Конспект урока литературы на тему Горе от ума-бессмертная комедия А.С.Грибоедова(9 класс)
Конкурс имени В.А. Сухомлинского
Номинация «Методическая разработка урока»
Учитель русского языка и литературы муниципального бюджетного образовательного учреждения «Сухаревская общеобразовательная школа» Нижнекамского района Республики Татарстан Королева Людмила Александровна
Индивидуальный номер С01877
Методическая разработка урока-игры «Умники и умницы» ( урок проводится после изучения комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»)
Тема: «Горе от ума»- бессмертная комедия А.С.Грибоедова»
Цели:
-проверка усвоения изученной темы;
-развитие познавательной активности;
-формирование интереса к художественному тексту, к языку литературного произведения.
Оборудование : портрет А.С.Грибоедова, иллюстрации к комедии «Горе от ума» ,жетоны для правильных ответов в отборочном туре, дорожки красного , жёлтого и зелёного цветов.
Эпиграф урока-игры: »Будущее оценит достойно сию комедию и поставит её в число первых творений народных» (А.А.Бестужев)
Ход урока
Ведущий:
А.С.Грибоедов оставил неизгладимый след в нашей литературе. Он создал лишь одно великое произведение, но влияние этого бессмертного произведения выходит за пределы исторической эпохи.До сих пор мы восхищаемся художественным совершенством комедии «Горе от ума», блеском языка , ярким изображением быта и нравов ,реалистичностью героев .В комедии отразились важнейшие вопросы о крепостном праве ,о просвещении и воспитании, о гражданском долге и службе, о национальной культуре и рабском подражании всему иностранному.
Вы завершили изучение комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума», познакомились с материалами критической статьи И.А.Гончарова .Сегодня наша цель- вспомнить изученное и продемонстрировать своё знание текста и биографии писателя.
ВОПРОСЫ ОТБОРОЧНОГО ТУРА
( Задаются всем учащимся-теоретикам; за правильный ответ вручается жетон; на обдумывание ответа-до 5 секунд; набравшие наибольшее количество жетонов становятся участниками ,встающими на цветные дорожки, остальные-болельщиками и имеют право отвечать на вопросы и выполнять задания, с которыми не справляются ученики на дорожках).
Когда Грибоедов завершил работу над комедией? (в 1824 году)
С какой целью приезжал писатель в Москву в 1822 году? (познакомиться с нравами и обычаями жизни дворянского столичного общества).
Когда А.С. Пушкин познакомился с А. С.Грибоедовым? (в 1817 году)
Какие черты он отметил в характере Грибоедова? (меланхолический характер ,его добродушие ,талант поэта не признан, блестящая храбрость оставалась без внимания).
В 1824 году комедия завершена, но Грибоедов не смог получить разрешения её напечатать. Каким же образом многие передовые люди того времени смогли прочесть комедию?( переписывали от руки ,собираясь на квартире Одоевского)
Кто привёз Пушкину текст комедии? ( Пущин в 1825 году, когда навестил его в Михайловском).
Какие языки знал Грибоедов? ( греческий, латинский, французский ,английский, немецкий ,арабский. Персидский ,итальянский).
Какими талантами обладал он? (музыкальные способности, играл на фортепьяно ,сочинял музыку .Вальсы Грибоедова-звучит мелодия)
При каких обстоятельствах и где погиб? (в 1829 году в Персии толпа ,подстрекаемая англичанами, напала на российское посольство . Грибоедов был зверски убит).
Современник Грибоедова ,генерал-майор Муравьёв-Карский высказал меткое суждение о способностях Грибоедова: «…Я остаюсь уверенным, что Грибоедов был совершенно на своём месте, что он заменял своим лицом двадцатитысячную армию и что не найдётся ,может быть, в России человека, столь способного к занятию сего места»
А кем служил Александр Сергеевич? И какие имел заслуги? ( служил дипломатом, способствовал заключению Туркманчайского мирного договора между Россией и Персией).
Ум и дела твои бессмертны
В памяти русской,
Но для чего пережила тебя
Любовь моя?
–откуда эти строки? Кто их написал?( Нина Александровна Чавчавадзе,жена Грибоедова, похоронившая мужа спустя год после свадьбы, написала эти слова на памятнике на могиле)
12.О своей последней печальной встрече с Грибоедовым А.С.Пушкин писал в своём «Путешествии в Урзум»: «Два вола ,впряжённые в арбу, подымались на крутую дорогу…Несколько грузин сопровождали арбу.»Откуда вы?»-спросил я их-«Из Тегерана.»-«Что везёте?»-«Грибоеда». Это было тело русского посла Грибоедова. Где он был похоронен? ( в Тифлисе).
13)Пушкин был в восторге от грибоедовской комедии, а о языке писал: «О стихах я не говорю: половина должна войти в пословицу» .Действительно, многие фразы стали крылатыми .Предлагаем вам несколько известных выражений.Продолжите их:
*Обычай мой таков:
Подписано-(так с плеч долой)
*Минуй нас пуще всех печалей
И барский гнев, (и барская любовь)
*Чуть свет-уж на ногах! И я ( у ваших ног)
*Блажен,кто верует,( тепло ему на свете)
*……Не довершай удара:
Кто беден, (тот тебе не пара)
* И дым Отечества (нам сладок и приятен)
* Свежо преданье, (да верится с трудом)
* Дома новы, да ( предрассудки стары)
СОСТЯЗАНИЕ НА ДОРОЖКАХ
Три ученика, набравшие большее количество жетонов, выходят на дорожки.Красная дорожка-два поля , ошибаться нельзя; жёлтая-три поля, ошибать ся можно один раз; зелёная-четыре поля. Ошибаться можно два раза .Ученик, имеющий наибольшее количество жетонов,имеет право первым выбрать дорожку.Время на обдумывание- 1 минута.Вся аудитория может принять участие в игре, если ученик на дорожке не ответил на вопрос.
КРАСНАЯ ДОРОЖКА:
1.Мы заметили, что в комедии два конфликта: любовный и общественный .Какой из них важнее автору? ( общественный)
2.Продолжите фразу литературного критика: « Если бы не было Чацкого, это была бы…(картина нравов)
ЖЁЛТАЯ ДОРОЖКА:
1.В пьесе даны представители московского дворянского общества начала 19 века.Это Фамусов, Молчалин, Скалозуб…А кто ещё? Назовите 3-4 гостей Фамусова, ярких представителей этой среды.
2.Особенность пьес в том, что там нет авторской речи, характеры героев раскрываются в монологах. Прочтите наизусть монолог Чацкого «А судьи кто?»
3. Почему грибоедовское произведение интересно и актуально и сейчас? (вечная тема борьбы старого и нового).
ЗЕЛЁНАЯ ДОРОЖКА:
1.И.А.Гончаров в статье «Мильон терзаний» пишет: «Проза и стих слились во что –то нераздельное, затем, кажется, чтобы их легче было удержать в памяти и пустить опять в оборот весь собранный автором ум, юмор, шутку и злость русского ума и языка» А каким стихотворным размером написана комедия? (ямб)
2. Слова Фамусова «В Москву переведён через моё содейство. И будь не я, коптел бы ты в Твери» относятся к…Чацкому? Полковнику Скалозубу? Буфетчику Петрушке? ( к Молчалину)
3.Кто же Чацкий: победитель или побеждённый? ( по мнению критика, и победитель, и побеждённый)
4.Какому литературному направлению : романтизму, сентиментализму, классицизму, реализму- принадлежит комедия «Горе от ума»? ( классицизму).
НАГРАЖДЕНИЕ «ОРДЕНОМ УМНИКА» .Награждается тот, кто первым прошёл свою дорожку, и «теоретик» из класса , набравший большее количество жетонов.
Использованная литература :1.Литература 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. Автор –составитель В. Я. Коровина и др. М. ,»Просвещение» 2010 г.
2.Коровин В. И. А.С.Грибоедов в жизни и творчестве. М.,»Русское слово» 2001 г.
3.Белинский В.Г.Собрание сочинений под ред. С.Венгерова, т. 1.
4.Золотарёва И.В.,Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе.Универсальное издание 9 класс. М., «ВАКО» 2005 г.
5.Гончаров И.А. статья «Мильон терзаний»