Программа элективного курса «Карликовые государства Евразии» для школ-интернатов I-II вида

ГОУ школа-интернат I-II вида


Рассмотрена на заседании Утверждена на заседании
научно-методического совета педагогического совета
протокол № 4 протокол № 32
от 13.05.09 от 27.08.09.
Руководитель НМС: Пьянкина Н.Б. директор школы: Иванова Н.М.













Программа элективного курса «Карликовые государства Евразии» для школ-интернатов I-II вида















Автор: учитель географии
Пьянкина Н.Б.









Кострома 2009 Пояснительная записка
Программа элективного курса «Карликовые государства Евразии» предназначена для учащихся 8 класса школы-интерната для детей с нарушением слуха, базируется на знаниях географии материков и океанов, предшествует изучению курса географии России.
Содержание данного курса позволяет познакомить учащихся с карликовыми государствами, расположенными на материке Евразия, и их ролью в мировом сообществе.
Теоретический и практический материал данного элективного курса расширяет рамки учебной программы, поскольку о карликовых государствах там лишь упоминается, и рассчитан на 16 часов.
Современный мир очень интересен и привлекателен тем, что встреча с ним – это знакомство с прекрасным и неизвестным. Каждый учащийся открывает что–то новое для себя и друзей. Заочные путешествия по странам, особенно таким необычным как карликовые государства, используя возможности глобальной сети Интернет, видеофильмы, дополнительную и справочную литературу, всевозможные карты, несомненно, усилит интерес учащихся к изучению географии.
Курс демонстрирует связь географии с биологией, историей, экологией, экономикой. Межпредметный характер курса позволит повысить познавательную активность глухих школьников, развить их аналитические способности.
Особенностью данного курса является то, что он почти полностью проводится с использованием информационно-коммуникационных технологий. Живя в информационном обществе, дети должны иметь представление о различных информационных процессах, владеть основными элементами информационной культуры. Использование компьютерных технологий позволит максимально учитывать индивидуальные особенности учащихся, развивать их творческие способности, удовлетворить познавательный интерес.
Цель программы:
расширить географический кругозор, познакомить учащихся с карликовыми государствами Евразии.
Задачи программы:
вызвать интерес к изучению стран мира;
закреплять знание учащимися географической терминологии;
развивать общеучебные умения (умения работать с научно-популярной и справочной литературой, с информацией глобальной сети Интернет, сравнивать, выделять главное, обобщать, систематизировать материал, делать выводы);
развивать самостоятельность и творчество при выполнении практических заданий по созданию компьютерных презентаций;
развивать коммуникативную речь учащихся в ходе изучения курса;
воспитывать толерантное отношение к другим народам.
Требования к усвоению учебного материала. В результате изучения программы элективного курса учащиеся должны знать :
карликовые государства Евразии и их столицы;
особенности природы, населения и экономики этих стран;
особенности стран, отличающие их от других государств.
Учащиеся должны уметь (называть, показывать):
создавать компьютерные презентации;
работать с различными источниками информации;
ориентироваться по карте.
Ожидаемые результаты.
Учащиеся, прошедшие данный курс, получат необходимые знания, умения и навыки для понимания и познания мира. Постоянная работа с различными источниками информации позволит сформировать ответственность и самостоятельность. Повысится интерес к предмету.


Система оценивания успешности прохождения курса.
Основной формой проверки и оценки знаний является умение работать со статистическими материалами и географическими картами, искать информацию в Интернете, выполнять проектные работы. Занятия по основным вопросам темы проводятся в компьютерном классе. Результатом успешного прохождения программы могут служить созданные учащимися презентации.

Учебно-тематический план




Название тем курса
Всего часов
В том числе
Формы контроля




теория
практика


1
Введение
1
1



2
Положение карликовых государств на карте Евразии
2

2
Отчёт по практическим работам

3
Карликовые государства Европы
4
4

Заполнение таблицы

4
Алгоритм создания презентаций
2
2

Наличие папки с материалами

5
Карликовые государства Европы. Проектные работы учащихся
3

3
Оценивание товарищами работы учащегося

6
Карликовые государства Азии. Проектные работы учащихся
3

3
Оценивание товарищами работы учащегося

7
Итоговое занятие
1

1
Отчёт по практической работе


Итого:
16




Содержание программы
Введение(1 ч.) Знакомство с содержанием курса. Выбор зачётных работ.
Тема 1. Положение карликовых государств на карте Евразии (2ч.).
Практическая работа №1.Карликовые государства на карте Евразии. Составление каталога карликовых государств Европы и Азии.
Практическая работа №2. Страны-соседи. Определение лидера по числу соседей.
Тема 2. Карликовые государства Европы (4 ч.).
Люксембург. Андорра. Мальта. Ватикан (географическое положение, природа, население, государственное устройство, экономика, особенности страны)
Тема 3. Алгоритм создания презентаций (2 ч.).
Поиск информации в Интернете, её отбор, сохранение и редактирование. Создание презентаций в программе PowerPoint.
Тема 4. Карликовые государства Европы. Проектные работы учащихся (3 ч.).
Лихтенштейн. Бахрейн. Монако (географическое положение, природа, население, государственное устройство, экономика, особенности страны)
Тема 5. Карликовые государства Азии. Проектные работы учащихся (3 ч.).
Сингапур. Бахрейн. Мальдивы (географическое положение, природа, население, государственное устройство, экономика, особенности страны)
Итоговое занятие(1 ч.).
Практическая работа №3. Построение диаграмм, используя приведённые в таблице данные.
Оформление сборника работ учащихся.




Темы проектных работ
И это всё о нём. Лихтенштейн.
Крошка Монако.
Побываем в Сан-Марино.
В далёком Сингапуре.
Райский уголок – Мальдивы.
Мал золотник, да дорог. Бахрейн.


Методические рекомендации
В ходе изучения курса учащиеся составляют визитные карточки (в виде таблицы) карликовых государств Евразии. На итоговом занятии, используя эту таблицу, учащиеся отрабатывают навыки построения диаграмм.

Практическая работа №1.
Карликовые государства на карте Евразии. Составление каталога карликовых государств Европы и Азии.
Цель работы: составить каталог карликовых государств Европы и Азии, найти эти страны на карте.
Оборудование: политическая карта мира, атласы
Ход работы:
Найдите на политической карте мира карликовые государства из списка. Распределите их на 2 группы: карликовые государства Европы и карликовые государства Азии. Заполните сводную таблицу.

Практическая работа №2.
Страны-соседи. Определение лидера по числу соседей.
Цель работы: определить, с какими странами граничит каждое из карликовых государств Евразии, выявить среди них лидера.
Оборудование: политическая карта мира, атласы
Ход работы:
Найдите на политической карте мира соседей карликовых государств Евразии. Определите, какая страна имеет большее число соседей. Заполните сводную таблицу.

Практическая работа №3.
Построение диаграмм, используя приведённые в таблице данные.
Цель работы: построить диаграммы, используя данные о площади карликовых государств и численности населения.
Оборудование: визитная карточка карликовых государств, компьютер.
Ход работы:
Используя программу Microsoft Office Excel, построить диаграммы «Территория карликовых государств Евразии» (1 группа), «Численность населения карликовых государств» (2 группа).


Литература.
Богданович О.И. и др. Страны мира: Энциклопедический справочник. – Смоленск: Русич, 2001. – 624 с.
Душина И.В. География. Наш дом – Земля. Материки, океаны, народы и страны. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений – М. : Дрофа, 2005. – 383, с.
Интернет-ресурсы
Компакт-диски («Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», «Страны мира», «География 6-10 классы»












Заголовок 215