Рабочая программа по технологии Обслуживающий труд (для сельских школ) 6 класс


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Селтинская средняя общеобразовательная школа
Селтинского района Удмуртской Республики

Рассмотрено на заседании
методического объединения
« 25 »августа 2015 г.
протокол № 1

Принято на заседании
педагогического совета
« 28 » августа 2015 г.
протокол №7
Утверждено
Руководителем ОУ
« 28 » августа 2015 г.
приказ № 170-од
печать

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По Технологии (обслуживающий труд)
(6 а,б,в,г класс)
Рылова Екатерина Анатольевна
Учитель первой квалификационной категории
2015- 2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по направлению «Технология. Обслуживающий труд» составлена для учащихся 6 класса на основе следующих документов:
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования. Утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года №1089
Программа начального и основного общего образования «Технология Обслуживающий труд» для 1-9 классов. Автор В.Д. Симоненко-М.: Вентана-Граф.2008-192 с.
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Данная рабочая программа включает четыре раздела: пояснительную записку; тематический план; поурочное планирование; требования к уровню подготовки выпускников. Рабочая программа по технологии для 6 класса разработана в соответствии с УМК по учебникам для общеобразовательных учреждений: «Технология » 6 класс В.Д.Симоненко.- М.:Вентана-Граф,2009.-208с.
Главная цель образовательной области «Технология» — подготовка обучающихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики.
Цели:
- освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
- овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения жизненных и профессиональных планов; безопасными приёмами труда;
- развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организационных способностей;
- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
- получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Задачи:
-приобретение знаний о взаимодействии природы, общества и человека, об экологических проблемах и способах их разрешения, о негативных последствиях влияния трудовой деятельности человека, элементах машиноведения, культуры дома, об информационных технологиях технологии обработки ткани и пищевых продуктов, художественной обработке материалов, об информационных технологиях;
- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
- развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи;
- обеспечение учащимся возможности самопознания, изучения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения;
- овладение основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и умением применять их при реализации собственной продукции и услуг;
- использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учетом требований дизайна и декоративно-прикладного искусства для повышения конкурентоспособности при реализации;
- развитие эстетического чувства и художественной инициативы ребенка.
Данная рабочая программа рассчитана на 42 часа ( по 2 часа в неделю). Основной формой организации учебного процесса является сдвоенный урок, который позволяет организовать практическую творческую и проектную деятельность, причем проекты могут выполняться учащимися как в специально выделенное в программе время. Так и интегрироваться с другими разделами программы.
Данная программа по технологии для 5-9 классов является комплексной. В нее включены разделы по сельскохозяйственному труду: «Растениеводство», «Животноводство», а так же базовые разделы по технологиям технического и обслуживающего труда; учащиеся изучают раздел «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов», «Кулинария». Кроме того программа содержит инвариантные разделы: «Черчение и графика», «Технология ведения дома», «Электротехнические работы», «Современное производство и профессиональное образование». Программой предусмотрен раздел «Проектная деятельность». Этот раздел может изучаться в конце года, или его часы могут быть соединены с часами того раздела, в рамках которого предусмотрено выполнение учебного творческого проект. Общее количества часов по авторской программе – 70 часов, а базисный план предполагает 34 учебной недели, поэтому программа рассчитана на 68 часов по 2 в неделю; что повлекло уменьшение часов по некоторым разделам.
В программу внесены следующие изменения:
- В раздел кулинарии входит только теория, так как в школе отсутствует кабинет кулинарии.
-На раздел «Сельскохозяйственный труд» отведено 26 часа ( осенью-14 часов и весной-12 часов), ведутся эти занятия учителем биологии.
В программу внесены изменения последовательности изучения разделов.
Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда.
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся.
Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно- практические работы. Ведущей структурной моделью для организации занятий по технологии является комбинированный урок.
В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи. Программа предполагает применение ИКТ и Интернет ресурсов.
В ходе изучения технологии затрагиваются вопросы охраны труда, правильной организации рабочего места.

Минимум содержания образовательной программы для 6 класса
Создание изделий из текстильных материалов
Организация рабочего места. Соблюдение правил безопасного труда при использовании инструментов, механизмов и машин.
Выбор тканей, трикотажа и нетканых материалов с учетом их технологических, гигиенических и эксплуатационных свойств для изготовления швейных изделий.
Конструирование одежды. Измерение параметров фигуры человека. Построение и оформление чертежей швейных изделий.
Современные направления моды в одежде. Выбор индивидуального стиля в одежде. Моделирование простейших видов швейных изделий. Художественное оформление и отделка изделий.
Подготовка выкройки к раскрою. Копирование готовых выкроек. Изменение формы выкроек с учетом индивидуальных особенностей фигуры.
Подготовка текстильных материалов к раскрою. Рациональный раскрой.
Технология соединения деталей в швейных изделиях. Выполнение ручных и машинных швов. Устройство, регулировка и обслуживание бытовых швейных машин. Современные материалы, текстильное и швейное оборудование.
Проведение примерки. Выявление дефектов при изготовлении швейных изделий и способы их устранения.
Выполнение влажно-тепловой обработки в зависимости от волокнистого состава ткани. Контроль и оценка готового изделия.
Проектирование полезных изделий с использованием текстильных или поделочных материалов. Оценка материальных затрат и качества изделия.
Профессии, связанные с обработкой конструкционных и поделочных материалов. Кулинария
Хранение пищевых продуктов. Домашняя заготовка пищевых продуктов.
Разработка учебного проекта по кулинарии.
Влияние технологий обработки пищевых продуктов на здоровье человека. Экологическая оценка технологий.
Профессии, связанные с производством и обработкой пищевых продуктов.
Растениеводство
Основные направления растениеводства: полеводство, овощеводство, плодоводство, декоративное садоводство и цветоводство.
Характеристика основных типов почв. Чтение почвенных карт. Выбор способа обработки почвы и необходимых ручных орудий. Машины, механизмы и навесные орудия для обработки почвы.
Использование органических и минеральных удобрений, нетоксичных средств защиты растений от болезней и вредителей.
Организация технологического цикла производства продукции растениеводства: выбор и подготовка посевного и посадочного материала, подготовка почвы и внесение удобрений, посев и посадка, уход за посевами и посадками, защита растений от болезней и вредителей, сбор урожая.
Выращивание растений в защищенном грунте, выбор вида защищенного грунта, покрывных материалов. Выращивание растений рассадным способом.
Выбор способов хранения урожая. Подготовка хранилищ к закладке урожая. Поддержание микроклимата. Подготовка урожая к закладке на хранение. Способы уменьшения потерь продукции при хранении.
Организация и планирование технологической деятельности в растениеводстве: выбор видов и сортов сельскохозяйственных и цветочно-декоративных культур для выращивания на пришкольном участке и в личном подсобном хозяйстве. Развитие растениеводства в регионе. Правила безопасного труда в растениеводстве. Расчет себестоимости растениеводческой продукции и планируемого дохода. Оценка влияния агротехнологий на окружающую среду.
Профессии, связанные с выращиванием растений.
Технология ведения дома
Интерьер жилых помещений и их комфортность. Современные стили в оформлении жилых помещений.
Подбор средств оформления интерьера жилого помещения с учетом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических требований. Использование декоративных растений для оформления интерьера жилых помещений..Организация рабочего места для выполнения санитарно-технических работ. Планирование работ, подбор и использование материалов, инструментов, приспособлений и оснастки при выполнении санитарно-технических работ. Соблюдение правил безопасного труда и правил предотвращения аварийных ситуаций в сети водопровода и канализации. Простейший ремонт элементов систем водоснабжения и канализации.
Характеристика распространенных технологий ремонта и отделки жилых помещений. Подбор строительно-отделочных материалов. Оснащение рабочего места для ремонта и отделки помещений. Применение основных инструментов для ремонтно-отделочных работ.
Экологическая безопасность материалов и технологий выполнения ремонтно-отделочных работ.
Соблюдение правил безопасности труда и гигиены при выполнении ремонтно-отделочных работ. Применение индивидуальных средств защиты и гигиены.
Уход за различными видами половых покрытий. Удаление загрязнений с одежды бытовыми средствами. Выбор и использование современных средств ухода за обувью. Выбор технологий и средств для длительного хранения одежды и обуви.
Ознакомление с профессиями в области труда, связанного с выполнением санитарно-технических или ремонтно-отделочных работ.
Черчение и графика
Организация рабочего места для выполнения графических работ.
Использование условно-графических символов и обозначений для отображения формы, структуры объектов и процессов на рисунках, эскизах, чертежах, схемах.
Понятие о системах конструкторской, технологической документации и ГОСТах, видах документации.
Чтение чертежей, схем, технологических карт.
Профессии, связанные с выполнением чертежных и графических работ.
Учебно-тематический план 6 класс
Тема, раздел Теоретические занятия (количество часов) Практические (лабораторные) занятия(количество часов) Контрольные
занятия (количество часов) Общее количество часов
Сельскохозяйственные работы (осенний период)
-Уборка и учет урожая
-Обработка почвы 4
3
1 10
6
4 14
9
5
Материаловедение
-Натуральные волокна животного происхождения
-Лабораторно-практическая работа «Определение натурального волокна шерсти и шелка» 2
2 2
2 4
2
2
Технология изготовления швейных изделий
-Швейная машина с ножным приводом.
-Обработка накладного кармана.
-Измерение фигуры человека.
-Построение основы чертежа юбки в М 1:4.
-Моделирование изделия.
-Раскладка выкройки на ткань. Раскрой изделия.
-Подготовка деталей кроя к обработке. Подготовка юбки к примерке.
-Обработка вытачек и складок.
-Примерка. Исправление дефектов. Обработка после примерки.
-Обработка застежки «тесьмой молния».
-Обработка пояса и соединение его с юбкой.
-Обработка нижнего среза юбки. Окончательная обработка. ВТО 6
1
0.5
0.5
0.5
0,5
0.5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5 18
1
1.5
1.5
2
1.5
1.5
1.5
1,5
1,5
1,5
1.5
1.5 24
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
Кулинария
-Значение овощей в питании человека. Влияние технологии обработки продуктов.
-Технология приготовления салатов. Пищевая ценность рыбы.
-Блюда из круп, макаронных и бобовых растений. 6
2
2
2 6
2
2
2
Технология ведения дома
-Уход за одеждой и обувью.
-Интерьер жилого помещения 6
1
1 2
1
1 8
2
2
Выполнение творческого проекта. Заключительный этап.
-Защита проекта 2
2 2
2
Сельскохозяйственные работы (весенний период)
-Выращивание и высадка рассады
-Значение и способы весенней обработки почвы. 4
3
1 8
5
3 12
9
3
28 40 68
Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса
Знать:
Санитарные требованияк помещению кухни столовой, правила работы с горячими маслами;
Значение овощей в питании человека, Правила сохранения витаминов в процессе хранения и кулинарной обработки овощей. Механическую и тепловую обработку овощей.
Способы первичной обработки рыбы.
Правила технологической обработки круп, бобовых и макаронных изделий.
Натуральные волокна животного происхождения.
Принцип действий и устройства механизмов преобразования движения швейной машины
Требования предъявляемые к легкому женскому платья.
Основные приемы моделирования юбок.
Основные требования по уходу за одеждой и обувью
Правила сбора и хранения семян.
Особенности осенней и весенней обработки почвы.
Агротехнические требования по уходу за рассадой.
Уметь:
Работать с бытовыми электроприборами
Определять качество рыбы, проводить первичную обработку;
Проводить первичную обработку круп, бобовых и макаронных изделий;
Выполнять эскизы интерьера;
Регулировать качество машинной строчки, устанавливать иглу в швейную машину.
Выполнять машинные швы.
Готовить ткань к раскрою, экономно раскладывать выкройки на ткань.
Выполнять простейший ремонт.
Убирать урожай и закладывать его на хранение.
Вносить удобрения во время осенней обработки почвы
Выращивать растения рассадным способом
Календарно-тематическое планирование6 (А,Б,В,Г)класс
Количество часов на год: в неделю__2__, всего__68____.
№ урока Тема урока Дата проведения Основные понятия термины Требования к уровню подготовки обучающихся(ЗУН) Домашнее задание Примечание
По плану По факту 1-2
Сельскохозяйственные работы (осенний период)
-Введение. ТБ при работе на УОУ.
-Экскурсия по УОУ. 03.09 записи 3-4
-Осенние работы в овощеводстве.
-Уборка урожая. 10.09 Уборка, бурты, подвалы, траншеи, овощехранилище. Знать:-Условия и правила хранения овощей.
Уметь:-правильно и качественно собирать урожай. записи 5-6
-Уборка, учет урожая и закладка его на хранение 17.09 Уметь:-правильно и качественно собирать урожай.
- закладывать урожай на хранение 7-8
-Правила сбора и хранения семян.
-Сбор семян цветочно-декоративных культур. 24.09 Семенники, маточники Знать:- правила сбора и хранения семян.
Уметь:-Сбор семян цветочно-декоративных культур 9-10 -Сбор семян цветочно-декоративных культур.
-Особенности осенней обработки почвы. 01.10 Плодородие. Перегной или гумус Знать: - Особенности осенней обработки почвы. 11-12 -Осенняя обработка почвы с внесением удобрений 08.10 Уметь: - Осенняя обработка почвы с внесением удобрения 13-14 -Осенняя обработка почвы с внесением удобрений 15.10 Уметь: - Осенняя обработка почвы с внесением удобрения 15-16 Материаловедение
-Натуральные волокна животного происхождения.
-Свойства натуральных волокон.
Атласное и саржевое переплетение 22.10 Материаловедение; волокна животного происхождения; свойства волокон Знать:
-краткие сведения о волокнах животного происхождения;
-свойства натуральных волокон животного происхождения, а так же нитей и тканей.
Уметь:
-определять саржевые и атласные переплетения;
- определять лицевую и изнаночную сторону ткани §1 17-18 -Лаб.–практическая
работа.
«Определение натурального волокна шелка и шерсти» 29.10 Уметь:
-определять натуральные волокна из шерсти и шелка 19-20 Технология изготовления поясных швейных изделий
- Швейная машина с ножным приводом (Устройство машинной иглы. Устройство моталки. Работа на швейной машине с ножным приводом)- Техника безопасности при работе на швейной машине. Санитарно-гигинические требования.
12.11 Ножной привод. Машинная игла Знать:
-устройство ножного привода и машинной иглы;
-ТБ при работе на швейной машине с ножным приводом и санитарно-гигиенические требования.
-причины, вызывающие неполадки в работе швейной машины
Уметь:
-работать на швейной машине с ножным приводом.
-уметь подбирать иглыи нити в зависимости от вида ткани Принести ткань для поузловой обработки 21-22 - Обработка накладного кармана.
Практическая работа: Обработка накладного кармана 19.11 Виды карманов. (накладной карман) Уметь:
-выполнять накладнае и настрочные швы 23-24 - Измерение фигуры человека
(Изделия поясной групп одежды.Виды юбок)-Практическая работа: «Снятие мерок 26.11 Измерение фигуры. Правила снятия мерок Знать:-требования предъявляемые к легкому женскому платью;
-ткани и виды отделок для юбок;
-правила снятия мерок на свободу облегания .Уметь: - снимать мерки для юбки Принести альбомы для чертежей 25-26 - Построение основы чертежа юбки в М 1:4 (прямая, коническая, клиньевая) 03.12 конструирование Иметь представление:
-об условиях графических изображениях деталей и изделий;
- о последовательности построения основы чертежа юбки Построить чертеж в натуральную величину 27-28 Моделирование изделия (юбки)
Практическая работа: «Моделирование юбки» 10.12 Моделирование Иметь представление:
-о форме, силуете, стиле. Зависимости выбора фасона от собственной фигуры.
Знать: способы моделирования и правила подготовки выкройки к раскрою.
Уметь ими пользоваться.
§17
Принести ткань для раскроя юбки 29-30 -Раскладка выкройки на ткань.
-Раскрой изделия 17.12 Выкройка;
раскрой Знать правила раскладки деталей на ткани.
Уметь экономно расходовать ткань записи 31-32 -Подготовка деталей кроя к обработке.
-Подготовка юбки к примерке. 24.12 Копировальные стежки Знать и уметь способы прокладывания контурных и контрольных линий и точек.
Уметь сметывать детали кроя 33-34 -Обработка выточек и складок 14.01 Сметать, стачать Знать и уметь обрабатывать вытачки 35-36 - Примерка. Исправление дефектов. Обработка после примерки. 21.01 дефекты Знать и уметь применять на практаке правила проведения примерки и способы исправления дефектов Принести молнию 37-38 - Обработка застежки «тесьмой - молния». 28.01 Знать и уметь обрабатывать застежку «тесьмой –молния» 39-40 -Обработка пояса и соединение его с юбкой 04.02 Обтачать, приметать, притачать Знать и уметь обрабатывать притачной пояс.
-применять способы обработки верхнего среза юбки 41-42 -Обработка нижнего среза юбки. Окончательная обработка. ВТО 11.02 Заметать, застрочить, ВТО Знать и уметь применять способы обработки нижнего среза юбки.
Знать особенности ВТО шерстяных и шелковых тканей; правила ТБ при ВТО 43-44 Кулинария
-Значение овощей в питании человека.
-Влияние технологии обработки продуктов 18.02 Овощи в питании человека.
Влияние обработки на продукты Иметь представление
- о значении минеральных веществ для здоровья человека;
-сеточной потребности в них.
Знать:
-влияние технологии обработки продуктов 45-46 -Технология приготовления салатов.
-Пищевая ценность рыбы 25.02 Пищевая ценность рыбы Знать:
- опищевой ценности рыбы и других продуктов моря, использование их в кулинарии;
-признаки свежести рыбы;
-технологию и санитарные нормы первичной и тепловой обработки рыбы. 47-48 -Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий.
-Первичная подготовка к варке круп, бобовых и макаронных изделий 04.03 Макаронные изделия и крупы Знать:
-виды круп. Бобовых и макаронных изделий;
-правила варки крупяных, рассыпчатых вязких, жидких каш. Бобовых и макаронных изделий 49-50 Технология ведения дома
-Уход за одеждой и обувью
-Уход за одеждой и обувью
11.03 Уход за одеждой и обувью Знать:
-средства ухода и защиты одежды из шерстяных и шелковых тканей;
-значение символов на ярлыках тканей;
- уход за обувью.
Уметь:
-расшифровывать символы на ярлыках одежды шерсти и шелка. §15, 18 стр. 54 (уч. 6 кл.) 51-52 -Интерьер жилого помещения
- Интерьер жилого помещения 18.03 интерьер Знать:
-роль освещения в интерьере жилого дома.
Уметь:
-выполнять способы оформления интерьера;
-объяснить роль освещения;
-подбирать бытовую технику с учетом потребностей семьи. §29 стр.157 (6 кл.) 53-54 Выполнение творческого проекта. Заключительный этап (оценка проделанной работы001.04 Уметь:
-оценивать проделанную работу
55-56 Защита проекта
Защита проекта 08.04 Уметь защищать проект 57-58
Сельскохозяйственные работы (весенний период)
-Введение. ТБ при работе на УОУ.
-Экскурсия на УОУ 15.04 59-60 -Рассадный способ выращивания растений.
-Подготовка теплиц и парников 22.04 Рассада, теплица, парники, перегной, дерновая земля, торф Знать:- рассадный способ выращивания растений.
Уметь: - подготовка теплиц и парников записи 61-62 -Выращивание рассады 29.04 Пикировка Уметь: - выращивать рассаду 63-64 -Агротехнические требования по уходу за рассадой.
-Уход за рассадой. 06.05 Рассадники, полив, подкормка, рыхление. Знать:-Агротехнические требования по уходу за рассадой.
Уметь: - Уход за рассадой. записи 65-66 -Уход за рассадой
-Особенности весенней обработки почвы. 13.05 Защита от сорняков и болезней.
Удобрения, предпосевная обработка Знать: -Особенности весенней обработки почвы.
Уметь:- Уход за рассадой записи 67-68 -Весенняя обработка почвы, с/х орудия 20.05 Учебно-методическое обеспечение рабочей программы 6 класс
1.Технология. Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., перераб./Под ред. В.Д.Симоненко. – М.: Вентана-Графф,2009.-208с
Учебные пособия
1.Старикова Е. В. Корчагина Г. А. Дидактический материал по трудовому обучению: Кулинарные работы, Обработка ткани: 5 Класс: Книга для учителя М.: Просвещение, 1996.
2.Творческий проект по технологии обработки ткани 5-9 класс
3.Бровина Е.В. Швея, портной. Комплект инструкционно-технологических карт.
4. В.Д. Симоненко. Основы потребительской культуры
5.Трудовое обучение: С-х. работы: Проб. Учеб. Пособие для 5-7 кл.ср.шк./З.А.Клепинина, В.С.Капралова, Д.И.Трайтак. и др. Под ред.. Д.И.Трайтака – 2-е изд. – М: Просвещение. 1990 – 191 с., 4 л. Ил: - ISBN
Методическое обеспечение
1. Журнал «Школа и производство»
2.Технология.6 класс (девочки): поурочные планы по учебнику под редакцией В.Д.Симоненко/авт-составитель О.В.Павлова - Волгоград: Учитель, 2008-281с.