Сообщение на педагогическом совете — компетентностный подход в организации образовательного процесса.
Одним из приоритетов развития системы среднего профессионального образования России, зафиксированных в Программе модернизации Российского образования, утвержденной Правительством РФ, является усиление соответствия его результатов перспективным требованиям рынка труда, придание ему практико-ориентированного характера, в том числе – через переход на компетентностный подход в организации образовательного процесса. Для этого необходима ориентация системы образования не столько на сумму знаний, сколько на набор компетенций, обеспечивающих готовность к работе в динамично изменяющихся экономических условиях, возможность осмысленно вос-принимать и критически оценивать социально-экономические процессы, про-гнозировать их развитие, адаптироваться в них и, в идеале, влиять на эти про-цессы. Это требует серьезных изменений в обеспечении качества подготовки специалистов. Современная же ситуация в образовании среднего звена свидетельствует о том, что его реформирование в данном направлении происходит достаточно быстрыми темпами.
Решение проблемы видится не только в отказе от передачи готовых знаний через объяснительно-иллюстративный, репродуктивный методы или их со-четание, но и в выработке новых педагогических технологий, связанных с формированием профессиональной компетентности специалистов.
Качество подготовки к будущей профессиональной деятельности выпускников находится в прямой зависимости от педагогической технологии, которую мы принимаем для реализации педагогической задачи и достижения поставленных целей, а также уровня профессионально-педагогической культуры преподавателя. Как построить, организовать, обеспечить технологический процесс обучения; какую выбрать траекторию обучения от исходного уровня обучающегося до достижения определенных целей в установленный период времени; как сформировать мотивацию обучающегося и какие создать ему условия для учебного процесса – вот составляющие от которых зависит качество учебного процесса, качество подготовки специалиста-профессионала и специалиста-личности.
Исходя из этого, делаем вывод, что в среднем специальном образовании необходимы значительные изменения, прежде всего в структуре педагогического процесса, в содержание и методике преподавания профессионаьных модулей. Инновации позволят решить главную проблему – повысить уровень готовности и профессиональной компетентности будущих специалистов среднего звена. Оптимальной технологией реализации компетентностного подхода в образовании является модульная технология, основанная на компетенциях, позволяющая адаптировать содержание об-разования к запросам потребителей, реализовывать индивидуальные «образовательные маршруты» студентов, экономить временные ресурсы участников образовательного процесса.
Однако, несмотря на то, что в педагогической науке накоплен значительный теоретико-практический опыт и созданы предпосылки для решения вопро-сов компетентностного подхода в образовании, отсутствует акцентированная направленность на формирование специальных компетенций у будущих специалистов в системе среднего специального образования .
Таким образом, целенаправленное совершенствование деятельности си-стемы подготовки специалистов, научно-обоснованное изменение организационно-педагогической структуры управления учебным процессом в ССУЗах, его форм и методов является одной из существенных проблем, которые необходимо решать на современном этапе подготовки выпускников.
Актуальность проблем очевидна вследствие целого ряда причин:
1. Недостаточная теоретическая и практическая разработка вопросов, ка-сающихся процесса внедрения инновационных подходов в систему среднего профессионального образования с целью модернизации его на компетентностной основе.
2. Острая необходимость формирования профессиональной компетентности у специалистов, так как сегодня обществом востребован специалист с развитыми творческими способностями, умеющий решать нестандартные производственные задачи, продуктивно взаимодействуя со всеми субъектами образовательного процесса и эффективно организуя профессиональную деятельность и общение.
Повышенный интерес к компетентностному подходу, на основе модульного обучения, обусловлен прежде всего, осознанием социального значения и необходимости повышения эффективности процесса подготовки кадров.
Сегодня любая сфера деятельности требует все возрастающего количества специалистов, обладающих общей культурой, умеющих ориентироваться в различных технологиях, способных применять их в меняющихся условиях динамического общества и отстаивать собственную линию профессиональной деятельности, стремиться к саморазвитию и достижению вершин в сфере своего труда. Практическая и теоретическая подготовленность их, к сожалению, далеко не всегда соответствует требованиям, которые предъявляются к специалисту в данной области. Для того чтобы быть востребованным, специалист должен быть профессионально компетентным, а не просто быть «наполненным» различной информацией, оторванной от практики.
Компетентностный подход позволяет перейти в профессиональном обра-зовании к ориентации на применение и организацию знаний; «снять» диктат объекта труда; положить в основание стратегию повышения гибкости в пользу расширения возможностей трудоустройства и выполнения задач; ориентировать человеческую деятельность на бесконечное разнообразие профессиональных и жизненных ситуаций.
В материалах «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации» подчеркнуто, что узловое понятие нового подхода – компетентность - «шире понятия знания, или умения, или навыка, оно включает их в себя». Понятие «компетентность» включает не только ко-гнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую.
Во всех подходах к определению понятия «компетентность», как и понятия «компетенция» акцентируется опыт деятельности личности, ее активная по-зиция, готовность к целеполаганию и действию, включая ценностную состав-ляющую.
Оптимальной технологией реализации компетентностно-ориентированного образования является модульная технология, позволяющая гибко строить содержание из блоков, интегрировать различные виды и формы обучения, выбирать наиболее подходящие из них для определенной аудитории обучающихся, которые, в свою очередь, получают возможность самостоятельно работать с предложенной им индивидуальной учебной программой в удобном для них темпе Модульно-компетентностный подход представляет собой модель органи-зации учебного процесса, в которой в качестве цели обучения выступает совокупность профессиональных компетенций обучающегося, а в качестве средства ее достижения – модульное построение содержания и структуры профессионального обучения.
Обретение компетенций – вот основа новых образовательных стандартов, инновационных решений. Компетентностный подход в обучении предоставляет студенту широкую возможность обучаться на рабочем месте или в ситуации, имитирующей трудовую среду. Такое обучение позволяет ему адаптироваться к реальности трудовой деятельности.
Обучение, основанное на компетенциях, наиболее эффективно реализуется в форме модульных программ, причем основной принцип обучения ориентиро-ван на результаты, необходимые для сферы труда. Данный подход реально обеспечивает повышение эффективности и качества подготовки специалистов за счет формирования содержания и организации обучения.
Таким образом, в педагогике профессионального образования компетент-ностный подход трансформируется в модульно-компетентностный, при кото-ром в пределах отдельногопрофессионального модуля осуществляется комплексное освоение умений и знаний в рамках формирования конкретной компетенции, которая обеспечивает выполнение конкретной трудовой функции, отражающей требования рынка труда.
Этим модульно-компетентностный подход отличается от традиционно ис-пользуемого в российских учебных заведениях блочно-модульного подхода. Модульно-компетентностный подход позволяет осуществлять интеграцию теоретического и практического обучения. Использование модульно-компетентностного подхода к обучению специалистов позволяет учебному заведению стать владельцем обучающего интеллектуального ресурса.
Следует особо подчеркнуть при модульно-компетентностном подходе важность тщательного планирования и организации производственной практики. Обучающимся должны предоставляться широкие возможности обучаться на рабочем месте или в ситуации, максимально имитирующей трудовую среду. Модульно-компетентностный подход в профессиональном образовании призван обеспечить социальную защиту молодёжи в условиях рыночной экономики, а также снизить недопустимо высокие потери средств, расходуемых на целевую подготовку квалифицированных рабочих и специалистов средней квалификации.
Особенностью новых Государственных образовательных стандартов будут и новые методы практико-ориентированного обучения, новые требования к ор-ганизации практико-ориентированного обучения, через создание новой образовательной среды для освоения модульных программ и на предприятии и в обра-зовательном учреждении. Оценка производится независимо по каждому конкретному модулю. Информация об этих требованиях, в ситуации отсутствия профессиональных стандартов, может быть получена из двух источников: во-первых, анализ рынка труда и, во-вторых, анализ потребностей в умениях.
Гибкость модульных образовательных программ профессионального обра-зования, основанных на компетенциях, позволяет оперативно обновлять или заменять конкретные модули при изменении требований к специалисту вследствие изменений в технологиях и организации труда, обеспечивая качество подготовки специалистов на конкурентоспособном уровне.
Для успешного внедрения и реализации профессиональных и образова-тельных стандартов нового поколения при модульно-компетентностном подходе необходимо тесное сотрудничество между образовательным учреждением и работодателем. В итоге учреждения будут выпускать востребованных специалистов, а работодатель предоставит им рабочее место, зная, что они обладают необходимыми ему компетенциями.
Качество подготовки к будущей профессиональной деятельности выпуск-ников находится в прямой зависимости от педагогической технологии, которую мы принимаем для реализации педагогической задачи и достижения поставленных целей, а также уровня профессионально-педагогической культуры преподавателя. Как построить, организовать, обеспечить технологический процесс обучения; какую выбрать траекторию обучения от исходного уровня обучающегося до достижения определенных целей в установленный период времени; как сформировать мотивацию обучающегося и какие создать ему условия для учебного процесса – вот составляющие от которых зависит качество учебного процесса, качество подготовки специалиста-профессионала и специалиста-личности.
Литература:
1. Денисова Л.Н., Якубов А.В. Мониторинг качества учебно-производственного обу-чения в средне профессиональном образовании (из опыта работы). Журнал «Современные научные технологии», №10, 2007.
2. Медведев В.П. Опыт создания инновационной образовательной среды путем инте-грации образовательных ресурсов учебного заведения и производства. Журнал «Успехи со-временного естествознания», №11, 2007.
3. Величева Т.А., Медведев В.П. От инновационных образовательных программ к ин-новационным формам выполнения и защиты выпускной квалификационной работы, Журнал «Успехи современного естествознания», №12, 2007.
4. Сентюрин Ю.В. Начальное и среднее профессиональное образование в России: за-конодательное регулирование и перспективы. Журнал «Специалист», №9, 2008.