Внеклассное занятие по литературе на тему Символика волшебной сказки Пёрышко Финиста Ясна-сокола(5класс)
Внеклассное занятие по литературе в 5 классе
Учитель: Матвеева Оксана Михайловна. МБОУ «Школа №10 г. Благовещенска», Амурской области
Тема: «Символика волшебной сказки «Финист Ясный – сокол»»
Форма: творческая мастерская
Цель: дать понятие символ, символика, учить понимать значение символов; способствовать закреплению в сознании новых тем, творчески воплощать свои идеи.
Ход занятия
1. Оргмомент- Сегодня мы поговорим о сказке «Пёрышко Финиста Ясна-сокола», которую вы читали дома.
Но сначала проведём артикуляционную разминку, используя скороговорку
2. Артикуляционная разминка
Летят три пичужки через три пусты избушки.
- Какие рабочие звуки вы слышите в скороговорке? ([з с ш])
- Как вы думаете, почему мы сегодня взяли именно эту скороговорку? Как она связана с нашей темой?
(В волшебной сказке существует магическое число 3, многие события происходят по 3 раза, герои предпринимают по 3 попытки. В скороговорке встретилось число 3)
3. Работа по сказке «Пёрышко Финиста Ясна-сокола»
- Давайте кратко повторим содержание сказки.
- Какие события повторялись в сказке о Финисте по 3 раза?
Обучение выразительному чтению
- Прочитаем выразительно конец сказки. Какие эмоции вы ощущаете? Чем вызваны эмоции?
4. Символика волшебной сказки
Эвристическая беседа
- Давайте запишем тему нашего занятия (2 слайд)
- Кто может сказать что такое СИМВОЛ? Как вы понимаете смысл этого слова?
- Какие символы вы знаете?
(роза – символ любви, флаги на улице – праздник, голубь – символ мира, кольца и кукла на машине – символ свадьбы)
- Так что же такое символ?
(Символ – то, что служит условным знаком какого-нибудь понятия, чего-то отвлечённого)
- Что такое символика?
(Символика – совокупность символов (то есть все символы, вместе взятые) - Какими бывают символы в волшебной сказке и что они обозначают, мы с вами посмотрим на примере нашей сказки ««Пёрышко Финиста Ясна-сокола»
- Для большинства волшебных сказок символы общие и не обязательно рассматривать каждую сказку отдельно. Важно понять принцип: сказочные символы отсылают нас к глубокой древности, они значимы для всех людей.
- Обратимся к началу сказки. Как вы думаете, какой предмет будет иметь символическое значение? Какое?
(Первый символ – это пёрышко пёрышко Финиста Ясна – сокола. Что мы про него знаем? Оно не продаётся на ярмарке, получить его может тот, кто знает, чего ищет, и терпеливо ждёт, не соблазняясь обновами и спокойно выдерживая насмешки. Старик –отец покупает его у «старичка седенького» (в котором мы угадываем волшебного помощника – ведь неспроста очутился он на дороге у опечаленного отца) за тысячу рублей - огромные деньги (для крестьянина 100-150 лет назад это скорее не реальная, а совершенно невероятная сумма, 1000 в этом смысле – безмерно много). Меньшая дочь не просто хочет себе пёрышко, она знает, что пёрышко принесёт ей счастье
Что же символизирует пёрышко? Может быть, мечту. Может быть, верность.
- А алмазная булавка в косе символизирует причастность к необыкновенному, таинственному, недоступному для других.
- «Три пары башмаков железных», «три посоха чугунных», «три хлеба каменных». Символы ли это? Каково их значение?
( Железные башмаки человек не может износить, чугунный посох невозможно источить, нельзя изглодать три каменных хлеба)
- Но если всего этого никак не выполнить, значит перед нами символы! Может быть, символы душевной тяжести, трудновыполнимых, тяжёлых дел.
- Вспомним эпизод, когда красна девица сумела разбудить Финиста, перечитаем его
(читаем эпизод пробуждения)
- Мы видим очень распространённый сказочный мотив: герой погружается в волшебный сон, и другой герой – спаситель – будит его. А в каких сказках происходят подобные события? («Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина, в которой королевич Елисей «о гроб невесты милой» «ударился всей силой, и от этого гроб разбился. А ещё западноевропейская сказка о заколдованной принцессе «Спящая красавица». Принцесса заснула волшебным сном на 100 лет. Принц разбудил её поцелуем)- Почему же в русской недостаточно оказалось поцелуев, чтобы разбудить любимого?. Почему разбудить его смогла только «горючая слеза»? Как вы считаете? (Дети рассуждают)
- Настоящая любовь, горячая и самоотверженная способна сотворить чудеса.
ИТОГ
Сказки – это отражение духа народа. Средоточие его ценностей. Русская сказка очень ценит любовь и верность, но важнее даже любви оказывается способность человека страдать, рождающая «горючие слёзы».
Символы русской народной сказки помогают нам понять, какие качества человека являются наиболее ценными в народном сознании.
4. Творческая мастерская
А сейчас давайте попробуем создать какой-нибудь из символов нашей сказки: вылепить, нарисовать, выполнить аппликацию, или нарисовать героя.
(Уч-ся работают, учитель помогает)Можно включить музыку из сказки-фильма)
5. Презентация работ учащимися.
6. Д/З. Кто не успел, закончит работу дома и представит её на следующем занятии.