Урок музыки на тему Песенная основа музыкальных образов в опере Тарас Бульба

Тема: Песенная основа музыкальных образов в опере Н.В.Лысенко «Тарас Бульба» по одноименной повести Н.В.Гоголя.

Цель: Формировать умение наблюдать за интонационным развитием музыкальных образов;
Обозначить роль народной песни как основу музыкальных образов.
Обобщить знания учащихся по теме; развивать творческие способности.
Поглибити знання учнів про символи, образи фольклору;
Наблизити народну пісню до душі кожного учня, зробити її близькою і потрібною; визначити місце фольклору в розвитку мистецтва.
Воспитывать патриотизм, любовь к Родине.
Тип урока: Урок-экскурсия.
Музыкальный материал. Украинская народная песня «Засвит встали козаченьки». Фрагменты из оперы Н.В.Лысенко «Тарас Бульба».
Оборудование: ДВД проигрыватель, проектор, мультимедийная доска, карточки с заданиями, картины Е. Кибрика из повести «Тарас Бульба».

Ход урока

Организационный момент. Приветствие.
Мотивация учебной деятельности школьников.
Звучит увертюра из оперы «Тарас Бульба».

Сообщение темы, целей урока.
Учитель музыки:
Так начинается опера Н.В. Лысенко «Тарас Бульба». Именно ей будет посвящен наш урок. Я пригласила учителя русского языка и литературы Ольгу Олимпиевну и учителя украинского языка Наталью Витальевну, чтобы лучше понять идею и мотивы произведения, обозначить роль народной песни в опере, понять, как музыка раскрывает образы героев. И я очень надеюсь на вашу помощь и активную работу на уроке.
Учитель литературы:
Произведением, к которому мы будем обращаться на протяжении всего урока является повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Мы знакомились с этим произведением на протяжении нескольких уроков. Какова тема этого произведения? (борьба украинского казачества за независимость Украины).
Обращаю ваше внимание, что Гоголю важно было передать особенности исторической эпохи – двухвековой борьбы (16-17 вв.) украинского народа за свою национальную независимость!

Актуализация опорных знаний учащихся.
Учитель музыки:
Повесть «Тарас Бульба» проникнута драматическим элементом, которым привлек многих композиторов, в том числе и Лысенко. Благодаря ему, украинская музыка стала широко известна за пределами Украины.

С творчеством композитора вы уже знакомы, и сейчас мы поиграем в игру «Верю – не верю». Я говорю вам утверждение, если вы мне верите, то подымаете руки, если нет, то ложитесь на парту.
Утверждения
Лысенко родился в Полтавской губернии.
Он был из старинного казацкого рода.
Лысенко написал оперу «Руслан и Людмила».
Лысенко организовал в 1904 году Музыкально-драматическую школу в Киеве.
Композитор не обрабатывал украинские народные песни.
Лысенко считают основоположником классической украинской музыки.
Лысенко не создал новый жанр- детскую оперу.

У нас прозвучало слово «опера». Давайте повторим, что такое «опера».
Опера – это вид театрального искусства, в котором сценическое действие связано с музыкой, балетом, а также с изобразительным искусством.
А теперь мы перейдём к следующему виду работ, который мы уже неоднократно выполняли. Объединитесь в группы по 4 человека, перед вами лежит чайнворд, в котором зашифрована опера Лысенко. Назовите названия этих опер.
Дети называют: «Рождественская ночь», «Тарас Бульба», «Наталка Полтавка», «Ноктюрн», «Утопленница».

Основной ход работы
Учитель музыки:
Лысенко создал очень много прекрасных произведений, но центральное место в его творчестве занимает опера «Тарас Бульба», на написание которой ушло целых 10 лет. Опера очень понравилась Чайковскому, но скромный самокритичный композитор не спешил с постановкой. Поэтому Лысенко при жизни так и не увидел света рампы.
Премьера состоялась 4 октября 1924 года на сцене Харьковского оперного театра.

Либретто к опере написал М.Старицкий.
Ребята, давайте вспомним, что такое либретто. (Либретто – это литературный текст к опере)
Повесть Гоголя «Тарас Бульба» Старицкий использовал частично. Опера завершается смертью Андрия. В то же время, в неё включены новые эпизоды, расширены полные сцены, введена фигура народного певца-кобзаря.

Учитель украинской литературы:
Ставлення до кобзарів у народі було особливим. В українському фольклорі назавжди закарбувався образ козака Мамая – вмілого воїна, співака і бандуриста. Він був уособленням непохитного духу українського народу, його мрії про свободу.

І зовсім інший тип кобзарів – сліпий «дідусь».
(Входить кобзар із поводирем)
Кобзар: Кобзар зберігав історичну пам’ять багатьох поколінь, уособлював у собі мудрість цілого народу. Він пересувався від села до села за допомогою хлопчика-поводиря і вмів зачепити найпотаємніші струни людської душі українців.

Учитель музыки:
Музыка всегда затрагивала струны человеческой души, особенно классическая, которую можно услышать в театре, куда я вас приглашаю. Итак, открывается занавес, звучат первые аккорды оркестрового вступления к опере, которое называется? (Увертюра)
Илья нам подготовил информацию об увертюре. Давайте послушаем его.
(Увертюра с французского означает «начало», «открытие». Родиной считают Италию. Увертюра рассказывает зрителю об опере, вводит в ту атмосферу, которая существует в самой опере)

Учитель музыки:
Да, действительно, увертюра является как бы конспектом «оперы». Мы прослушаем фрагменты произведения, а ваша задача определить какие интонации прозвучат в увертюре.
Слушание увертюры. Слайд 8
Ответы детей.

Учитель музыки:
Увертюра открывается суровыми призывными возгласами оркестра, которые сменяются то лирическими, то героическими мелодиями. Завершается увертюра мелодией, украинской народной песни «Засвіт встали козаченьки».

Учитель украинской литературы:
Хочу знову звернутися до повісті Миколи Гоголя «Тарас Бульба». Серед найважливіших джерел, які допомогли Гоголю в роботі над повістю були народні українські пісні, особливої уваги набули історичні пісні й думи, знавцем і цінитилем яких був Микола Васильович. Він уважав народну пісню дорогоцінним джерелом історика в поета, що бажають «випитати дух минулого століття» і осягнути «Історію народу». У народній пісні історик не повинен шукати підтвердження конкретних історичних фактів або їх хронологічних позначень. «Але коли він захоче довідатися вірний побут, стихії характеру, всі вигини й відтінки почуттів, хвилювань, тоді він буде вдоволений цілком; історія народу викриється перед ним у ясній величі».
Вашій увазі пропонується уривок із історичної пісні «Засвіт встали козаченьки»
Звучить пісня «Засвіт встали козаченьки»

Учитель музыки:
К украинским народным песням обращались не только писатели, но и композиторы, в том числе Лысенко. Он дал новую жизнь песне, которую вы услышали.
Важное место в произведении занимают образы народа, поэтому композитор уделяет внимание массовым хоровым сценам. Послушайте хор казаков, который исполнит песню «Засвіт встали козаченьки» в интерпретации Лысенко.
Ваша задача описать хор.
Слушание хора. Слайд 9
Ответы учащихся

Учитель литературы:
В эпиграфе, который мы взяли к уроку, ключевым является слово «родина». Ради неё совершают свои подвиги казаки. Слайд 10
Какие образы повести связаны с этой темой? (мать, чайка, степь, подвиги, казаков на поле битвы, узы товарищества, обычаи, традиции).

Пословица «Родину, как и мать, не выбирают» подчёркивает, как близки эти образы. Давайте вспомним, как рисует Гоголь образ матери на страницах повести.
Эмине Аджикелдиева читает отрывок. Слайд 11

Интересно, как развил образ матери Н.Лысенко в своей опере?

Учитель музыки:
Давайте мы послушаем арию Насти. Так зовут жену Тараса. И сделаем выводы.
Слушание Арии Насти. Слайд 12

Какой музыка показывает нам мать Остапа и Андрия? (грустной, тоскующей, любящей своих сыновей)
Обсуждение Арии с детьми
Партия казачки – жены почти вся соткана из народных старинных песен.

(обращаясь к учителю украинской литературы): Какие символы в украинском фольклоре традиционно связаны с образом матери?

Учитель украинской литературы:
(до дітей) Хочу звернутися до вас, діти. Які ви знаєте народні символи, що вже традиційно пов’язані з образом матері? Свою думку обґрунтуйте.
(Рушник: від народження до смерті людину супроводжують рушники;
Хліб: добробут в оселі, оберегом якої є мати)
Хліб і рушник – одвічні людські символи. Наш український рушник пройшов крізь віки і нині символізує чистоту почуттів, глибину безмежної любові до всіх, хто не черствіє душею; він щедро простелений близьким і далеким друзям, гостям. У нас на столі лежить хліб на рушнику, бо ми раді вітати гостей у нашій оселі.
Мати із хлібом на рушнику проводжала чоловіка, синів у далеку дорогу, адже знала, які важкі випробування на них чекають.

Учитель музыки:
Да, действительно, сложной была судьба казаков, много испытаний легло на их долю. Среди них выделяется фигура главного героя Тараса Бульбы. Слайд 13

От действия к действию всё глубже раскрывается образ Тараса. Вот он - суровый, но любящий заботливый отец, Бульба нежный к товарищам, беспощадный к врагу, карает польских магнатов, защищает угнетённых и обездоленных.
Послушайте арию и скажите, как музыка раскрывает образ Тараса Бульба (мужественный, суровый, предан своей Родине)

Слушание Арии Тараса Бульбы. Слайд 14


Рядом с Тарасом предстаёт ещё один мужественный образ – его сын Остап.


Учитель литературы:
Хочу, чтобы вы познакомились с проектной работой Алёны Гладыш «Герб рыцаря Остапа, чтобы вспомнить главные черты характера этого героя. Слайд 15
Выступление Гладыш Алёны.

Учитель музыки:
Мы познакомимся с одним из трагических моментов оперы. Ария Остапа «Що ти вчинив?»- лирическая кульминация в трагедии. Брат увидел Андрия тогда, когда кара уже осуществилась. У Остапа возникает много вопросов, но все они остаются без ответа. Андрий мёртв.

Слушание Арии Остапа. Слайд 16

У вас на партах находятся карточки с интонациями, выберите те интонации, которые присущи арии Остапа. (Волевые, драматические, мужественные).
Сцена прощания Остапа с Андрием – одна из лучших страниц оперы.

Подведение итогов.
Учитель музыки:
Итак, мы с вами познакомились с оперой «Тарас Бульба», прослушали фрагменты, пришли к выводу, что музыка имеет свой язык, она способна выразить то, что невыразимо словами, раскрыть самые глубокие, самые тонкие оттенки человеческих чувств, мыслей, настроений, переживаний. Музыка может потрясти, растревожить, успокоить, заставить радоваться и горевать, и мы обращаемся к эпиграфу нашего урока: «Человеку нельзя жить без Родины, как нельзя жить без песни».
Недаром во все времена люди стремились приблизиться к музыке – этому неиссякаемому источнику мудрости красоты познания. Подводя итог сегодняшнему разговору, хочу спросить вас, какие музыкальные эпизоды вам понравились?
В какие моменты своей жизни вы бы захотели прослушать фрагменты оперы?
Перед вами лежат стикеры. Нарисуйте на них смайлы, соответствующие вашему настроению. Слайд 17

(Дети рисуют и наклеивают на доску).


Спасибо за урок. Поблагодарим учителей русского языка и литературы и украинского языка и литературы!








13PAGE 15


13PAGE 14115




15