Программа развития классного коллектива (1-4 классов) «Ученик. Личность. Гражданин»


 
Программа развития классного коллектива (1-4 классов)
«Ученик. Личность. Гражданин»
МБОУ «Кутучевская основная общеобразовательная школа»
на период с 2013 по 2017 уч. гг.
учитель начальных классов: ЮлуеваД.М.
  Переступая школьный порог, мечтают найти себе новых друзей, проявить себя, показать родителям и всем родственникам свои способности и умения. От учителя начальных классов во многом зависит развитие творческих способностей детей. Необходимо вовремя направить в нужном направлении стремление ребенка познать новое. Каждый ребенок рождается исследователем. Он понимает, что мир познаваем и старается изучить его предметы и явления, находясь в классном коллективе.
Важную роль в формировании подрастающего поколения играет школьный коллектив. Именно он является основной социальной средой, в которой воспитываются способности личности. Отношения в классном коллективе во многом определяют судьбу будущего гражданина.
Для успешного осуществления воспитательного процесса, составлена программа развития ученического коллектива.

Цель программы:
Формирование личности младшего школьника через создание  и развитие классного коллектива.
Для реализации программы требуется решить следующие задачи:
 1-й год реализации программы (1-й класс):
  Воспитательная работа в первом классе, основной целью которой является формирование качеств личности,  строится с учетом тех потребностей и вопросов, с которыми ребенок приходит в школу:
  - обеспечить успешную адаптацию учащихся на первом этапе образования;
 - обеспечить положительный эмоциональный настрой учащихся к активной коллективной деятельности через проведение конкурсов, игр;
 - создать психолого-педагогические условия для общения и коллективной творческой деятельности учащихся класса, для развития личности, самоутверждение каждого ребенка, сохранения неповторимости и раскрытия потенциальных способностей;
  - нацеливать детей на успех через сотрудничество, настойчивость, личное старание и труд
- формировать у детей способности стремиться к здоровому образу жизни;
 - использовать разнообразные формы организации работы с детьми;
 -  привлечь родителей к реализации данной программы.

 2-й год реализации программы (2 класс):
 Во 2-м классе уделяется внимание обучению коллективной деятельности:
  - создать психолого-педагогические условия для общения и коллективной творческой деятельности учащихся класса, для развития личности, самоутверждение каждого ребенка, сохранения неповторимости и раскрытия потенциальных способностей
- воспитывать коммуникативную культуру школьника – умение работать в паре, мини группе, коллективе;
- нацеливать детей на успех через сотрудничество, настойчивость, личное      старание и труд;

 - формировать у детей способности стремиться к здоровому образу       жизни; 
- использовать разнообразные формы организации работы с детьми. 
 3-й год реализации программы (3-й класс):
 После заложенного начала формирования качеств личности и обучения коллективной деятельности основной целью работы в 3-м классе является формирование культуры личности:
 - совершенствовать познавательную активность учащихся;
 - нацеливать детей на успех через сотрудничество, настойчивость, личное старание и труд;
- воспитывать у учащихся потребность к расширению своего культурного кругозора; 
 - создавать условия для общения и коллективной творческой деятельности учащихся класса;
 - формировать оргдеятельностные умения учащихся;
 - использовать разнообразные формы организации работы с детьми. 
 4-й год реализации программы (4 класс):
 При условии доверительного отношения к классу и каждому ребенку в отдельности, основной целью воспитательной работы в 4-м классе становится формирование самосознания:
- обеспечивать устойчивую потребность у учащихся к совершенствованию способностей;
- поддерживать увлеченность учащихся различными видами внеурочной деятельности;
- обеспечивать формирование активной жизненной позиции через проведение внеурочных дел, участие класса в общешкольных мероприятиях.
    Участники программы: учащиеся, классный руководитель, педагоги, работающие в классе,родители учащихся. 
  Срок реализации программы – 4 года
Связи, устанавливаемые для реализации программы:
 - Внутренние: педагоги.
- Внешние: родители, библиотека (сельская и школьная), школьный музей.
  Диагностические средства:
 Эффективность реализации программы отслеживается по результатам диагностических средств:
1. Анкеты.
2. Тесты.
3. Статистический учет
4. Анализ успеваемости школьников.
5. Диагностический мониторинг.
«Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе». Диагностика по методике Чиркова В.И., Соколова О.Л., Сорокина О.В.
«Диагностика психических механизмов: памяти, внимания, восприятия, воображения, мышления»
«Формирование положительной групповой мотивации» В.А. Розановой.
« Психологический климат классного коллектива»  В.С. Ивашкин, В.В. Онуфриев
Методика А.М. Лутошкина «Какой у нас коллектив?»
«Самооценка психических состояний» (по Айзенку)
«Оценка агрессивности в отношениях. Тест А. Ассингера
«Сформированность основных нравственных качеств личности» Капустин Н.П.
«Диагностика уровня воспитанности учащихся» Капустин Н.П.
  Управление программой:
      Управление программой осуществляет классный руководитель. В основу программы положена коллективная деятельность учеников, классного руководителя, родителей.
 Содержание программы:
 Задачи программы реализуются в процессе:                    
           1. Приобщения учащихся к творчеству, народным традициям.            
          2. Коллективной творческой деятельности.
      3. Экскурсионной деятельности. 
 
 
       Прогнозируемый результат:
- учащиеся обладают настойчивостью в достижении поставленных целей, стремятся преодолевать затруднения в учебе и внеклассной работе, в личном поведении, умеют проявлять собранность, организованность;
- стабильный положительный настрой учащихся  к активной познавательной  и творческой деятельности;
- осознание учащимися ценности межличностных отношений и необходимости их расширения;
- заинтересованность и активное участие родителей по развитию познавательных способностей своих детей, учащихся класса;
- увлекаются каким-либо видом внеурочной деятельности;
- младшие школьники владеют навыками самостоятельной организации учебной и внеурочной деятельности;
- уровень удовлетворенности родителей и учащихся жизнедеятельностью класса, школы;
- высокий уровень сплоченности детского коллектива.
 Направления и формы работы.
Работа с учащимися:
1. Экспресс-диагностика интеллектуального развития
2. Анкета для определения школьной мотивации учащихся начальных классов Н.Г.Лускановой
3.Метод неоконченных предложений.
4.Опросник «Умею ли я слушать»
5. Самооценка
6. Социометрия
 Работа с родителями:
1.      Анкета для родителей, самодиагностика типового семейного воспитания, родительского отношения к детям.
2.      Беседы.
3.      Индивидуальные и групповые консультации.
4.      Родительские собрания.
 
Учитель должен организовывать коллективную деятельность детей. Самоуправление в классе – способ организации его жизни, путь к преобразованию группы учащихся в коллектив. Дети учатся руководить и подчинятся. Предъявляя требования друг к другу, ребята начинают болеть душой за общее дело, принимать интересы коллектива как свои собственные.

  Самоуправление класса.
1.Распределение поручений. Планирование воспитательной работы класса.
2. Классные собрания.
3. Организация дежурства по классу.
4. Работа с активом: «Оказание помощи отстающим и слабым детям».
5. Контроль посещаемости.
6. Контроль поведения.
7. Работа с классом по подготовке внеклассных мероприятий.
8. Участие в школьных мероприятиях.











Содержание программы
класс
НАПРАВЛЕ-
НИЕ
ВОСПИТАТЕЛЬ-
НЫЕ ЗАДАЧИ
ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ

1
Семья
«Мой дом - моя крепость»
-формировать нравственную культуру семьи

"Мой дом - моя крепость»
"Достопримечательности нашего села"


Конкурс рисунков
Выставка фотографий,
снимок детей


Здоровье
"Спорт и здоровье
формировать понимание значимости здорового образа жизни;
- мотивировать на посещение кружков и секций.






"Азбука Здоровья"
"Как правильно организовать свой день, чтобы всегда быть здоровым, опрятным и не знать скуки"

«Зимние забавы»

Режим дня

спортивный праздник на природе

Беседа



конкурс рисунков

беседа о режиме дня

праздник





Нравствен-
ность
«Труд и порядок"
- формировать бережное отношение к окружающему миру, положительное отношение к труду.
"Любимая школа - чистая школа"

"Содержи в порядке книжки и тетрадки"
"Как трудится моя семья"


·
Генеральные уборки в классной комнате
рейд

экскурсия



Гражданин
"Патриот" -
-- формировать патриотические чувства на основе прошлого и настоящего
"Ветеран живёт рядом"

Акция, изготовление поздравительной открытки


Интеллект
"Наука и образование"
- формировать любознательность, интерес к знаниям
"Мои любимые уроки"
"Мы уже писать умеем"
"Кто лучше считает?"

"Клуб Почемучек"

викторина - игра

математический ринг
поисковая деятельность




Досуг
- создавать дружескую и творческую атмосферу, пробуждающую у детей интерес к различным видам деятельности.
"День рожденья только раз в году!"
"Мамы всякие важны, мамы всякие нужны"
праздник

концерт для мам и бабушек



Общение
«Мир прекрасного»
- показывать разнообразие культурных и человеческих ценностей;
- направлять семейное воспитание на всестороннее развитие детей.
"Помоги братьям меньшим"
"Птицам нужна помощь"
"Алло, мы ищем таланты!"
"Картинная галерея»
рейды «Проверь кормушку"
изготовление кормушек

час творчества


2
Семья
«Мой дом - моя крепость»





Здоровье
"Спорт и здоровье
- формировать необходимые знания, умения, навыки по ведению здорового образа жизни.
"Полезные привычки"

"Осенний кросс"
"Береги здоровье смолоду"

конкурс семейных плакатов
соревнование
викторина


Нравствен-
ность
«Труд и порядок"
- приобщать к общественно - полезной деятельности
"Книжкина больница"
Операция "Чистюлька"
выставка - конкурс
трудовой десант



Гражданин
"Патриот" -
- приобщать обучающихся к общечеловеческим ценностям;

- " "Подарок ветерану"
"Символика России"

обзорная экскурсия




Интеллект
"Наука и образование"
- расширять кругозор;

- воспитывать культуру умственного труда.
Праздник первой отметки

Математический кросс

"Что? Где? Когда?"
утренник
интеллектуальный конкурс
викторина




Досуг
создавать условия для проявления творческой индивидуальности;

- воспитывать уважение к себе, чувство собственного достоинства.
"Кто что любит и умеет делать"

"А, ну-ка, мальчики"

"В стране Мультфильмии"
"О бабушках и дедушках»
конкурс- викторина


игра - соревнование на открытом воздухе

игра -путешествие


устный журнал



Общение
«Мир прекрасного»
- создавать условия для творческой самореализации обучающихся;

- приобщать к традициям школьного коллектива
"Ярмарка чудес"

"Тропинка школьная моя"

"Мы крутим глобус"

создание классного альбома

стендовый доклад

творческий конкурс


3
Семья
«Мой дом - моя крепость»





Здоровье
"Спорт и здоровье
- формировать способности управлять своим здоровьем
"Скажем:"НЕТ!" вредным привычкам»
"Мои спортивные успехи и достижения"
театрализация


круглый стол



Нравствен-
ность
«Труд и порядок"
развивать навыки взаимопомощи, формировать самостоятельность
"Кто работы не боится, у того она и спорится"
"Мои поручения в классе и дома"
субботник



отчёт



Гражданин
"Патриот" -
- формировать у обучающихся понимание и осознание значимости исторического прошлого.
"С чего начинается Родина?"

"Дети - герои"



"Имею право. Мои права"
дискуссия


групповая поисковая деятельность

игра



Интеллект
"Наука и образование"
- приобщать к разнообразной творческой деятельности;

- формировать потребность в самообразовании.
Олимпиада по русскому языку

Математическая олимпиада

Литературная викторина




Досуг
- формировать желание проявлять творческую инициативу.
Сотвори солнце в себе"

"Рыцарский турнир"

Операция "Новый год"


акция добра

праздник

изготовление игрушек на городские ёлки



Общение
«Мир прекрасного»
формировать эстетический вкус, стремление к красоте во всех проявлениях жизни;
- создать атмосферу взаимной заинтересованнос-
ти
"Самым любимым и родным:"

"Прекрасное в моей жизни"

"Правила хорошего тона"

"Учимся правильно жить и дружить"

"Сделай мир добрее"
конкурс стихов


коллаж


учебная игра


практическая игра


акция


4
Семья
«Мой дом - моя крепость»
.





Здоровье
"Спорт и здоровье
- формировать умение анализировать и нести ответственность за своё здоровье.
"Посеешь привычку - пожнёшь характер"

"Экологическая тропа"

"Всей семьёй - на старт!"
устный журнал

игра - путешествие

семейная спартакиада



Нравствен-
ность
«Труд и порядок"
- формировать умение контролировать и проявлять самостоятельность в поддержании порядка в школьном учреждении
"Порядок в труде - порядок в знаниях"



"Школьный двор - лучший двор"
рейд, конкурс сочинений о рабочем месте дома

трудовая акция



Гражданин
"Патриот" -
- развивать стремление к самостоятельному изучению родного края и своей страны;

- обучать пониманию смысла человеческого существования.
«Природа родного края"

"Не лозунги, а дела"


"У войны не женское лицо"

акция

Оказание помощи ветеранам войны
исследовательская деятельность





Интеллект
"Наука и образование"
создавать условия для реализации интересов детей и их потребностей в саморазвитии.
Предметные олимпиады

Интеллектуально - творческий марафон

Фестиваль Знаний и творчества


интеллектуальный конкурс

смотр достижений выпускников начальной школы



Досуг
- учить самостоятельно организовывать и проводить мероприятия разной направленности;
-поддерживать и направлять работу органов самоуправления
Мои интересы, мои возможности"

Поход в лес

"Я умею, я могу, я хочу"



"Помоги другу"
беседа

путешествие
отчёт о выполнении обязанностей
акция помощи


Общение
«Мир прекрасного»
формировать желание активно преобразовывать действительность
Литературно-музыкальная гостиная "В мире прекрасного"

"Школьные годы чудесные"

"Гармония в природе"
поисковая работа



выпуск журнала


экологический плакат


Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает три основных направления:
психолого - педагогическое просвещение родителей;
вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
участие в управлении учебно-воспитательным процессом.

Формы работы с семьёй по данным направлениям содержатся в предлагаемой ниже таблице, которые предполагают создание условий для организации взаимодействия и сотрудничества с родителями в соответствии с запросами и уровнем просвещённости конкретного родительского коллектива.

Взаимодействие классного руководителя с родителями основные направления формы работы с семьёй
-психолого - педагогическое просвещение родителей родительские университеты
-индивидуальные и тематические консультации
-тренинги
конференции
-родительские собрания
вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс
-дни творчества
-открытые уроки и внеклассные мероприятия
-помощь в организации и проведении внеклассных дел и в укреплении материально - технической базы школы и класса
-шефская помощь
-участие в управлении учебно-воспитательным процессом
-участие родителей класса в работе совета школы
-участие родителей класса в работе родительского комитета

класс
Тема родительских собраний
Ответств.

1 класс
сентябрь
Младший школьник: особенности развития


октябрь
Трудности адаптации первоклассников.


декабрь
Родителям о внимании и внимательности.


февраль
Эмоциональные состояния взрослого и ребёнка. Что стоит за ними?


апрель
Итоги адаптации первоклассников.


май
Перелистывая страницы учебного года


2 класс



I четверть


Особенности учебников, по которым учатся дети.


II четверть
Утомляемость ребёнка и как с ней бороться.


III четверть
Причины и последствия детской агрессии.


IV четверть
Поощрение и наказание детей в семье


3 класс



I четверть


Семейные праздники и их значение для ребёнка.


II четверть
Роль книги в интеллектуальном развитии ребёнка.


III четверть
Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка.


IV четверть
Роль семьи в сохранении здоровья ребёнка.


4 класс



I четверть


Ваш ребёнок взрослеет. Половое воспитание в семье.



II четверть
Значение памяти в интеллектуальном развитии школьника.



III четверть
Как научить ребёнка жить в мире людей. Уроки этики для детей и родителей


IV четверть
Школе мы не говорим: "Прощай!", мы говорим: "До новой встречи!"



Литература:
Аверьянова И.В., Лапшина Н.Н. Праздники знаний.- Волгоград: Учитель, 2008.
Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. - М.: Владос - Пресс, 2001.
Дереклеева Н.И. Научно- исследовательская деятельность классного руководителя в школе. - М.: Вербум-М, 2000.
Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 - М.: ВАКО, 2007.
Решетникова П.Е. Организация педагогической практики в начальных классах. - М.: ГИЦ Владос, 2002.
Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями - М.: 5 за знания, 2005.
Яровая Л.Н., Барылкина Л.П., Цыбина Т.И. Внеклассные мероприятия. 1 класс. - М.: ВАКО, 2005.
Яровая Л.Н., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П., Обухова Л.А. Внеклассные мероприятия.2 класс. - М.: ВАКО, 2005.











 
·