить только по тем дорогам, где есть специальный знак в синем круге “Велосипедная дорожка” – относится к группе разрешающих знаков (Слайд 9);– перевозить можно только детей в возрасте до 7 лет при условии, что на вашем велосипеде установлено дополнительное сиденье;– велосипедист, двигаясь по улице, должен внимательно следить за всеми сигналами, подаваемыми водителями других транспортных средств. Сам велосипедист сигнализирует руками. Перед торможением надо поднять руку вверх;– отправляясь на велопрогулку, сообщайте старшим о предполагаемом маршруте. Тогда можете рассчитывать на быструю помощь в случае ремонта велосипеда;
Водителю велосипеда запрещается: (Слайд 10)
– до 14-летнего возраста нельзя ездить на велосипеде по дорогам и улицам. Во дворе – пожалуйста, но не выезжая на дорогу;– устраивать гонки на дороге, игру “вперегонки”;– эксплуатация велосипедов, если имеются технические неисправности: тормозного устройства, не закреплен руль, погнуто колесо. Слабо накачаны шины;– движение велосипедистов-учащихся в темное время суток;– перевозить предметы или груз, которые выступают на 0,5 метра по длине и ширине за габариты велосипеда и могут помешать управлению;– буксировка велосипедов и мопедов; в любых местах на улицах и дорогах водитель велосипеда обязан пропускать слепых пешеходов, подающих сигнал белой тростью;– категорически запрещается – цепляться за проезжающий мимо транспорт и ездить на велосипеде держась одной рукой за руль или без рук.
Запомните ребята! знак в красном круге – “Велосипедное движение запрещено”. (Слайд 11)
5 Сообщение темы и целей урока.
– Сегодня мы будем оформлять план площадки для пешеходов и велосипедистов, вы изготовите плоские модели дорожных знаков, которые будут размещены на ней.
Нам понадобятся ваши знания по ПДД и ОБЖ, математике и навыки трудового обучения. В конце урока каждый из вас сделает свою модель дорожного знака, поместит его в нужное место и в результате у нас получится план «Авто-площадки по ПДД», которая поможет вам научиться правильному поведению и уберечься от опасности на дорогах.
6. Практическая работа.
Каждый сейчас выберет модель дорожного знака, который он будет выполнять на уроке.
(Дети рассказывают стихи о дорожных знаках, берут конверт с шаблонами и памяткой по изготовлению модели дорожного знака.)
7. Физминутка.
Песня «Автоинспектор»
8. Оформление плаката - плана проекта «Авто – площадка по ПДД»
9. Презентация «Урок безопасности»
10. Новости с радио.
Давайте послушаем советы автоинспектора по правилам поведения на дорогах.
Картинка Автоинспектора, Любознайки и Филимона
(Включается запись с радио о правилах дорожного движения)
11. Заключительная часть. Рефлексия.
“Экзамен для велосипедистов”
(обучающиеся делятся на команды и отвечают по очереди на вопросы тестов).
1.При движении по дороге велосипедист:
А) может ехать, не держась за руль в том случае, если вблизи нет других транспортных средств;Б) не имеет права бросать руль;В) может не держаться за руль, но обе ноги должны быть на педалях.
2. Можно ли на велосипеде перевозить пассажиров?
А) Да; (если да, то при каких условиях)Б) Нет.
3.В каком возрасте разрешается выезжать на велосипеде на дороги общего пользования?
А) Не моложе 10 лет.Б) Не моложе 14 лет.В) не моложе 16 лет.
4.Разрешена ли буксировка велосипеда другим велосипедом или мопедом?
А) Разрешается, потому что волнуется мама и надо быстрее домой.Б) Не разрешается.
5.Каким правилам подчиняется велосипедист, если он ведет велосипед руками?
А) Правилам для водителей.Б) Правилам для пешеходов.
6.Правила требуют, чтобы у велосипеда были исправны:
А) цепь, звуковой сигнал, тормоз;Б) педали.
Вывод: Ребята помните! Велосипед – удобный и очень распространенный вид транспорта для передвижения. Но это и опасный вид транспорта, если не соблюдать культуру безопасности на дороге. Поэтому к велосипедистам предъявляются повышенные требования в части знания правил дорожного движения. Помните эти правила, соблюдайте и вы не будете виновниками дорожно-транспортных происшествий.(Слайд 16)
Это должен каждый знать обязательно на пять!”
Знаки важные дорожные – Компас взрослых и ребят.Дети! Будьте осторожны!Знайте, что нельзя, что можно!Выполняйте все, что знаки говорят!
IV. Домашнее задание.
Составить аппликацию дорожного знака “Велосипедное движение разрешено”.
15