Презентация по самопознанию на тему:Необходимость преподавания нравственно-духовных ценностей в школе


«необходимость преподавания общечеловеческих ценностей в школе»автор:Ким светлана Петровна,учитель самопознания,Сш №198,г.кызылорда,2015г. ЦИТАТЫ ДНЯ :Исследование американского психолога А.Маслоу позволило сделать емунесколько важных открытий :«Каждому человеку свойственны высшие потребности ввечных духовных ценностях (метапотребности).» А.Маслоу«Вечные ценности вызывают у каждого человека чувство радости и долга,чувство вдохновения,любви и сурового вечного порядка». А.Маслоу Вечные общечеловеческие ценности (духовно-нравственные ценности) –это абсолютные ценности,т.е.ценности, значимые не для какого-то ограничен –ного круга людей,а имеющие значение для всего человечества. Эти ценности принадлежат всем народам,имеют глубокий внутренний смысл, в их основе лежит Совесть человека,как воплощение любви, истины, спокойствия,долга,ненасилия, добра,сострадания. Таким образом,общечеловеческие ценности имеют вечную духовную природу,являются инвариантами в изменчивой системе социальных, политических,национальных, личностных и других ценностей. Они потенциально заложены в каждом человеке и структуре материальной Вселенной. Абсолютные общечеловеческие ценности пронизывают собой все стадии духовного роста человека и заложены в нем с самого рождения в непроявленном виде.Степень проявленности нравственных качеств свидетельствует о духовном уровне личности. Вечные общечеловеческие ценности:ПРАВЕДНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, ВНУТРЕННИЙ ПОКОЙ, ЛЮБОВЬ и НЕНАСИЛИЕ – можно представить в виде Древа человеческого бытия:В основе жизни – корни. Корни символизируют ИСТИНУ.Как корни дерева невидимы глазу человеческому,так и ИСТИНА является невидимой основой всего видимого…Чтобы корни были крепкими – дерево необходимо поливать водой…Вода – олицетворение ЛЮБВИ… Как вода является источником жизни для всего живого,так и энергия ЛЮБВИ пронизывает,питает все общечеловеческие ценности. Благодаря обильному поливу водой у дерева будут крепкие корни. Крепкие корни – залог могучего ствола и прочных ветвей. Ствол и ветви символизируют ПРАВЕДНОЕ ПОВЕДЕНИЕ (долг). Если человек живет по совести,совершает праведные поступки,то в его душе расцветают благоухан- ные цветы – символ ВНУТРЕННЕГО ПОКОЯ. Когда человек обретает покой в мыслях и чувствах он способен постичь ИСТИНУ человеческого бытия. Постигнув ИСТИНУ, он приходит к НЕНАСИЛИЮ (плоды). НЕНАСИЛИЕ – это любовь в понимании,т.е.осознание того,что все мы едины духовным началом. Почему наши современные дети не хотят учиться, хотя мы знаем,что изначально все дети любознательны, стремятся узнавать новое, исследовать окружающий мир?В чем же парадокс? Ответ прост:дети жаждут знаний,но они жаждут знаний живых.Тогда какие знания живые,а какие-мертвые? Выдающийся педагог,вдохновитель гуманной педагогики, Ш.А.Амонашвили так отвечает на этот ворос:«Что есть мертвые знания? Это те знания,о которых мы заведомо знаем,что их можно вовсе не знать. Это те знания,которые забываются сразу,как только сообщаются.В общем,мертвые знания-это те знания,которые молодые люди дальше порога школы брать не будут и жалеть об этом тоже не будут. Живые знания составляют Культуру Образования. Живые знания-те знания,которые:- одухотворяют человека;влекут к горизонтам науки;способствуют творить новую жизнь;воодушевляют мысль на новые поиски;несут просветление и эволюцию;Живые знания – крылья, мертвые знания –гири на ногах. Действительно,современные дети ждут от нас живых знаний и целостной картины мира Сегодня необходимо гармоничное развитие двух аспектов образования – интеллектуального (внешнее,образование для ума) и нравственно-духовного (внутреннее,образование для сердца). Необходимо воссоединить образование и жизнь в одну прекрасную гармонию.Внешнее образование означает успех во внешней жизни.Внутреннее образование означает нравственность в жизни.Успех приходит и уходит.Нравственность приходит и возрастает. Интеграция нравственно-духовного образования «Самопознание» в предметы – это,прежде всего,оживление школьных знаний,выявление их нравственно-духовной сущности,это целостные знания,синтез всех предметов на основе вечных общечеловеческих ценностей.Вечные ценности должны составить единое целое с тем,чему мы учим. Необходимо отметить,что все методы,используемые на уроках самопознания, можно и желательно применять в преподавании любой школьной дисциплины.Вот основные методы:Каждое занятие важно начинать и заканчивать 2-4 минутами позитивного настроя;цитаты помогают учащимся настроиться на хороший лад, в людях видеть только хорошее,слышать только хорошее,поступать только хорошо;рассказывание историй,притч вызывает интерес,захватывает внимание,внушает понятие о ценностях без усилий и не вызывает у учащихся сопротивления.Пртича при этом должна иллюстрировать какую-либо ценность;Групповая (творческая) деятельность помогает направить энергию учащихся в нужное русло и одновременно научит лучше ладить с людьми;Музыка и пение хором – это эффективные методы,помогающие детям как запомнить ценности,так и укрепить чувства спокойствия,любви и радости.Спокойная гармоничная музыка вызывает самые возвышенные чувства и поселяет в душе ощущения покоя и красоты настоящего момента Чтение и обсуждение рассказа «история из жизни» В начале учебного года классная руководительница шестого класса стояла перед своими бывшими пятиклассниками. Она окинула взглядом своих детей и сказала, что всех их одинаково любит и рада видеть. Это было большой ложью, так как за одной из передних парт, сжавшись в комочек, сидел один мальчик, которого учительница не любила. Она познакомилась с ним, так же как и со всеми своими учениками, в прошлом учебном году. Еще тогда она заметила, что он не играет с одноклассниками, одет в грязную одежду и пахнет так, будто никогда не мылся. Со временем отношение учительницы к этому ученику становилось все хуже и дошло до того, что ей хотелось исчеркать все его письменные работы красной ручкой и поставить единицу. Как– то раз завуч школы попросил проанализировать характеристики на всех учеников с начала обучения их в школе, и учительница поставила дело нелюбимого ученика в самый конец. Когда она, наконец, дошла до него и нехотя начала изучать его характеристики, то была ошеломлена. Учительница, которая вела мальчика в первом классе, писала: «Это блестящий ребенок, с лучезарной улыбкой. Делает домашние задания чисто и аккуратно. Одно удовольствие находиться рядом с ним». Учительница второго класса писала о нем: «Это превосходный ученик, которого ценят его товарищи, но у него проблемы в семье: его мать больна неизлечимой болезнью, и его жизнь дома, должно быть, сплошная борьба со смертью». Учительница третьего класса отметила: «Смерть матери очень сильно ударила по нему. Он старается изо всех сил, но его отец не проявляет к нему интереса и его жизнь дома скоро может повлиять на его обучение, если ничего не предпринять». Учительница четвертого класса записала: «Мальчик необязательный, не проявляет интереса к учебе, почти не имеет друзей и часто засыпает прямо в классе». После прочтения характеристик учительнице стало очень стыдно перед самой собой. Она почувствовала себя еще хуже, когда на Новый год все ученики принесли ей подарки, обернутые в блестящую подарочную бумагу с бантами. Подарок ее нелюбимого ученика был завернут в грубую коричневую бумагу. Некоторые дети стали смеяться, когда учительница вынула из этого свертка браслетик, в котором недоставало нескольких камней и флакончик духов, заполненный на четверть. Но учительница подавила смех в классе, воскликнув: – О, какой красивый браслет! – и, открыв флакон, побрызгала немного духов на запястье. В этот день мальчик задержался после уроков, подошел к учительнице и сказал: – Сегодня вы пахнете, как пахла моя мама. Когда он ушел, она долго плакала. С этого дня она отказалась преподавать только литературу, письмо и математику, и начала учить детей добру, принципам, сочувствию. Через какое-то время такого обучения нелюбимый ученик стал возвращаться к жизни. В конце учебного года он превратился в одного из самых лучших учеников. Несмотря на то, что учительница повторяла, что любит всех учеников одинаково, по– настоящему она ценила и любила только его. Через год, когда она работала уже с другими, она нашла под дверью учебного класса записку, где мальчик писал, что она самая лучшая из всех учителей, которые у него были за всю жизнь. Прошло еще пять лет, прежде чем она получила еще одно письмо от своего бывшего ученика; он рассказывал, что закончил колледж и занял по оценкам третье место в классе, и что она продолжает быть лучшей учительницей в его жизни. Прошло четыре года и учительница получила еще одно письмо, где ее ученик писал, что, несмотря на все трудности, скоро заканчивает университет с наилучшими оценками, и подтвердил, что она до сих пор является лучшей учительницей, которая была у него в жизни. Спустя еще четыре года пришло еще одно письмо. В этот раз он писал, что после окончания университета решил повысить уровень своих знаний. Теперь перед его именем и фамилией стояло слово доктор. И в этом письме он писал, что она лучшая из всех учителей, которые были у него в жизни. Время шло. В одном из своих писем он рассказывал, что познакомился с одной девушкой и женится на ней, что его отец умер два года тому назад и спросил, не откажется ли она на его свадьбе занять место, на котором обычно сидит мама жениха. Конечно же, учительница согласилась. В день свадьбы своего ученика она надела тот самый браслет с недостающими камнями и купила те же духи, которые напоминали несчастному мальчику о его маме. Они встретились, обнялись, и он почувствовал родной запах. – Спасибо за веру в меня, спасибо, что дали мне почувствовать мою нужность и значимость и научили верить в свои силы, что научили отличать хорошее от плохого. Учительница со слезами на глазах ответила: – Ошибаешься, это ты меня научил всему. Я не знала, как учить, пока не познакомилась с тобой... Рассказывание притч Творческая работа в группах Напишите что такое : непротивление несуждение непривязанность с помощью синквейнаПравила написания синквейна: 1 строчка – одно слово – синоним, обычно существительное.2 строчка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы, слова можно соединять союзами и предлогами.3 строчка – три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме.4 строчка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме в 1-ой строчке.5 строчка – одно слово – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке, обычно существительное.  «Наслаждение, роскошь - вот что вы называете счастьем, а я думаю, что ничего не желать - вот блаженство богов, и потому нуждается лишь в небольшом есть приближение к этому высшему счастью». Сократ «Обычная логика утверждает: если ты несчастлив, значит, у тебя нет счастья. А раз его у тебя нет, то иди и ищи. Парадоксальная же логика говорит: если ты пойдёшь искать счастье, то ты его потеряешь! Просто сядь и пойми, что оно у тебя есть». Сократ «Каждому человеку свойственны высшие потребности ввечных духовных ценностях (метапотребности).» А.Маслоу«Вечные ценности вызывают у каждого человека чувство радости и долга,чувство вдохновения,любви и сурового вечного порядка». А.Маслоу «Мы оказываемся в более одухотворенной жизни,…погру-жение в эту среду должно стать конечной целью образова-ния в самом широком понимании этого слова». А.Маслоу Хоровое пение на мелодиюпесни «Снег» в исполнении Ф.Киркорова Поверь в себя Угасает в руке свеча, Только в сердце еще Любовь Для нее ты живешь сейчас, Возрождаясь из пепла вновь! Научись смотреть вдаль, Подними глаза ввысь. Ты поймешь внутри есть Рай, Осознаешь свою Жизнь! Научусь смотреть вдаль, Подниму глаза ввысь, Я пойму внутри Рай, Осознаю свою Жизнь! В полуночной мгле луна, Звезды шепчут об одном, Что взойдет и моя Звезда, И осветит весь мир Добром! Будешь верить в себя всегда, Станешь радовать всех вокруг. В твоем сердце живет Бог И весь мир для тебя друг!Расстаются когда Ложь,Засыпают когда Тьма.Если в сердце живет Любовь –Значит Боль навсегда ушла!Просто ты поверь в себя!Просто сердце свое открой!Подними глаза в небеса,Ощути Мир и Покой!Буду верить в себя всегда,Стану радовать всех вокруг.В моем сердце живет БогИ весь мир для меня Друг!руг