Методическая разработка урока литературы От звезды до справедливого, милосердного правителя (по сказке Оскара Уайльда «Мальчик-звезда»).
Конспект открытого урока литературы к Суккот в 6 классе.
От звезды до справедливого,
милосердного правителя
(по сказке Оскара Уайльда «Мальчик-звезда»).
Цель урока: учить осмысленному прочтению художественного текста;
развивать навыки анализа художественного текста, умения строить аргументированное высказывание;
формировать понимание необходимости соблюдения нравственных законов, а также доброжелательного отношения к одноклассникам.
Было домашнее задание: прочитать сказку и отметить самую важную фразу (цитату).
1. Перед обсуждением проверка домашнего задания, объяснение выбора фразы – для создания доверительности разговора. (7 – 10 мин.)
2. Ассоциации к слову «звезда»: космическое тело, звезда эстрады и кино. Это звёзды, которые притягивают внимание людей, согревают светом, надеждой, талантом.
Герой сказки О. Уайльда тоже «звезда». Каким мы видим его в начале нашего знакомства?
Внешность: «все дивились его красотезолотые кудри как лепестки нарцисса, а губы – как лепестки алой розы, и глаза – как фиалки».
Отношение к другим: себялюбив, горд, жесток.
Отношение к матери: швырял камнями.
Причина: «наглухо затворил своё сердце».
Сказка прочитана. Мы расстаёмся с героем. А теперь какой он?
Внешность: «нет никого прекраснее в миретолько в глазах что-то новое, чего раньше никогда не было».
Отношение к матери: «ищу мать, чтобы вымолить прощениебросился к матери. Осыпал поцелуями раны на её ногах, оросил их слезами».
Причина: «...Я отрёкся от тебя в дни моей гордыни. Не отринь же меня в час моего смирения».
Отношение к другим: «...учил всех добру, любви и милосердию. Кормил голодных и сирых, одевал нагих. Был справедливым и милосердным правителем».
Через какие испытания пришлось пройти герою, чтобы измениться во всём?
После встречи с матерью:
Дети говорят ему: «Ты мерзок, как жаба, и отвратителен, как гадюка. Мы не хотим, чтобы ты играл с нами».
Мальчик: «Я был жесток, поэтому утратил свою красоту. Обойду весь свет, пока не найду её».
Годы скитаний:
Отношение других: дети дразнили его, бросали в него камни; «ни одна душа не сжалилась над ним».
Мальчик: «стал просить прощения у всех божьих тварей». Позабыв о себе, побежал на крик. Твоя нужда больше моей (о прокажённом).
- Сколько ступеней нужно было пройти мальчику, чтобы достичь совершенства?
- О чём напомнило это число? (4 - арбаа миним).
- Соотнесите растения из арбаа миним с этапами совершенствования мальчика.
- Свой магнитик (у каждого на парте цветной магнитик) поставьте на ступень вашего осознания себя.
- Ребята, перед лицом Творца все мы разные, но и едины, так как передаём друг другу лучшие свои качества, поднимаясь на высшую ступень, совершенствуясь. Мы говорили с вами в прошлом году, что это ЗАКОН ЖИЗНИ, что очень важно соблюдать нравственные законы, доброжелательно относиться ко всем, кто нас окружает.
Домашнее задание: на проектном часе рассказать о мудрости, которой учит данная сказка.