«Укрепление духовных ценностей в семье через проектную деятельность в ДОУ»


Исмагилова Лилия ГабдулловнаМБДОУ детский сад «Голубок»: воспитатель
Г.СургутТема: ««Укрепление духовных ценностей в семье через проектную деятельность в ДОУ»
Аннотация: В статье описываются современные проблемы семьи, рассматривается поиск наиболее эффективных способов единения взрослых и детей. Статья адресована родителям и педагогам дошкольных учреждений.
Ключевые слова: понятие «родства», тенденция, духовно – нравственное воспитание, дети, родители, проблема,«Укрепление духовных ценностей в семье через проектную деятельность в ДОУ»
Семья имеет первостепенное значение в жизни каждого человека. Именно семья является институтом первичного воспитания и обучения детей. « Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы нравственного, физического и интеллектуального развития личности». (Закон об образовании»).  Только в семье дети получают понятие родства, уважения и любви к близким.  
                  До начала ХХ века семья состояла не из одного поколения. В ней  были дедушки, бабушки, мама, папа, дети, внуки, правнуки. Жили дружно, друг другу помогали. Одни по хозяйству поспевали, другие в поле трудились, старшие братья и сестры  защищали младших. Жили весело, старость уважали, молодых оберегали. Семьи были большие и крепкие.  О семье писали сказки, рассказы,  стихи.  Создано много  пословиц и поговорок: «Когда семья вместе, так и душа на месте», «Не нужен клад, когда в семье лад», «В гостях хорошо, а дома лучше». На современном  этапе развития общества роль семьи и её значение резко изменилась.
                 В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родителям просто не хватает времени, чтобы поговорить с ребёнком, узнать о его душевных переживаниях и проблемах. Растёт стена непонимания друг друга, отчуждения. Многим родителям не хватает такта, терпения и мудрости, чтобы услышать и понять своих детей. На «нет»  сошли семейные традиции, занятия промыслом и рукодельем, редким стал совместный досуг. Семья перестала быть единым целым!
         С целью изучения семей воспитанников старшей группы, установления контактов с её членами, для согласования единых воспитательно - образовательных воздействий на ребёнка появилась идея проведения комплекса организационно-педагогических  мероприятий, как со взрослыми, так и  с детьми, так как детский сад первое общественное учреждение, с которым родители вступают в контакт и его деятельность направлена на оказание помощи семье в воспитании детей.(Закон РФ «Об образовании»). Анкетирование среди взрослых и опрос среди детей, показал, что дети мало имеют представлений о семье, а взрослые о её необходимости и значении. Как изменить такое положение?  
          Мы, педагоги, должны помочь детям и взрослым  понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать  у родителей чувство привязанности к  детям, а у детей к родителям. Научить семьи сохранять традиции, чтить своих предков и вместе проводить как можно больше времени. Так появился проект «Моя семья - наши увлечения». В основе его решение проблемы - поиск наиболее эффективных способов единения взрослых и детей в семье.
Все проводимые мероприятия: беседы, выставки, тематические занятия, совместная деятельность детей и родителей получили положительный результат. В ходе проекта у детей повысились знания в области духовно-нравственного  воспитания в вопросах касающихся своей семьи. Родители стали активней участвовать в мероприятиях, формы досуга стали разнообразнее, а время, проводимое с детьми более длительным. Укрепились семейные отношения, стали эмоционально-благополучными контакты между родителями и детьми. Увеличился интерес к семейным традициям и семейным увлечениям. Взрослые и дети заинтересовались своим родом, некоторые углубили свои знания, создав генеалогическое древо  семьи.
Последние исследования показали, что участие в проекте помогло родителям сблизиться с детьми и повлияло на организацию своего свободного времени. Дети отмечали, что им приятно было принимать участие в мероприятиях совместно с родителями. Всем понравилось интересное время провождение в разных формах. Многие пообещали работу на мастер-классах продолжить дома. Возможно, это станет их увлечением и семейной традицией.
Таким образом, работая над обозначенной проблемой, мы достигли ожидаемых результатов.
Радость и удовольствие укрепляет в детях чувство целостности семьи, ощущение неповторимости собственного дома и уверенность в будущем. Тот заряд внутреннего тепла и оптимизма, который несет в себе каждый из нас, приобретается в детстве, и чем он больше, тем лучше.
 
Литература
1. Горшенина В. В., Самошкина И. В., Черкасова Н. П. Система работы детского сада по вопросам семейного воспитания. – М. : Глобус, Волгоград: Панорама, 2007.
2. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2008.
3. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М. : ТЦ Сфера, 2007.