Урок краеведения в 3 классе «Пера — богатырь – герой коми сказок и легенд».


Урок
краеведения
в 3 классе
«Пера - богатырь – герой коми сказок и легенд».

Цели урока: Познакомить с персонажем коми сказок Перой – богатырём. Пера богатырь –положительный герой коми народа.
Задачи урока:
образовательные:  - формирование умения отличать народную сказку от авторской, на основе сказки «Пера богатырь» ,познакомить учащихся с коми костюмом и особенностями традиций коми.                            
 воспитательные: воспитание любви и уважения к традициям коми народа. Ощущать себя гражданином России и частью своей малой Родины - Республики Коми
развивающие: развитие мыслительных операций, внимания, памяти.
Оборудование: Выставка детских книг, сборники коми сказок, мультимедийный проектор, презентация к уроку, конверты с заданиями для групповой, толковый словарь С.И. Ожегова
Ход урока.
1.Орг. момент
2 Актуализация знаний
У -Любите ли вы читать сказки? Почему?
(ответы детей)
У. - Что такое сказка? ( 1 слайд)
3. Работа по группам.
У. - Мы сейчас будем работать по группам
Задания для первой группы:
-Какие бывают сказки? (работают по карточкам)
волшебные бытовые о животных

авторские сказки народные

У - Какие сказки называем волшебными?
Д.- ( В которых есть волшебство, например: «Сивка – Бурка», «Сказка о Иване – царевиче и Сером Волке», все сказки о Елене прекрасной).
.-Бытовые. (О жизни людей, например: «Каша из топора»)-О животных (« Волк и Лиса», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят).
У.- Что значит авторские сказки?
Д- написал конкретный автор например (Даль, Ершов, Пушкин, Пьеро, бр. Гримм идр.).У. – Какие сказки называем народными?((карточки располагаются в порядке, изображённом выше)
2 -3слайды
Задания для 2 группы
У. - Обратим внимание на тему сегодняшнего урока. Есть слово «коми». Значит, давайте вспомним и то, что знаем о сказках коми народа, героях коми сказок и добавим слова
( Добавляем слова: Яг – морт---, Ёма – баба-----, Вőрса-----, Гундыр----, Марпида –царевна---------, на карточках под русскими героям).
У- Проверяем по следующему (4 слайду)
У. - А попробуйте ответить, почему у русского Лешего так много коми аналогов?
( Ответ: У коми народа лес - источник жизни, он их кормил. Коми мужчины были охотниками и рыболовами. С лесом была связана вся жизнь людей, поэтому такое внимание к лесу, к его обитателям: реальным и вымышленным. Коми люди верили в духов: добрых и злых..)Задания для 3 группы
У.- На какие ещё группы можно разделить всех этих героев? ( Если не смогут ответить подсказка: по их поступкам)
( На положительных героев и отрицательных)
У- В конвертиках у вас лежат слова – характеристики героев, отметьте, пожалуйста, зелёным цветом характеристику положительного героя, синим – отрицательного.
(добрый, злой, сильный, добродушный, справедливый, любит природу, любит лесные просторы, хитрый, смекалистый, прозорливый, находчивый, коварный, изворотливый)У- Кому могут принадлежать положительные характеристики? Можно добавить свои.
Д. (Марпида –царевна
У. - Кому отрицательные?
Д. –(Яг – морт---, Ёма – баба-----, Вőрса-----, Гундыр)
У. -С заданиями справились.
4. Физкультминутка.
У- Сегодня продолжим знакомиться с персонажами коми сказок.

Угадайте его (по типу поле чудес) (5 слайд)
_ У-Что значит слово «Богатырь»?
Д.- (богатырь - это человек очень большой силы. 5. Чтение сказки. «Пера-богатырь»
6. Осмысление содержания.
У. -Я буду читать текст сказки. Ваша задача сложная: и слушать и при этом думать. Думать, примечать, отмечать карандашом те места, где услышите перечисленные выше характеристики героя Перы – богатыря. Я буду делать остановки .У.- С кем сражался Пера?
У. - Что же значит слово богатырь?
У. - Вы уже ответили на этот вопрос, а сейчас проверим правильность ответа. По толковому словарю Ожегова С.И.
БОГАТЫРЬ. 1. Герой русских былин, совершающий воинские подвиги. 2. переносное. Человек очень большой силы, стойкости, отваги.
У.- Чем занимался Пера ?Д.-(охотился)
У- Давайте посмотрим как одевался Пера( с 6-18слайды)
.
У. –Нам осталось ответить на вопросы викторины.
Викторина. (19 слайд.)
1. Сколько братьев было у Перы? Как их звали? (Антипа и Мизя).
2. Антипа был воином, Мизя пахал землю, а кем был Пера?
3. От каких наград отказался Пера за свои подвиги? (от мехов, золота и половины царства).
4. Чем князь наградил Перу? (шёлковой сетью для ловли куниц и грамотой).
5. С кем встретился Пера в лесу?
6. Чем был недоволен Вőрса? (тем, что Пера охотится в его владениях. Вőрса не знал о грамоте, а когда узнал, вызвал Перу на состязание).7. Сколько лет жил Пера?
6 .Рефлексия.
У. -Чему было посвящено наше сегодняшний урок ? Что нового вы узнали? Чем запомнилось? Что показалось особенно интересным?
У.- Какой герой Пера-богатырь? (отрицательный или положительный)
Д.- Положительный герой коми сказок
6.Домашняя работа. Нарисовать Перу-богатыря, каким вы его представляете и найти ответы на вопросы на которые не смогли ответить.