Методическая разработка профориентационного урока
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение города Москвы
Колледж Cвязи № 54
«Выбор профессии – путь к успеху!»
СЦЕНАРИЙ
ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ
«ЭНЕРГЕТИКА – НАШЕ ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА!»
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
140409 ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЕ (ПО ОТРАСЛЯМ)
Автор:
Исакова Екатерина Петровна, преподаватель специальных и общепрофессиональных дисциплин.
2015
Пояснительная записка
Важность и актуальность проблемы профориентации заключается в необходимости преодоления противоречий между желаниями школьников и потребностями общества. Ежегодно из школ выпускается большое количество абитуриентов, которым необходимо сделать правильный выбор будущей профессии или специальности. Ведь правильный выбор – залог успеха!
Энергетическое образование сегодня – это не только важное, но и модное направление. Первым направлением модернизации и обновления экономики Президентом России названы энергоэффективность и энергосбережение.
Инновационным в данной методической разработке является форма проведения мероприятия – круглый стол. С участием непосредственных работодателей по специальности и профессии, студентов и выпускников этой специальности, выпускников школ и колледжей, их родителей и преподавателей.
В перспективе материалы данной методической разработки можно использовать в работе ответственных за профориентационную работу в учреждениях среднего профессионального образования и школах города Москвы, т.к. энергетика – основа всего. Она – тот ключ, который необходим людям для овладения источниками энергии.
.
Содержательная часть
Слайд №1 Титульный лист
Слайд №2 Цель и задачи урока
Цель:
профессиональная ориентация по специальности Электроснабжение
(по отраслям) и профессии Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования;
Задачи:
актуализация представлений учащихся школ о мире энергетики;
ознакомление учащихся школ с потребностями современного рынка
труда в области энергетики;
расширение знаний о требованиях к специалистам этой области.
ознакомление учащихся школ с основными личностными и
профессионально важными качествами, необходимыми для специалиста в области энергетики.
Ведущий:
Здравствуйте уважаемые гости и эксперты в области энергетических профессии и специальностей.
Сегодня мы будем вести разговор о профессиях и специальностях нашего колледжа (Слайд №3 Эмблема колледжа) - Колледжа городской инфраструктуры и строительства №1.
Вашему вниманию мы представляем на экспертизу профессии и специальности энергетического профиля.
В этом нам будут помогать (Слайд №4):
Представители от работодателей.
Выпускники колледжа, работающие по специальности Электроснабжение (по отраслям).
Студенты нашего колледжа 2 и 3 курса.
Гости: учащиеся школ, их родители и преподаватели, проявляющие интерес к профессиям и специальностям энергетической отрасли.
Вступительное слово ведущего:
(Слайд №5) Яркая иллюминация улиц, работа крупнейших заводов и фабрик, обеспечение комфортных условий для жизни миллионов людей — все это требует ежедневного, упорного труда энергетиков.
Энергетика – это не только мощные электростанции, надежные сети и современное оборудование, но и люди, обеспечивающие надежное электроснабжение потребителей (и это самое главное в ней). Дело это нелегкое и ответственное, требующее высокого профессионализма.
Электроэнергетика – важнейшее звено российской экономики. От людей, работающих в этой сфере, напрямую зависит бесперебойная работа промышленных предприятий, государственных учреждений, транспорта, связи, школ, больниц. В конечном итоге качество жизни каждого из нас и будущее всей страны.
Уважаемые эксперты, могли бы Вы кратко, на понятном языке для не профессионала объяснить, чем занимаются выпускники, получившие квалификацию ТЕХНИК – ЭЛЕКТРИК.
Представитель работодателя:
Сфера профессиональной деятельности техника-электрика довольно широка:
чтение и анализ электрических схем;
проектирование, монтаж, наладка, эксплуатация электрооборудования трансформаторных подстанций и электрических сетей;
обслуживание, диагностика и ремонт объектов и оборудования систем электроснабжения;
диагностика или проверка исправности состояния устройств электроснабжения;
организация работы бригад и подразделений, работа и составление конструкторской документации;
Хотелось бы обратить внимание о применении в трудовой деятельности энергетиков, современных технологий, которые не стоят на мете и постоянно модернизируются и обновляются. В работе техник-электрик использует методы современных информационных технологий, которые с настоящее время всё больше внедряются в энергетическую отрасль.
Выпускник:
Сегодня без инженеров-энергетиков, техников-электриков, да и просто электромонтажников не обходится ни одна отрасль производства.
Подобные специалисты на предприятии, где я работаю, нужны как воздух. Поверьте, на сегодняшний день выпускников колледжей, молодых энергетиков, что называется, предприятия и организации «расхватывают с руками».
Ведущий:
А теперь обратимся к нашим гостям. Уважаемые гости у вас есть вопросы к нашим экспертам?
Гости:
Какими личностными качествами должен обладать человек, желающий освоить эту специальность или профессию?
Выпускник:
профессиональная компетентность;
ответственность (готов брать на себя ответственность за себя и своих
подчиненных);
внимательность;
целеустремленность;
решительность;
настойчивость;
упорство;
лидерство;
усидчивость;
умение работать в команде.
Гости:
Где может найти себе работу выпускник вашей специальности? (Слайд №6 с логотипами социальных партнеров и предприятий баз практики)
Студент колледжа:
Для старта в этой сфере деятельности – работа в одной из многочисленных строительно-монтажных организаций, а в Москве их сотни, и в каждой нужны энергетики.
Они занимаются организацией временного энергоснабжения на строительных объектах, обеспечивают бесперебойную работу, правильную эксплуатацию, ремонт и поддержку энергетического оборудования и электросетей. Здесь могут работать и выпускники НПО и СПО. Разница лишь в том, что технику-электрику на стройке приходится не только руководить рабочими (электриками, например), но и иметь дело с проверяющими структурами, оформлять договоры, осуществлять платежи, вести общий технический надзор на объекте. Для этого нужно быть не только грамотным специалистом, но и обладать лидерскими качествами, уметь найти общий язык как с рабочими, так и с вышестоящими организациями.
Студент колледжа:
Хотелось бы добавить, что более сложной и интересной может быть работа техника-электрика в проектных и пусконаладочных организациях. Здесь задача сложнее: восстановление энергосетей предприятий, закупка оборудования, доставка, монтаж, пусконаладочные работы. Участие в разработке проектов по строительству энергетических объектов.
Выпускник:
Еще одним работодателем, который «всегда рядом», являются крупные организации (в том числе заводы, сети магазинов, склады, кинотеатры, спортивные комплексы и др.), которым необходимы энергетики, занимающиеся эксплуатацией системы электроснабжения и ее поддержкой.
Они проводят ремонтные работы энергетического оборудования, устанавливают и налаживают новые механизмы, занимаются организацией бесперебойного электроснабжение объектов.
Гости:
Мне кажется, что ваша специальность связана с большими рисками для жизни. Так ли это?
Работодатель:
Действительно, Вам это только кажется. Ведь в колледже учат не только азам профессии, но и использованию в своей работе безопасных приемов труда и применению их на практике.
Наша специальность не опаснее чем у менеджера, юриста, банковского работника и т.д.
Ведущий:
В колледже студенты не только получают основы профессиональной деятельности, но и учатся мыслить творчески. (Слайд №7)
Например, наш студент Панфилов Вячеслав сконструировал трансформатор Тесла. Демонстрация трансформатора Тесла (видео)
Никола Тесла серб по происхождению — изобретатель в области электротехники и радиотехники, инженер, физик, работал во Франции и США. Широко известен благодаря своему вкладу в создание устройств, работающих на переменном токе. Современники-биографы считали Тесла «человеком, который изобрёл XX век», ведь этот человек развернул целую «войну» в конце 19 начале 20 века, которую называют. Войной токов — противостояние Томаса Эдисона и Николы Тесла за использование постоянного и переменного тока соответственно. «Война» продолжалась свыше ста лет и закончилась в конце ноября 2007 года с окончательным переходом Нью-Йорка с постоянного тока на переменный.
Ведущий:
Возможно это единственное из изобретений Тесла, сегодня носящих его имя. Трансформатор Тесла - устройство, производящее высокое напряжение при высокой частоте. Использовалось им для экспериментов в нескольких размерах и вариациях. Трансформатор Тесла, также известный как катушка Тесла, используется и сегодня на радио и телевидении.
Гости:
Могут ли по этой специальности обучаться девушки?
Выпускница:
Да могут. Например, я выпускница специальности Электроснабжение (по отраслям) 2009 года. Нашла свое призвание в этой казалось бы мужской специальности.
Работаю диспетчером на предприятии МОЭСКа. Читаю и составляю электрические схемы, работаю с оперативным персоналом в случае аварии. И могу сказать, что мой труд достойно оплачивается.
Гости:
После окончания колледжа могу ли я продолжить обучение в вузе. Если да, то где и на каких условиях?
Ведущий:
Да, на этом хочется остановиться немного подробнее. (Слайд №8)
Энергетика — это как раз одна из тех отраслей, в которой учиться нужно постоянно. Меняются нормативные акты, оборудование, законодательство, технологическое оснащение, экологические нормы — все эти перемены происходят в отрасли постоянно. В Москве не так много ВУЗов, которые занимаются подготовкой энергетиков на высоком профессиональном уровне. Это:
Московский энергетический институт (МЭИ);
Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана (МГТУ им. Н.Э. Баумана);
Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ);
Московский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горячкина (МГАУ им. В.П. Горячкина).
Наш колледж имеет договор с МГАУ им В.П. Горячкина, поэтому вы можете продолжить образование именно там. Выпускникам колледжа даются определенные льготы (поступление без ЕГЭ, по сокращенной программе - 3,5 года, разные формы обучения: заочная, очно-заочная, дневная). В этом году нам дали возможность поступить на обучение за счет средств бюджета.
Выпускник:
Я поступил в этот университет на заочную форму обучения, и параллельно работаю на предприятии.
Ведущий:
Выпускники колледжа 2008 года выпуска, уже закончили университет имени В.П. Горячкина, получили дипломы и работают по специальности. Мы ими гордимся, а они гордятся своей специальностью.
Гости:
Подскажите, какие экзамены нужно сдавать?
Ведущий:
Выпускников школ и обучающихся по программам начального профессионального образования на ступень среднего профессионального образования, мы принимаем без экзаменов.
Ведущий:
К настоящему времени резко выросла престижность таких профессий, как менеджер, маркетолог, экономист, психолог, юрист и т.д. Но рынок труда не в состоянии «переварить» всех выпускников Вузов по данным профессиям, что привело к перенасыщению рынка труда этих профессий. Возникла ситуация, когда низкая потребность рынка труда не соответствует высокой престижности. Как следствие ожидается некоторое падение престижности этих профессий.
Мне бы хотелось закончить встречу стихотворными строчками:
«Все люди с электричеством живут.
Без электричества наш труден путь.
Обед, уют и дома теплота,
Электрику - подвластны навсегда!
Читаем мы технический чертеж,
И цепи электрические тож,
Мы знаем, что ученье это свет,
А света нет и знаний тоже нет».