Разработка классного часа по теме Что такое нравственность и мораль
Что такое нравственность и мораль
...Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями.
К. Д. Ушинский
Нравственное воспитание молодежи является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу такой невозвратимый и невосполнимый урон, что при недостатках другого характера большего вреда обществу нанести невозможно.
Изменения, произошедшие за последние несколько лет в российском обществе, делают настоятельно необходимым теоретический пересмотр системы ценностей. Изменения в молодежной субкультуре - игнорирование опыта предыдущих поколений, мнения взрослых, недоверие к идеалам, приоритет материальных ценностей над духовными, эгоизм и индивидуализм, рост сексуальной ориентации во взаимоотношениях -существенно повлияли на содержание и структуру воспитательной деятельности современной школы.
Вот почему нравственное воспитание школьников обретает сегодня не меньшую, если не большую значимость, чем знания, умения и навыки. Поэтому нельзя не согласиться с В. Г. Белинским: «Есть много родов воспитания, но всех выше должно стоять образование нравственное». Психолог А. 3. Рахимов считает, что после школы все школьные науки, как правило, забудутся, оставив в памяти лишь общие представления. Другое дело - этические нормы, законы и правила. Для дальнейшей жизни человек должен в совершенстве владеть законами нравственности.
На формирование нравственной личности оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающими являются педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений. В связи с этим главную роль в нравственном воспитании учащихся отводят классному руководителю.
Осознанию общечеловеческих ценностей способствуют уроки этики, расширяющие возможности педагогического влияния на ребенка, позволяющие формировать целостное представление о нравственно ценном опыте предшествующих поколений. Педагогам рекомендуется в начале каждого месяца выбрать ценность, воспитание которой кажется наиболее уместным и необходимым в настоящее время, и сосредоточить на ней все усилия. Главное - иметь четкую цель и стремиться к ее достижению. Закончив годовой цикл, учитель начинает процесс сначала, но на более продвинутом уровне. Перед классным руководителем стоят такие важнейшие задачи, как:
обогащение эмоционального мира учащихся нравственными переживаниями и формирование у них нравственных чувств;
вооружение учащихся знаниями о морали, раскрытие ее сущности, социальной и психологической целесообразности моральных норм; привитие культуры, формирование навыков и привычек нравственного поведения;
систематическое накопление и обогащение опыта нравственного поведения учащихся путем организации их практической деятельности;
организация нравственного самовоспитания учащихся.
Цель настоящего пособия заключается в том, чтобы оказать помощь учителю в этом нелегком деле.
Тема: ЧТО ТАКОЕ НРАВСТВЕННОСТЬ
Цели: сформировать понятие нравственность, уточнить смысл понятий мораль, нравственные законы, этическая культура; побудить учащихся задуматься о смысле жизни, о добре и зле.
Ход занятия Беседа.
Учитель. Мыс вами будем говорить о нравственности. Прежде чем начать беседу, давайте определим смысл некоторых понятий. Что такое нравственность?
Нравственность - это личное качество человека, его внутренний закон.
Часто мораль и нравственность употребляются как синонимы.
-Чем мораль отличается от нравственности?
этический характер, этически окрашены, так как выходят на ваше отношение к окружающему Что же получается? Хотим мы того или не хотим, наши попей или этичны, или неэтичны. И в зависимости от палитры этической окрашенности они оставляют в ком-либо гот или иной 1. Попробуем задуматься над этим.
-Посмотрите внимательно и определите, с каким знаком этическая окрашенностьваших поступков: плюс или минус?
Наша жизнь - сложная цепь поступков, восприятия и реакций на поступки других. И эту цепь плетем мы сами, но не всегда сознаем это. А ведь это наш след в жизни...
-Какой он, как вы думаете?
Мы родились, чтобы оставить след: дом или тропинку, дерево или слово. Сегодня, наверное, пришла пора и вам задуматься над этим.
-Человек - люди - общество - человечество - эти понятия взаимосвязаны. Чем, каквы думаете?
Память и душа каждого человека хранит в себе опыт поколений, все наиболее ценное в системе человеческих отношений к миру, людям, окружающей действительности. Этот опыт и есть культура в самом широком смысле этого слова. И именно здесь виден и ощутим след добра и зла, прекрасного и безобразного, щедрого и корыстного, оставляемый людьми. Отсюда и следует черпать понимание этической культуры, основой которой является, по выражению И. Канта, нравственный закон в душе каждого человека.
-Что же такое этическая культура?
Этическая культура - это образ жизни, ориентирующий человека на нравственные ценности, выработанные и отобранные человеческим опытом предшествующих поколений. По этой ориентации и можно судить об этической воспитанности человека. Об этом и будет идти речь на наших занятиях, потому что осознание своего «Я» проходит через память и опыт. От того, что хранит и бережно отбирает человеческая память, зависит содержание накапливаемого опыта, а следовательно, и нашей культуры.
Диагностика нравственной самооценки.
Учитель. Сейчас я прочитаю вам 10 высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ними согласны (насколько они про вас). Если вы полностью согласны
с высказыванием, оцените ваш ответ в 4 балла; если вы больше согласны, чем не согласны, - в 3 балла; если вы немножко согласны в 2 балла: если вы совсем не согласны -оцените ответ в 1 балл. Напротив номера вопроса поставьте тог балл, на который вы оценили прочитанное мной высказывание.
Пример: 1 .-3; 2. 4 и т. д.
Высказывания:
1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми. 2 Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.
Я считаю, что можно быть несдержанным с некоторыми взрослыми.
Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.
Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей.
Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес.
Пели кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.
Мне приятно доставлять людям радость.
Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.
10.Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.Обработка результатов
Номера 3,4,6,7 (отрицательные высказывания) обрабатываются следующим образом: ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица, в 3 балла - 2 единицы, в 2 балла - 3 единицы, в 1 балл - 4 единицы.
В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с баллом. Например, 4 балла - это 4 единицы, 3 балла -3 единицы и т. д.
Интерпретация результатов
От 34 до 40 единиц- высокий уровень нравственной самооценки; от 24 до 33 единиц -средний уровень;
от 16 до 23 единиц нравственная самооценка находится им уровне ниже среднего;
от 10 до 15 единиц- низкий уровень нравственной самооценки.
Память - связь поколений и основа культуры веков, возможность человеческого существования.
«Автобиография 45 сстствЦель: переживание несоответствия желаемого и возможного как стрессовой ситуации.
Цель: выяснение своих достоинств, осмысление своей жизни и личного участия в ней.
Задание: возьмите листок бумаги и попробуйте подумать о себе и о своей жизни. У вас есть возможность написать оду себе -хвалебную песнь, написать так, чтобы были перечислены ваши достоинства и было понятно, что живете вы не зря.
После выполнения упражнения идет обсуждение. Подведение итогов.
Написание эссе на темы:
Горе людям, не знающим смысла своей жизни.
Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным.
•Жизнь, которая не оставляет прочных следов, стирается при всяком шаге вперед.Тема: ПРОИСХОЖДЕНИЕ МОРАЛИ
Цель: формировать представление о причинах возникновения, закономерностях и этапах развития этической мысли.
Предварительная подготовка: класс делится на семь творческих групп. Каждая группа готовит сообщения на следующие темы: особенности морали первобытного общества, переходного периода, рабовладельческого общества, феодализма, буржуазного общества, тоталитаризма и современности.
Ход занятия
Рассказ учителя.
Сегодня мы узнаем о том, как появилась в человеческом обществе мораль. Мораль как выражение позиции человека имеет длительную историю. Происхождение морали по-разному объясняется учеными. Можно вьщелить, по меньшей мере, три основных подхода к решению этой проблемы. Во-первых, религиозный, рассматривающий мораль как дар божий. Подобно удару молнии мораль отсекает человека от мира животных.
Во-вторых, натуралистический, рассматривающий мораль как простое усложнение чувств животных, обеспечивающих выживание в борьбе за существование.
В-третьих, социологический, рассматривающий мораль как феномен, возникший вместе с совместными трудовыми действиями и обеспечивающий их регулирование.
Главные причины, вызвавшие необходимость моральной регуляции, состоят в развитии и усложнении общественных отношений: появлении прибавочного продукта и необходимости его распределения; половозрастном разделении труда; вычленении родов внутри племени; упорядочении половых отношений и т. д.
Поскольку именно социологический подход науке представляется наиболее правильным, рассмотрим подробнее нравы родового строя, общества, в котором зарождается мораль, закладываются основы материальной и духовной культуры.
Сообщения учащихся.
Группа 1. Мораль в первобытном обществе.
Учащийся 1. Причинами, которые обусловили возникновение нравственности в первобытном обществе, явились: развитие речи; возникновение скотоводства, земледелия, ремесла; формирование простых правил общения, чувства общности, взаимоподержки;
возникновение коллективизма как осознания кровного родства, единства всех членов племени.
Учащийся 2. На ранних ступенях человеческого общества нравственность сводится к восхвалению физической силы, утверждению взаимоподдержки, повиновения старшим. Огромное значение имело подражание в практической жизни.
Учащийся 3. Мораль закреплялась в сознании людей через сказания, мифы, песни, ритуалы. Моральные оценки распространяются на явления природы. Человек не выделяет себя из природы. Он как бы живет в мире добрых и злых стихий, животных, явлений (благодарит «доброго» медведя или оленя, «позволившего» убить себя на охоте).
Группа 2. Переход к цивилизации.
Учащийся 1. В переходный период от родового строя появляются самые низменные побуждения. Развитие цивилизации и свободы человека сначала ведет к упадку нравов. Общество подтачивают пороки: воровство, насилие, коварство, измена и т. п. Несмотря на деградацию нравов, моральное разложение людей, общество продолжало развиваться.
Учащийся 2. Затем переход к цивилизации привел к качественному скачку в развитии нравственности. Он вывел человечество из состояния спячки, разорвал родовые путы, сковывающие инициативу человека, освободил его сознание от массы суеверий и предрассудков. В условиях цивилизации сформировались представления о моральной ценности каждой человеческой личности независимо от кровнородственного происхождения, социальных, расовых или национальных различий.
Учащийся 3. В целом же переход к цивилизации носил противоречивый характер, сопровождался не только возникновением прогрессивных элементов нравственного содержания, но и развитием пороков, которых родовое общество до этого не знало.
Группа 3. Мораль рабовладельческого общества.
Учащийся 1. Разрушение родового строя, вызванное появлением частной собственности и имущественного неравенства, сопровождалось глубокими изменениями нравственного сознания. Возникают две морали: эксплуататоров и эксплуатируемых, «высших» и «низших». Господствующей моралью становится мораль класса рабовладельцев.
Учащийся 2. Ее характерные черты:
Раб рассматривался лишь как говорящее орудие, его жизнь приравнивалась к ценности вещи. Раба можно было купить, продать, убить.
Физический труд считался уделом рабов, проклятием, ниспосланным судьбой.
3)Высшими добродетелями признавались мужество, храбрость, стойкость, верностьгороду — государству, воинская доблесть. При этом указанные нравственные качествавполне уживались с презрением к мирному труду, жестокостью в войнах, с ненасытнымчестолюбием и властолюбием.
Учащийся 3. Что касается морали рабов, то она была лишена внутреннего единства. Рабы были разобщены, разноязычны, принадлежали к различным этническим группам. Рабы находились в состоянии противостояния своим хозяевам.
Учащийся 4. Вместе с тем в обществе постоянно нарастал протест против рабства. Постепенно складываются новые представления о ценности и достоинстве личности, моральной ценности каждого человека, общечеловеческом равенстве.
Философы стали утверждать, что все люди равны перед нравственным законом. Формируются гуманистические представления о назначении человека, смысле его жизни. Наивысшей свободой, которую может достичь человек, провозглашаются нравственное совершенство и уравновешенность духа, наградой за добродетель -сама добродетель.
Группа 4. Мораль эпохи феодализма.
Учащийся 1. Феодальный строй характеризуется целой системой зависимостей, из которых стержневой является крепостная зависимость от феодалов. Нравственность состоит из ряда замкнутых кодексов, очерчивающих обязанности человека по отношению к «покровителю» или социальной группе, которая его защищает (рыцарские и монашеские ордены, цехи и гильдии, корпорации или религиозные секты).
Учащийся 2. Критерии добра и зла были вынесены за пределы личности. Мораль оторвана от нравов. Ей была придана форма, позволяющая использовать ее как орудие
духовного угнетения масс. В условиях феодализма складываются представления о неравных моральных качествах, различной ценности людей «высших» и «низших» сословий. Формируются взгляды о справедливости как воздаянии людям в неравной степени, «по достоинству», определяемому их сословным статусом.
Группа 5. Буржуазная мораль.
Учащийся 1. В условиях капитализма складывается новая мораль. Частный интерес, успех в предпринимательской деятельности открыто провозглашаются высшей целью и мотивом деятельности людей. Умножение собственности, стремление к власти, влиянию, завоеванию престижа - таковы главные требования буржуазной морали. Она освящает фактическое неравенство, санкционирует отношение к другим людям как к потенциальным противникам, конкурентам, дает молчаливое согласие на цинизм, фарисейство, черствость, мелочную расчетливость, социальное честолюбие, тщеславие. Такой моралью допускаются захватнические войны, колониальный разбой, подавление социального недовольства, политическое интриганство.
Уча щ и й с я 2. С другой стороны, буржуазная мораль предполагает формальное признание равенства прав и возможностей каждого члена общества на деятельность, ведущую к частному успеху. Общество, основанное на личной зависимости, уступает место обществу, основанному на вещных отношениях. Возникает так называемый рыночный человек, который воспринимает все как товар: не только вещи, но и саму личность, включая ее физическую энергию, навыки, знания, мнения, чувства, даже улыбки. Люди ориентируются на наслаждения, развлечения и вещепоклонничество.
Группа 6. Тоталитаризм и мораль.
Учащийся 1. Тоталитаризм - это полный контроль над всеми сферами общественной жизни, в том числе и контроль над нравственностью. Это преследование за демократические убеждения и насаждение страха. Тоталитаризм - это милитаризация общества.
Примерами тоталитарного общества были фашистская Германия и наше государство в период сталинщины. Поскольку последствия тоталитаризма дают о себе знать до сих пор, рассмотрим его основные признаки.
Учащийся 2. Во-первых, это - непомерно возросшая роль государства во всех областях общественной жизни: экономике, политике, культуре. Во-вторых, чрезмерная идеологизация общества, господство догматического мышления. В-третьих, господство установки, согласно которой не государство должно служить человеку, а человек — государству. В-четвертых, приоритет общегосударственных ценностей и интересов перед частными, личностными, конкретными. В тоталитарном обществе руководствуются правилом: «если хорошо государству, то это хорошо и для всех его граждан».
12
Учащийся 3. Для тоталитаризма характерна двойная мораль: одна показная, внешняя, трибунная, а другая внутренняя, действительная, повседневная. Люди в официальной обстановке говорят одно, а думают другое. Тоталитаризм низводит человека до винтика гигантской государственной машины. Его принципом является известное изречение Сталина: «Незаменимых людей у нас нет». Тоталитаризм игнорирует уникальную неповторимость каждой личности.
Группа 7. Мораль современности.
Учащийся 1. В настоящее время наше общество в значительной мере освободилось от бремени тоталитаризма. Полное его преодоление предполагает дальнейшую демократизацию общества, развитие предпринимательства, упрочение свобод, преодоление кризисных явлений в экономике, политике и культуре.
Учащийся 2. Таковы основное содержание и особенности морали на различных ступенях цивилизации.
Подведение итогов.
Задание для групп . Придумайте девиз, отражающий мораль каждой исторической эпохи; нарисуйте плакат, отображающий содержание нравственных законов разных исторических периодов.